Деловая беседа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности деловой беседы.
Задачи:
- рассмотреть профессионализм, морально-психологический и нравственный облик делового человека;
- определить личность как субъект общения;
- выделить виды делового общения;
- изучить психику речи;
- обозначить этапы подготовки и проведения публичного выступления.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………….3
1. Профессионализм, морально-психологический и
нравственный облик делового человека…..…………………………………….4
2. Личность как субъект общения………………………………………………..5
3. Виды делового общения……………………………………………………….7
4. Психика речи…………………………………………………………………...9
5. Этапы подготовки и проведения публичного выступления………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

3853 Деловая беседа.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………….………………….3

  1. Профессионализм, морально-психологический и

нравственный облик  делового человека…..…………………………………….4

  1. Личность как субъект общения………………………………………………..5
  2. Виды делового общения……………………………………………………….7
  3. Психика речи…………………………………………………………………...9
  4. Этапы подготовки и проведения  публичного выступления………………10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение – процесс  взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение является сложным  социально-психологическим процессом  взаимопонимания между людьми. Уметь  общаться - значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. А самой распространенной формой делового общения является деловая беседа. Успех любого начинания напрямую зависит от того, насколько хорошо менеджер владеет навыками ведения деловой беседы, поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель работы: изучить особенности деловой беседы.

Задачи:

- рассмотреть профессионализм,  морально-психологический и нравственный  облик делового человека;

- определить личность  как субъект общения;

- выделить виды делового  общения;

- изучить психику речи;

- обозначить этапы  подготовки и проведения  публичного  выступления.

 

 

 

 

 

  1. Профессионализм, морально-психологический и нравственный облик делового человека

Профессионализм — способность  человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм предполагает:

- возмездность деятельности. Профессионал бесплатно не работает, это его хлеб.

- осуществление деятельности по принятым правилам и методикам;

- соблюдение признаваемых другими профессионалами требований к ее процессу и результатам[5,128].

В понятии «профессионализм»  отражается такая степень овладения  человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая  соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Эффективность работы каждого отдельно взятого работника системы управления определяется его не только профессиональными, но и нравственно-психологическими качествами.   Работник управленческого аппарата практически почти ежедневно сталкивается с необходимостью принимать решения и осуществлять нравственный выбор. Недостаточная гражданская зрелость работника, отсутствие или ослабление моральной ответственности приводят к существенному ущербу для общества. Именно действия, продиктованные моральной ответственностью, позволяют принимать правильное управленческое решение.

Принципиальность, требовательность, компетентность, научный подход, умение учитывать социальные, нравственно-психологические  и иные аспекты руководящей деятельности становятся все более важными  для работы кадров любых уровней системы управления.

  1. Личность как субъект общения

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Общение – сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается  в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную[2, с. 131].

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя  какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать  с другими людьми.

Коммуникативная сторона  общения. Коммуникация – процесс обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.

Впечатление, которое  возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется  представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

К свойствам создающим  барьер в перцептивном общении можно  отнести неумение слушать, надменность  и высокомерие, нетерпеливость и  нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

Интерактивная сторона  общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных  компонентов общения.

Интерактивная сторона  общения проявляется не только через  обмен информацией, но и через  усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам  организовывать какую-либо совместную деятельность.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а  так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в  конкретной области и др.

  1. Виды делового общения

По способу обмена информацией различают устное и  письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются  на монологические и диалогические.

К монологическим видам  относятся:

Приветственная речь;

Торговая речь (реклама);

Информационная речь;

Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

Деловой разговор - кратковременный  контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа - продолжительный  обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием  решений.

Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

Интервью - разговор с  журналистом, предназначенный для  печати, радио, телевидения.

Дискуссия;

Совещание (собрание);

Пресс-конференция.

Контактный деловой  разговор - непосредственный, "живой" диалог.

Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию[4, с. 36]

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные  документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение  может быть разделено на:

Материальное - обмен  предметами и продуктами деятельности;

Когнитивное - обмен знаниями;

Мотивационное - обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

Деятельностное - обмен  действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения;

Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут  выступать другие люди[5, с. 161].

  1. Психика речи

Язык – это система  знаков и символов. Речь – это  процесс пользования языком. Таким  образом, речь является реализацией  языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает  в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся  исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей  форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми[3,130]

Психологическая характеристика речи. Функции речи

1)Воздействия. Заключается  в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

2)Сообщения. Состоит  в обмене информацией (мыслями)  между людьми посредством слов, фраз.

3)Выражения. Заключается  в том, что, с одной стороны,  благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

4)Обозначения. Состоит  в способности человека посредством  слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

Свойства речи

1)Содержательность. Количество  выраженных в речи мыслей, чувств  и стремлений, их значительность  и соответствие действительности

2)Понятность. Синтаксически  правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

Информация о работе Деловая беседа