Рельеф и геопластика в ландшафтной архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:10, реферат

Краткое описание

Примеры создания искусственного рельефа — холмов, террас, земляных валов, амфитеатров и т. п. — известны с древних времен, но именно в наше время возможности техники выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроительстве. Современная техника позволяет создать практически любой рельеф, это налагает на архитектора особую ответственность, и выбор того или иного решения зависит от его знаний, вкуса, определенной творческой позиции. Вопросы композиции здесь тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют серьезного научного анализа, проведения экспериментальных работ.

Содержание

Введение……………………………………….............................................……… 3

Исторические предпосылки возникновения геопластики……………………………………………………… 4

Цели и задачи, которые достигаются при использовании приемов геопластики………………………………………………………. 6

Геопластика на частном участке………………………………... 9

Современные технологии в работе с рельефом…..…………… 11

Заключение…………………………………………………………………………….12


Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

 

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Орловский государственный  аграрный университет»

 

 

 

Инженерно-строительный институт

 

 

Специальность: 250203

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Введение в специальность»

 

 

 

 

Тема: «Рельеф и геопластика  в ландшафтной архитектуре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: И. А. Коваленко, ст-ка гр. Л-281(п)

          № зачет. кн.101437

 

__________________________________________

 

Проверил: М. Ф. Цой, доц. каф. СПиЛС, к.с.-х. н.

 

__________________________________________

 

 

 

 

 

Орел 2010

Содержание

 

 

Введение……………………………………….............................................………   3

 

      1. Исторические предпосылки  возникновения геопластики………………………………………………………  4

 

      1. Цели и задачи, которые достигаются при использовании приемов геопластики……………………………………………………….  6

 

      1. Геопластика на частном участке………………………………...  9

 

      1. Современные технологии в работе с рельефом…..……………  11

 

Заключение…………………………………………………………………………….12

 

 

Список литературы……………………………………………………………………13

 

 

Введение

 

Геопластика — одно из самых перспективных направлений  в современной ландшафтной архитектуре  — представляет собой разновидность  вертикальной планировки, которая в  большой степени преследует архитектурно-художественные цели.

Примеры создания искусственного рельефа — холмов, террас, земляных валов, амфитеатров и т. п. — известны с древних времен, но именно в  наше время возможности техники  выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроительстве. Современная техника позволяет создать практически любой рельеф, это налагает на архитектора особую ответственность, и выбор того или иного решения зависит от его знаний, вкуса, определенной творческой позиции. Вопросы композиции здесь тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют серьезного научного анализа, проведения экспериментальных работ.

Работая над искусственным  рельефом, необходимо учитывать ряд  специфических требований. Формы, рожденные  творческим воображением архитектора, должны тщательно проверяться на макетах, в противном случае их реальный эффект может резко отличаться от задуманного.

Как «геометрический», так  и «натуральный» искусственный  рельеф должны соотноситься со сложившимся  ландшафтным окружением, согласовываться с ним стилистически и масштабно. Новая форма может быть контрастной по отношению к своему фону, но не должна вносить дисгармонии в парковый пейзаж.

Лучшие ландшафты - это  те, которые кажутся естественными  на фоне окружающего пейзажа.

 

 

 

 

1. Исторические предпосылки возникновения геопластики

 

 

Мудрецы считали землю  одним из первоэлементов природы, наряду с водой, воздухом и огнем, одним  из четырех составных элементов  мироздания, входящим в состав всего  и вся. Земля как одно из слагаемых  космоса являлась не просто твердью под ногами, она понималась как сакральный объект и как таковой нуждалась в магических процедурах, направленных на укрепление существующего миропорядка. На заре цивилизаций практически все народы возводили на плоскости земляные и каменные сооружения, устремлявшиеся к небу: египетские пирамиды, ступенчатые пирамиды, мегалиты кельтов, курганы скифов. Образ «священной горы», запечатленной во всех этих играх с плоскостью и объемом, отражал, в первую очередь, представления о центре мироздания – месте, где фокусируются энергетические потоки, где небесное встречается с земным, божественное – с человеческим.

Самый яркий пример геопластической архитектуры – пирамида с множеством ступеней - зиккурат. Народ Месопотамии считал зиккурат воплощением сакральной (священной) горы, которая расположена в самом центре цивилизации, отсюда знакомое нам выражение «пуп земли».

В более поздние эпохи  сакральный смысл земляных работ  все больше стал уступать место утилитарному и эстетическому аспектам. Террасы  и подпорные стены знаменитых садов Семирамиды и античных вилл формировали не только ландшафт, насыщенный прекрасными видами, но и архитектурными растительными элементами. С помощью измененного рельефа собирались дождевые осадки и направлялись водяные потоки из источников, улучшалась инсоляция участка и состояние почвы, защищалось от ветра определенное пространство.

Чуть позже  древнеримские, а потом и итальянские  мастера  широко использовали техники преобразования рельефа. Они возводили замысловатые системы пандусов и террас, на которых разбивались прекрасные сады. Позже они получили название «итальянские». Вниз стекала вода, которая использовалась для создания фонтанов, каскадов, искусственных водоемов.

Еще один типичный пример творческой обработки холма –  английский Клермонт-парк (земляной амфитеатр, XVII век). Он представляет собой череду многоформных ступеней, в основном, вогнутых и выпуклых, с четкой геометрией, ведущих к небольшому пруду.

Подлинный расцвет геопластики  начался во второй половине XVIII века. Геопластика широко использовалась в практике паркостроения как способ изменения естественного рельефа. Создание искусственных холмов и насыпей, гротов и террас – мощное средство преображения ландшафта, позволяющее уйти от монотонности и однообразия равнинной местности, выявить и подчеркнуть красоту ландшафта. Необходимость введения геопластики связана с эпохой романтизма, охватившей все сферы жизни, искусства, архитектуры, в том числе и ландшафтной. Создание среды романтического настроения – зеленый берег извилистого ручья, озаренный раскидистыми деревьями, тенистый грот – идеальная атмосфера для мечтателя и романтика.

Двадцатый век вызвал к жизни увлечение абстрактным  искусством. Появление садов и  парков с абстрактными по форме земляными  сооружениями – далекими от утилитарности или внятной идеологии, «непонятными», но интересными с эстетической точки зрения объектами.

Все это богатейшее наследие разных эпох ныне к нашим услугам. Эпоха постмодернизма смешала все стили и допускает любую эклектику, обогащая ее новым смыслом. План организации рельефа может предполагать романтический грот, который может таить в себе вполне современный гараж, а покрытый подстриженной газонной травой вал может порой с успехом заменять забор, обозначая границу ваших владений, но при этом выглядеть гораздо презентабельнее.

Земляные насыпи, валы, террасы помогут скрыть то, чего мы не желаем видеть (соседские окна, индустриальные пейзажи) и создадут максимально полную иллюзию уединения, погруженности в природную среду.

 

2. Цели и задачи, которые достигаются при использовании приемов геопластики

 

Цели работ по формированию искусственного рельефа в садах и парках могут  быть как утилитарного, так и эстетического  порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа может преследовать и чисто художественные цели, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи — пьедестала, закрытия нежелательной перспективы, организации визуальной «рамки», заглубления партера, наконец формирования так называемого скульптурного рельефа.

Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно  разделить на три категории. Первая — воссоздание, имитация встречающихся  в природе форм, вторая — создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм и третья, когда архитектор, не подражая естественному ландшафту, в то же время не стремится и к нарочитой регулярности, отталкивается прежде всего от функции объекта, находя именно в этом источник композиционной выразительности.

Первый путь - воспроизведение искусственным путем натуральных форм - можно считать традиционным для классического, например, русского паркостроительства. В том или ином виде его можно наблюдать и в парках, созданных в самые последние годы — острова Сказок в детском парке Анапы, холм в парке Авиаторов в Ленинграде, гора в южной части олимпийского комплекса в Мюнхене и т. д.

Второе направление ставит своей  целью создание совершенно новых, скульптурных (отсюда происхождение термина «ландшафтная скульптура»), часто геометрических форм искусственного рельефа. Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодеятельности или в зрительские места у спортивных площадок. Искусственные тальвеги часто используют для устройства спусков и горок, по которым дети могут съезжать на специально оборудованные игровые площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тоннелями группы «холмов» образуют интересные игровые ситуации.

Искусственно созданный  рельеф позволяет ограничить участки  разного назначения, обогатить, индивидуализировать  среду, создать благоприятный микроклимат  Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой  они превращаются в катки. Заглубление на 40 см дает возможность без дополнительных ограждений заливать каток даже в бесснежные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприемные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфитеатр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает большое удобство. Помимо основного назначения, на его ступеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на площадке заливается каток, оставлять одежду, коньки и др.

Наиболее распространенные функциональные элементы обработки  рельефа - террасы, лестницы, пандусы, подпорные  стенки. Подчеркнуто искусственные формы рельефа можно наблюдать, например, в некоторых мемориальных выставочных и детских парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.

Земляные скульптуры абстрактной формы в парке  Флорали вместе с подчеркнуто  условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках - «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.

Еще большие возможности  открывает последний из трех вышеуказанных  приемов организиции искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Петербурге определена прежде всего утилитарными соображениями - разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновременно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение - монумент.

Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей.

Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали  насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены парковые сооружения. Эти «городки» возвышаются  на низменной пойменной территории, изредка затапливаемой паводковыми водами.

Спортивные поля парка  Трамбле в Париже, образуя в  плане гигантский цветок, расположены  таким образом, чтобы открыть  перспективы на центральную арену  и главный корпус из всех уголков  парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.  

 

3. Геопластика на частном участке

 

Далеко не каждому  в наших широтах достается  участок с интересным естественным рельефом земли. Но каждый может, творчески  подойдя к своим владениям, применить  приемы и идеи геопластики и смело вырваться за рамки примитивной плоскости.

Используя геопластику, легко найти интересное и оригинальное решение оформления детской игровой  площадки. Можно воспроизвести, например, элементы рельефа земли из любимых  приключенческих книжек: скалы, руины замка, пещеру... И наоборот, уголок отдыха и размышления для взрослых также может стать подходящим полигоном для упражнений в геопластике.

Главное, о чем следует  помнить, внося изменения в вертикальную структуру местности, – это гармония.

Еще одна привлекательная сторона применения в саду геопластики, которая не сразу бросается в глаза, – экологичность, «безотходность» этого приема при комплексной разработке участка. Речь идет о том, что грунт, вынутый из котлована при строительстве дома и копании пруда, не вывозится, засоряя окрестности, а используется на месте для благоустройства и художественного оформления территории.

Информация о работе Рельеф и геопластика в ландшафтной архитектуре