Анализ состояния сельского хозяйства стран Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ современного состояния сельского хозяйства западноевропейских стран. Для достижения заданной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть структуру агропромышленного комплекса в целом;
-рассмотреть развитие сельского хозяйства Западной Европы;
- исследовать факторы развития агросферы в Западной Европе;
-проанализировать основные показатели сельского хозяйства западноевропейских стран;

Содержание

Введение с.3- 4
Глава 1.
Особенности развития сельского хозяйства стран Западной Европы с.5-17
1.1 Понятие и структура агропромышленного комплекса
1.2 Сельское хозяйство западноевропейских стран
1.3 Факторы развития сельского хозяйства западноевропейских стран
Глава 2.
Анализ состояния сельского хозяйства стран Западной Европы с.18-31
2.1 Основные показатели земледелия стран Западной Европы
2.2 Основные показатели животноводства стран Западной Европы
2.3 Анализ экспорта сельскохозяйственной продукции стран Западной Европы
Заключение с.32
Список использованной литературы с33

Вложенные файлы: 1 файл

развитие сельского хозяйства в странах ЕС.docx

— 179.88 Кб (Скачать файл)

Сельскохозяйственная  биотехнология - одно из ведущих направлений общей биотехнологии, а сельское хозяйство - емкий рынок ее продукции. Сельскохозяйственная биотехнология содействует росту продуктивности и эффективности отрасли за счет сокращения сроков традиционной селекции. Она помогает ускорить выведение новых сортов растений и пород скота в три-четыре раза. Сейчас благодаря этому возникла возможность получать сорта сельскохозяйственных растений с более качественными характеристиками (например, повышенные показатели сахаристости сахарной свеклы, более высокое содержание сухого вещества в томатах, что позволяет сокращать затраты при переработке и т.д.). Сельскохозяйственная биотехнология позволяет также получить сорта растений с такими признаками, которые невозможно получить при традиционных методах селекции - устойчивые к засухам, низким температурам, невосприимчивые к гербицидам и болезням[6, 73].

Отметим еще две ресурсосберегающие, а  главное, экологически чистые технологии. Это органическое и точное растениеводство.

Органическое (или альтернативное) растениеводство предполагает выращивание сельскохозяйственных растений без применения пестицидов при сокращении доз вносимых минеральных удобрений. Для питания растений используют органические удобрения - навоз, компост, гумус и др. Данная технология зародилась в конце 80-90-х годов прошлого столетия в связи с упоминавшейся "исчерпанностью" традиционных методов и усилением негативных последствий химизации сельского хозяйства. Возросшие требования к экологии, особенно к экологической чистоте продовольствия, потребовали модификации традиционных технологий или даже отказа от них. В западных странах инициаторами отказа от применения пестицидов и других химикатов при выращивании фруктов, цитрусовых, винограда и других продуктов, потребляемых в натуральном виде, стали потребительские общества.

Продукты  органического земледелия дороже, чем  выращенные по традиционной технологии. Тем не менее многие в Европе согласны их приобретать, главным образом  по причине экологической безопасности.

На  долю США, западноевропейских и некоторых  других стран приходится 95% посевных площадей под органическим земледелием (в последние годы даже появился термин "биосельское хозяйство"). Следует отметить, что в списке стран, где оно ведется, США занимают только четвертое место, уступая  Австралии и Аргентине с их обширными естественными пастбищами.

Для стран Западной Европы такой тип  земледелия особенно актуален, учитывая относительно небольшие и даже малые  размеры их территории и высокую  плотность населения. Государство  уделяет этой проблеме большое внимание и предоставляет финансовые средства на проведение научных исследований, образование и стимулирование сбыта продуктов органического земледелия, а также сертификацию продукции[6, 74].

В 2009 г. в ЕС, по-видимому, вступят в  силу единые стандарты по маркировке продуктов, произведенных или выращенных без применения химикатов. Такое  решение после полутора лет дебатов  приняли министры сельского хозяйства  стран Сообщества. Знак "биопродукт ЕС" в обязательном порядке будет  размещаться на упаковках продукции  биосельского хозяйства. Рядом с  ней по желанию производителей можно  ставить и национальный биолейбл.

Защищая биофермеров, ЕС одновременно ужесточает и требования к ним. Так, товарный знак "биопродукт ЕС" предполагается присваивать только той продовольственной  продукции, которая на 95% состоит  из ингредиентов, произведенных в  условиях биологически чистой сельскохозяйственной среды. В настоящее время этот показатель составляет только 70%[6, 76].

Точное  земледелие предполагает дозированное внесение семян, удобрений и воды в почву в соответствии с потребностями растений и качеством почв. Совершенно необходимо проведение проб почв не только на одном поле, но и на разных его частях. Подобная технология требует оснащения тракторов и сельскохозяйственных машин крупных размеров, многорядных сеялок и другой агротехники компьютерами, сенсорами и другими современными устройствами [3, 605-607].

Чертой  развития сельского хозяйства, а  также одним из факторов экономического роста следует считать повышение  качества рабочей силы. Постиндустриальное сельское хозяйство предъявляет  высокие требования к качеству рабочей  силы. Обязательными требованиями становятся высокие образовательный уровень  и профессиональные навыки работников. Малообразованный, а тем более  малограмотный работник не в состоянии, например, применять биотехнологические методы, составлять банк данных животных, использовать систему глобального позиционирования.

В западных странах действует стройная система сельскохозяйственного  образования, существует множество  программ подготовки и переподготовки сельских кадров. И положительные  результаты сказываются.

Говоря  о современном сельском хозяйстве, нельзя не коснуться того направления  агропроизводства, развитие которого самым тесным образом связано  с решением энергетической проблемы. Имеется в виду производство биотоплива. Экспериментальные разработки в  данной области велись довольно давно  во многих странах.

Биомасса - практически идеальное сырье  для производства биотоплива. Прежде всего потому, что биомасса является возобновляемым источником энергии, запасам  которого не грозит истощение. Использование  биотоплива позволяет снизить выбросы  в атмосферу углекислого газа (в виде продуктов жизнедеятельности  человека и выхлопных газов)[2, 278].

Основными видами биотоплива являются этанол и  биодизель. Этанол, как правило, используют в транспортных средствах в смеси  с бензином. В настоящее время  в США 20% реализованного бензина  имеют добавку этанола.

Ведущие производители этанола в мире - США и Бразилия (по 45% мирового производства). Остальные 10% приходятся на Венесуэлу, Колумбию, Аргентину, Австралию, Таиланд, Индию, Японию, Канаду.

 

Главный производитель биодизеля - Европа (на западе континента - Германия и Франция, на востоке - Чехия и Польша). В  качестве сырья для него здесь  используют преимущественно рапсовое масло, а также подсолнечное масло, рыбий жир, отходы пищевой и лесной промышленности[6, 78-79].

Власти  европейских стран стимулируют  производство биотоплива с помощью  различных бюджетных мер, прежде всего налогового характера. Соответствующие  налоговые льготы действуют, в частности, в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах.

Хотя  биодизель пока обходится дорого по сравнению с традиционным нефтяным сырьем, в перспективе также планируется  увеличение его производства. Директивы  Еврокомиссии предусматривают к 2020 г. увеличить производство альтернативных видов топлива на 20%, довести их долю в энергопотреблении до 20% и  уменьшить вредные выбросы в  атмосферу также на 20%. В перспективе  в ЕС биодизель будет производиться  из импортного сырья - соевых бобов  и пальмового масла.

Сельское  хозяйство подобно другим отраслям экономики является объектом активного  государственного вмешательства. При  неодинаковых его масштабах в  разных странах и регионах в нем  обнаруживается ряд общих черт. Повсеместно  доход занятых в сельском хозяйстве  в среднем примерно на четверть ниже, чем у работников смежных отраслей агро-промышленного комплекса. Поэтому  везде главной заботой государства  становится поддержание фермерских доходов с помощью цен, налогов, кредита[6, 80].

В Европе государственная поддержка  сельского хозяйства началась позже, в 60-е годы. Направления и механизмы  ее воздействия сходны с американской.

В Западной Европе основные инструменты  государственного регулирования - залогово-закупочные операции, гарантированные цены и  прямые платежи производителям.

Залогово-закупочные операции практикуются с 30-х годов  прошлого столетия. Их суть в том, что  в период низких цен на сельскохозяйственную продукцию государство через Товарно-кредитную корпорацию берет у фермера произведенную продукцию под залог на хранение, а иногда и покупает ее, выдавая под нее кредиты. При этом действуют соответственно залоговые и закупочные цены. В период высоких цен, когда фермерам выгоднее продавать свою продукцию на открытом рынке, эта система не действует[2, 284-286].

В Европе введены гарантированные  цены на конкретные сельскохозяйственные продукты. Гарантированные цены считаются  самым эффективным методом государственного регулирования. В странах Западной Европы существует два вида гарантированных  цен - контрольная, или цена поддержки, и пороговая. Последняя действует  в отношении третьих стран  и носит протекционистский характер. В нее включены транспортные расходы  и тарифы.

Еще один способ государственного регулирования  производства - сокращение посевных площадей под определенными культурами (в  Западной Европе - еще и поголовья  молочного скота) и получение  за это прямых выплат от государства. На протяжении десятилетий в США  работали многочисленные программы  такого рода - по фуражному зерну  и отдельно по кукурузе, по хлопку и  др. Но практически все они оказались  неэффективными: добиться таким способом сокращения объема производства оказалось  невозможно вследствие роста урожайности. С середины 90-х годов участие  в программах сокращения посевных площадей для получения гарантированных  цен стало необязательным. Сейчас гарантированные цены распространяются на фермеров, соблюдающих определенные условия, в частности по защите земельных  и водных ресурсов[3,610-612].

Итак, результат государственного регулирования (внутренняя поддержка) состоит в  том, что фермер получает доход из двух источников - от реализации продукции и в виде прямых платежей от государства. Правительство избавляет фермеров от риска, связанного с реализацией товара на рынке. Фермерам гарантируется уровень дохода, не только покрывающий издержки производства, но и обеспечивающий определенную прибыль. Вместе с тем, скупая сельскохозяйственную продукцию или беря ее под залог, государство снимает часть ее с рынка и тем самым удерживает цены от дальнейшего снижения.

Однако  существование систем государственной  поддержки в  ЕС привело к тому, что цены на сельскохозяйственные товары здесь выше мировых - соответственно в 1.5 и 1.5-2 раза. Чтобы поддержать конкурентоспособность  на внешних рынках, правительство  стран Западной Европы в течение  десятилетий субсидирует экспорт. С этой целью оно выплачивает  экспортерам и производителям разницу  между внутренней и мировой ценой  продукта. Существует около десятка  экспортных программ такого рода, самые  известные среди них - программа  кредитных гарантий, программа, содействующая  партнерству государства и частного бизнеса в области освоения внешних  рынков[6, 80-82].

В целях повышения конкурентоспособности  сельского хозяйства европейских  фермеров Еврокомиссия приняла важные решения об уменьшении прямых бюджетных  субсидий. Размер субсидий более не зависит от объема производства, поскольку  подобная привязка стимулировала развитие инфляционных процессов. Уменьшена  также величина единовременных субсидий. Поддерживаться будут эффективные  фермеры, главным образом те, кто  практикует биосельское хозяйство. В соответствии с требованием  ВТО Еврокомиссия с 2010 г. прекратит  субсидирование производства твердой  пшеницы и оливкового масла, к 2012 г. - производства говядины, телятины, семян, крахмала, а к 2015 г. - сухого молока[6, 81].

В 15 странах ЕС общие масштабы "внутренней поддержки" сельхозпроизводителей  составляют в настоящее время 60 млрд. долл. В США они значительно  скромнее и имеют тенденцию к сокращению. Совсем невелики здесь и импортные тарифы на сельскохозяйственные товары - в среднем они достигают 12%, тогда как в странах ЕС - 30, в большинстве стран - членов ВТО - 60%.

Деятельность  государства в агросфере не ограничивается регулированием производства. Оно занимается также строительством и эксплуатацией  производственной инфраструктуры (дороги, сельская электрификация и телефонизация, мелиоративные объекты, склады, хранилища  и т.д.). Другие направления помощи государства - кредитное обеспечение  фермеров, организация образовательной, научной и внедренческой деятельности, охрана земельных и водных пространств, контроль качества продовольствия[3, 514].

Таким образом, через государственную службу внедрения все новинки науки и техники доводятся до каждого сельскохозяйственного производителя, что служит гарантией постоянной модернизации технического потенциала отрасли. многосторонняя активная деятельность государства в сельскохозяйственном секторе - один из важнейших факторов его высокой эффективности.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ состояния сельского хозяйства стран Западной Европы

2.1 Основные показатели земледелия стран Западной Европы

Таблица 1

Состав сельскохозяйственных угодий

 

Все сельскохозяйственные 
угодья, млн. га

из них, в процентах

пашня

прочие сельскохозяйственные угодья

2000

2008

2000

2008

2000

2008

  Австрия

3,4

3,2

41

43

59

57

Бельгия

1,4

1,4

62

61

38

39

Венгрия

5,9

5,8

79

79

21

21

Германия

17,1

17,0

69

70

31

30

Греция

8,5

8,3

32

31

68

69

Дания

2,6

2,7

86

87

14

13

Ирландия

4,4

4,3

24

25

76

75

Испания

29,8

28,7

45

44

55

56

Италия

15,6

13,9

54

52

46

48

Нидерланды

2,0

1,9

47

55

53

45

Норвегия

1,0

1,0

84

83

16

17

Португалия

3,8

3,5

43

31

57

69

  Великобритания

17,0

17,6

35

34

65

66

Финляндия

2,2

2,3

98

98

2

2

Франция

29,7

29,4

62

63

38

37

Швейцария

1,5

1,6

27

26

73

74

Швеция

3,2

3,1

86

84

14

16

Информация о работе Анализ состояния сельского хозяйства стран Западной Европы