Риторические средства деловой беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: дать понятие риторики и охарактеризовать основные средства деловой беседы.

Содержание

Введение
1. Понятие риторики
2. Риторические средства деловой беседы
2.1 Деловой этикет
2.2 Деловая беседа как риторический жанр
2.3 «Малые жанры» деловой беседы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этика делового общения.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие риторики

2. Риторические  средства деловой беседы

2.1 Деловой этикет

2.2 Деловая беседа  как риторический жанр

2.3 «Малые жанры»  деловой беседы

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Академик Д.С.Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности.

Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

Цель данной работы: дать понятие риторики и  охарактеризовать основные средства деловой  беседы.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 15 страниц.

1. Понятие риторики

Риторика (греч. rhetorike) - наука об ораторском искусстве и шире -- о художественной прозе вообще. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях, полководцы произносили речи перед войском, граждане боролись за справедливость в суде, восхваляли героев, общественные события, ели диалоги, словесные баталии. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения.

История появления  на Руси довольно развитой теории ораторского  искусства датируется началом XVII в. В труде М.В.Ломоносова «Краткого руководства к красноречию» представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее  время термин «риторика» употребляется: в узком смысле - это обозначение  филологической дисциплины, изучающей  теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности; в широком смысле - неориторика или общая риторика (вызвано появлением новых языковедческих наук).

Риторика учит, как осуществлять общение, логично  и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией.

2. Риторические средства  деловой беседы

2.1 Деловой этикет

Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникации придерживаются так называемого принципа кооперации - основного правила эффективного общения. Но может образоваться и такое вопросно-ответное взаимодействие, в котором преобладает несогласие. Тогда возникают спор, дискуссия.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники  выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в различных ситуациях официального контакта.

Принятый порядок  и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

1) нормы, действующие  в сфере общения между равными  по статусу, членами одного  коллектива (горизонтальные);

2) установления, определяющие характер контакта  руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием  считается приветливое и предупредительное  отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К  монологическим относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).Жанры, основанные на диалоге, это: разговор; беседы; интервью; переговоры; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.

2.2 Деловая беседа  как риторический  жанр

Основная цель деловой беседы - убедить партнера принять ваши конкретные предложения. Задачами беседы выступает получение  служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности.

Подготовка к  проведению беседы начинается с предварительных мероприятий. Необходим четкий план - программа действия. Следует определить тему и цели обсуждения, оценить будущих участников общения и обстановку. Надо разработать стратегию достижения целей и тактику ведения беседы.

Сбор материала - трудоемкое дело, но это важнейшая стадия работы по подготовке будущего контакта. Целесообразно сразу же дополнить собранные материалы собственными примечаниями, затем систематизировать информацию и написать тезисы.

В начале беседы надо установить контакт с собеседником, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание и интерес партнера. При первых словах встречи желательно улыбаться, сказать несколько приятных слов личного характера, пошутить или использовать сравнение для краткого изложения ситуации. Правильное начало беседы предполагает указание ее целей, задач, объявление последовательности рассмотрения вопросов.

Сведения, с которыми вы хотите познакомить собеседников, надо представить кратко, точно и  ясно, с указанием источников информации и подчеркиванием их надежности. Излагайте преимущества и последствия, вытекающие из приведенных фактов.

В конце беседы необходимо сделать выводы из основных положений, сформулировать четко и  лаконично основные идеи. Опытные  деловые люди советуют оставлять  в запасе один сильный аргумент на тот случай, если собеседник в момент принятия решений начнет колебаться.

Деловая беседа - одна из форм получения деловой  информации, активизации интеллектуальных возможностей ее участников.

«Деловая беседа» - это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения). Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

дифференцированный  подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению поставленной цели;

критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

ощущение собственной  значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

ощущение сопричастности и ответственности в решении  затронутой в беседе проблемы;

В сравнении  с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

повышение компетентности руководителя благодаря учету, проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе;

возможность более  гибкого, дифференцированного подхода  к предмету обсуждения как следствие  понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

Деловая беседа благодаря эффекту обратной связи, который наиболее ярко проявляется именно в непосредственном межличностном взаимодействии, позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.

Значение деловой  беседы обусловливается ее функциями. Она является «генератором», «движущей  силой» многих сторон деятельности предприятий  или учреждений.

Деловая беседа - это устный контакт между партнерами, коллегами, связанными отношениями дела. В современной более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Деловая беседа отличается от других типов беседы тем, что она происходит в деловой  ситуации (ситуации делового общения) и направлена на решение конкретной проблемы; в результате такой беседы меняется существующая деловая ситуация и создается новая (конечно, в том случае, если беседа была эффективной, т.е. конкретная проблема получила в ходе то или иное свое решение).

Деловая беседа, если возникает не спонтанно, а планируется  заранее (что чаще всего бывает), требует особой специальной подготовки. Это один из надежных инструментов совместного поиска оптимального решения разнообразных экономических и социальных задач.

Беседа являет собой акт прямой взаимной коммуникации. Этим она существенно отличается от встречающихся в деловой практике форм письменного общения (деловое письмо).

Деловая беседа - это разговор преимущественно между  двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать  во внимание специфические особенности  личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

В теории управления беседа рассматривается как вид  делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

По такому основанию, как цели и методы ведения разговора, принято выделять в качестве самостоятельных следующие виды деловой беседы: беседа (собеседование) при приеме на работу, беседа при увольнении с работы, дисциплинарные беседы и собственно деловая беседа как обсуждение проблем, связанных с профессиональной деятельностью в области экономики, менеджмента, маркетинга, которую мы, чтобы отделить ее от других видов беседы, называем деловой (профессиональной) беседой.

Информация о работе Риторические средства деловой беседы