Рентабельность сельскохозяйственного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является: освоение методики расчета и анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, отраслей и хозяйства в целом, изучение путей повышения рентабельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать краткую характеристику хозяйства.
Рассмотреть сущность и принципы рентабельности.
Рассмотреть понятия и виды рентабельности.
Проанализировать показатели рентабельности.
Наметить пути повышения рентабельности сельскохозяйственного предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя экономическую характеристику хозяйства СПК «Звезда» мы видим, что урожайность зерна и зернобобовых увеличилась на 32%, урожайность сахарной свеклы уменьшилась на 45,1% и подсолнечника уменьшилась на 70,5%. Уровень производства на 100 га с/х угодий уменьшился по всем показателям кроме товарной продукции. Уровень товарной продукции увеличился на 13%. Производство валовой продукции с/х на 1 среднегодового работника уменьшилась на 8,9%. Оплата труда на 1 работника уменьшилась на 4,3%. Себестоимость 1 ц с/х продукции в целом увеличилась. Себестоимость зерна увеличилась на 5,5%, повышение у сахарной свеклы (на 96,4%), снижение у подсолнечника (на 86,6%) и молока (на 28,2%). Сумма убытка в хозяйстве увеличилась на 61,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Рентабельность сельскохозяйственного производства

 

Термин «Рентабельность» ведет свое происхождение от слова «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

 

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка   (1)

 

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

 

Число ОБ. Капитала = Валовая выручка / Активы  (2)

 

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

Уровень общей рентабельности = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала  (3)

 

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

Рентабельность является одним из наиболее важных показателей оценки прибыльности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности используют также для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность производства (общая рентабельность) является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с величиной затраченных на ее получение средств производства. Рентабельность производства показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на один руб. производственных фондов), в процентах:

 

Rпроизв= [P/ (Cопф+Соб)]*100, где:          (1)

Р – общая сумма прибыли.

Сопф+Соб – среднегодовая стоимость основных и нормируемых оборотных средств.

Показатель рентабельности производства характеризует эффективность деятельности предприятия, показывая величину использованного капитала для получения прибыли. Рентабельность производства можно определить в любом диапазоне времени, но, как правило, на предприятиях в качестве отчетного периода для ее определения выбирается квартал или год.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к себестоимости продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на один руб. текущих затрат), в процентах:

 

Rпрод= (P/S)* 100, где:                (2)

 

Р-общая сумма прибыли.

S- себестоимость.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов продукции и эффективность текущих затрат.

Этот показатель важен для принятия текущих и стратегических решений, поскольку он показывает не только рентабельность или убыточность производимой продукции, но и степень. После определения уровня рентабельности по различным видам выпускаемой продукции на предприятии принимается решение о снятии с производства убыточных и малорентабельных видов продукции и увеличении высокорентабельных.

Для  того чтобы  легче рассчитать показатели рентабельности, рассмотрим исходные данные по хозяйству.

 

Таблица 4

Исходные данные

Показатели

По хозяйству

По району

2010 г

2011 г

1

2

3

4

Денежная выручка сельского хозяйства, тыс. руб.

5133

5629

15979

Денежная выручка от реализации продукции растениеводства, тыс. руб.

3914

4353

7763

Денежная выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб.

1219

1276

8216

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

4681

6056

14998

Себестоимость реализованной продукции растениеводства, тыс. руб.

2714

3845

5332

Себестоимость реализованной продукции животноводства, тыс. руб.

1967

2007

8628

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

3882

3775

4453

Площадь пашни, га

3415

3296

3500

Среднегодовая численность работников с/х, чел.

162

127

206

Производственные затраты с/х, тыс. руб.

15331

14951

х

Производственные затраты растениеводства, тыс. руб.

9413

9530

х

Производственные затраты животноводства, тыс. руб.

5918

5421

х

Затраты труда по с/х, тыс. чел. - час.

156

154

163

Информация о работе Рентабельность сельскохозяйственного производства