Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифистации языка выполняют ведущую роль в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. (По данным Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожец) (4, с.28).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Этапы формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте 9
1.3 Психолого-педагогические условия формирования грамматического строя речи ребенка в ДОУ 15
Глава 2. Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и основные положения исследования 29
2.2 Изучение грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Система коррекционных мероприятий, направленных на формирование грамматического строя речи детей в старшем дошкольном возрасте 36
2.4 Результаты работа по формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 53
Список использованной литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсов.docx

— 26.97 Кб (Скачать файл)

Введение 3 
Глава 1. Состояние проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 6 
1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 6 
1.2 Этапы формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте 9 
1.3 Психолого-педагогические условия формирования грамматического строя речи ребенка в ДОУ 15 
Глава 2. Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 29 
2.1 Организация и основные положения исследования 29 
2.2 Изучение грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 31 
2.3 Система коррекционных мероприятий, направленных на формирование грамматического строя речи детей в старшем дошкольном возрасте 36 
2.4 Результаты работа по формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 46 
Заключение 53 
Список использованной литературы 55

 

Введение

 

В настоящее время в  теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого - педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так  как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают  затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности  ребенка дошкольного возраста.

Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи  и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, AM. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально - волевая сфера ребенка.

Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное формирование грамматического строя языка  ребенка - важнейшее условие его  полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифистации языка выполняют ведущую роль в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. (По данным Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожец) (4, с.28).

Овладение грамматическим строем языка ребенок осуществляет на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных

действий, игры, труда и  других видов детской деятельности, опосредованной словом, в общении  со взрослыми, детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя

многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического  руководства им.

Формирование грамматического  строя языка ребенка – спонтанный (А.В. Запорожец) процесс; ребенок извлекает» язык, его грамматическую систему  из факторов принимаемой речи, в  которой язык играет коммуникативную  функцию. Педагогическое влияние на этот

процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции  естественного овладения языком.

В своей работе особое внимание мы уделяем своевременному формированию грамматического строя языка  ребенка - как важному условию  его полноценного речевого и общего психического развития.

Актуальность исследования грамматического строя речи детей дошкольного возраста определила выбор темы исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматического строя речи».

Цель данной работы - определить психолого-педагогические условия  развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: особенности  формирования грамматического строя  речи в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: создание психолого-педагогических условий  для формирования речи у дошкольников в условиях ДОУ.

Для достижения определенной нами цели требовалось решение следующих  задач:

1. Выявить особенности формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить способы и условия формирования грамматического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Определить методы диагностики грамматического строя речи детей в дошкольном возрасте.

4. Проанализировать эффективность создания условий для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы: анализ и обобщение литературы по теме исследования; систематизация материала; тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

 

 

Глава 1. Состояние проблемы формирования грамматического строя  речи у детей старшего дошкольного  возраста

 

1.1 Особенности психического  развития детей старшего дошкольного  возраста

 

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать  период с 3 до 7 лет.

С 3 до 7 лет ребёнок овладевает склонениями, спряжениями глаголов. В этот период формируется регулятивная функция речи, т.е. использование  речи для регуляции собственного поведения [1].

Одновременно с развитием  речи интенсивно развивается мышление ребёнка. В период преддошкольного детства оно определяется преобладающей ролью восприятия, ведущей предметно-орудийной деятельностью ребёнка и носит наглядно-действенный характер, т.е. это мышление, в котором отражение сущностных связей и отношений предметной действительности осуществляется в процессе манипулирования, выполнения действий с реальными объектами. В рамках этой формы мышления формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления, когда осуществление какого-либо действия может происходить без участия практических действий, только в плане представлений, оперируя только образами. В начале образное мышление ребёнка ещё связанно с конкретными предметами и их свойствами, однако уже появляется возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Ребёнок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. находит решение методом проб и ошибок (наглядно-действенное мышление), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий. Мышление уже не связанно только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием, становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идёт о знакомой ситуации. Однако познание действительности, её существенных связей и зависимостей происходит главным образом но основе наглядно-образного мышления – полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребёнка -–наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления, в том числе логическому, понятийному[4].

Всё развитие ребёнка обусловлено  общением с близкими взрослыми. В  отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных  человечеством, где носителем этого  опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта  на первых порах выступает близкий  взрослый.

Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают  влияние на ребенка. Пути этого влияния  могут быть различными. Во-первых, важно  то, чего взрослый воспринимается ребёнком как субъект, как личность, как  представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников, в общении преобладает личностный мотив. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребенка тем, часто ставит перед ним задачи на познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребёнка.

Кроме того, общение ребёнка  со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребёнком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников[5].

Общение ребёнка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребёнок – взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно cлова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребёнком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребёнком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребёнка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирования ребёнка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.

В процессе психического развития ребёнка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М. И. Лисина (1986) рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе [12].

Первой формой общения, возникающей  в онтогенезе (в 2 – 6 мес), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребёнка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение занимает место ведущей деятельности в младенческом возрасте. Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес до 3 лет), где основной потребностью выступает потребность в сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-орудийной деятельности. Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательный, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе её лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его ещё ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответы на волнующие вопросы, становится взрослый. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М. И. Лисина, эта форма общения тесно связанна с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребёнок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье на работе родителей и т.д. [8].

 

1.2 Этапы формирования  грамматического строя речи в  старшем дошкольном возрасте

 

 

Современное и полноценное  овладение речью является первым важнейшим условием становления  у ребенка полноценной психики  и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с  первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и  побуждающее ребенка к овладению  речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

«Для речи, пишет М.М.Кольцова, - таким «критическим» периодом развития являются первые года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую [16].

Коммуникативная функция - самая  ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет  именно эту функцию. Потребность  в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование  речи ребенка в дальнейшем. К концу  второго года ребенок может уже  достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.

В возрасте после трех лет  ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для  него перестает быть только средством  общения, она уже выполняет и  другие функции, прежде всего функцию  познания: усваивая новые слова и  новые грамматические формы, ребенок  расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и  явлениях действительности и их отношениях.

Период с 3-х до 7 лет - это  период усвоения грамматической системы  русского языка. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки  для обогащения словаря.

Грамматика (от греч. ?????? —  «запись»), грамматический строй (грамматическая система) — совокупность закономерностей  какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).

Информация о работе Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольно