Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифистации языка выполняют ведущую роль в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. (По данным Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожец) (4, с.28).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Этапы формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте 9
1.3 Психолого-педагогические условия формирования грамматического строя речи ребенка в ДОУ 15
Глава 2. Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и основные положения исследования 29
2.2 Изучение грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Система коррекционных мероприятий, направленных на формирование грамматического строя речи детей в старшем дошкольном возрасте 36
2.4 Результаты работа по формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 53
Список использованной литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсов.docx

— 26.97 Кб (Скачать файл)

Центральные части грамматики — морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц —  морфем и правила образования  и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная  сфера морфосинтаксиса (правил комбинации и расположения клитик, служебных слов, вспомогательных слов.

Обычно в грамматику включают также словообразование и грамматическую семантику, иногда — морфонологию; лексику и фонетический строй  языка (см. «Фонетика») чаще выносят  за пределы грамматики.

Важнейшие единицы грамматики (грамматические единицы) — морфема, слово, синтагма, предложение и текст. Все эти единицы характеризуются  определённым грамматическим значением  и определённой грамматической формой [12].

В речи ребенка последовательно  совершенствуются:

- Синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации);

- Морфологическая оформленность слов;

- Звуковой состав слов.

В период между тремя и  семью годами речь ребенка быстро обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем  потенциале речевой среды ребенок  может в совершенстве усвоить  грамматический строй родного языка  и его фонетическую систему, что  делает возможным быстрое обогащение словаря.

С самого начала овладение  грамматическим строем языка носит  творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и слове, на языковые обобщения, игры, экспериментирование со словом, Освоение форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.

Исследование, проводимое Ф.А.Сохиным и плодотворно изучаемое в настоящее время в центре семьи и детства РО, в лаборатории развития речи под руководством О.С.Ушаковой позволяет сделать выводы:

Формирование грамматического  строя языка ребенка протекает в общем

русле его речевого развития; формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого

развития, прежде всего диалога  и монолога, переход от дословной  смысло - семантической системы к ситуативной фразовой

непроизвольной речи, к  освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой  самодеятельности детей [8].

Формирование фонетики, лексики, грамматики протекает у ребенка  неравномерно и в определенной степени  не синхронно; на различных этапах онтогенеза на первый план - как центральное  новообразование - выдвигается та или  иная его сторона. В зависимости  от этого с развитием разных сторон языка приобретаются специфические  тенденции и новые взаимосвязи.

На третьем году осваиваются морфологические категории и формы при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного - двух простых предложений. Центральными новообразованиями в этот период являются словосочетание и освоение формы диалога со взрослыми, инициативные высказывания.

На четвертом году жизни  в тесной связи с расширением  словаря зарождается словообразование, словотворчество; формируются высказывания типа элементарных монологов (рассказов); активно осваивается звукопроизношение, главным образом посредством  игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни ребенка  знаменуется становлением речи произвольной, развитием фонематического восприятия, элементарными формами сознания языковой деятельности, которые проявляются, в частности, в языковых играх.

Шестой и седьмой год  жизни - это уже этап овладения  способами структурирования развернутого связного высказывания, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, способов осознания  предложения, слова, звука, этап формирования правильной речи - грамматической, фонематической. Это тот возрастной период, когда  осваивается умение вести со сверстниками, со взрослыми.

Управление грамматическим развитием детей педагог реализует прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и формы общения. В младших возрастных группах специально - организованные игры -занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять субъективность в общении. Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию [10].

Термин «грамматика» употребляется  в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании  в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

При формировании грамматически  правильной речи ребенка следует  различать работу над ее морфологической  и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис — словосочетания и предложения.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в  грамматике выражает какое-то общее  значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность  типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Некоторые особенности становления  грамматического строя речи детей  преддошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условнорефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка» [14].

Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные  предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое  общение, идеальные образцы для  подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не прои...


Информация о работе Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольно