Особенности речевых ошибок школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в рассмот¬рении и анализе существующих классификаций речевых ошибок и недоче¬тов, определении типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах, создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1) изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать существующие классификации речевых ошибок и не¬дочетов;

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 106.09 Кб (Скачать файл)

      В школьной практике широко используется составление предварительного развернутого плана к данному или создаваемому тексту. Общеизвестно, что овладение умением составлять план и пользоваться им повышает качество высказываний: при работе над изложением план помогает осознать внешнее и внутреннее строение текста, сохранить композицию, облегчает работу памяти; при работе над сочинением составление «плана-канвы» может служить опорой для контрольных действий, если сочинение пишется в одном варианте и нет возможности его доработать. Однако требование подробного плана перед сочинением не всегда оправданно. Убедительные доводы, подтверждающие данную мысль, можно найти в статье Н. К. Грунского и других авторов:

        План совершенно уясняется, определяется и устанавливается всегда после того, как готово и выяснено содержание. Поэтому антапсихологически и, следовательно, антипедагогически заставлять учеников поступать вопреки здоровому мышлению и требовать составление подробного плана... То, что у образцового писателя является в результате работы, мы заставляем учеников проделывать с невероятными усилиями в начале... Конечно, план может быть начертан и в начале сочинения в самых кратких чертах, в виде известных набросков, которые не должны насиловать процесса дальнейшей работы. План необходим, но только нельзя его требовать перед написанием сочинения14.

        Мы считаем целесообразным составление окончательного развернутого плана после написания первого варианта работы, так как в этом случае план служит действенным средством речевого контроля на уровне макротекста, позволяя сопоставить то, что предполагалось, с тем, что получилось. С этой же целью может быть использована графическая схема текста.

       Для развития умения осуществлять речевой контроль и совершенствовать текст можно использовать рецензирование и редактирование учащимися работ друг друга (взаиморецензирование и взаиморедактирование), а также совместную работу двух учащихся над созданием речевого высказывания на основе предварительно созданных учениками текстов. Обучаясь рецензированию и редактированию, школьники постигают главную цель своей работы над связным текстом – то, что свои высказывания они пишут для читателя. Ориентация на конкретного собеседника придает работе над созданием высказывания дополнительную мотивацию, совместные поиски лучших языковых средств для выражения мысли, стремление отобрать наиболее интересный материал дают значительный положительный результат. Очень важны для развития ученика рецензии учителя на сочинения и другие творческие работы.

       Еще более эффективным приемом формирования у школьников умения осуществлять контроль над качеством текста является индивидуальная беседа, направленная на преодоление нарушений связности речи в письменных высказываниях школьников. В процессе беседы по содержанию сочинения учитель направляет ученика к осознанию опущенных в его работе содержательных связей. Это осуществляется с помощью ступенчатых наводящих вопросов, которые все ближе подводят ученика к конкретному ответу. Значение этого приема учебной работы раскрывает Н. И. Жинкин15.

       Учитель поступит неправильно, если отвергнет самый замысел пишущего... но он должен побудить ученика к поиску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст ученика, учитель может показать, как его по-разному следовало бы понять или почему в некоторых местах его вообще нельзя понять. Надо ввести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется «муками слова». Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и... приобретается собственный, оригинальный стиль речи.

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

         

                                    Заключение

      Вопросы содержания работы по развитию связной речи постоянно исследуются. Для совершенствования обучения необходимо углубленное изучение коммуникативного значения жанров литературы, изучение каждого из умений связной речи, их элементов (компонентов), изучение вопроса их формирования.

Вопрос о значении системы  в обучении никогда не был дискуссионным. При этом под системой, как правило, понимается регулярная (а не эпизодическая) работа над различными аспектами речи учащихся. Современный уровень педагогической науки позволяет уточнять понятие методической системы. Для этого требуется вычленить составляющие ее элементы, проанализировать их взаимосвязь и выдвинуть определенные ведущие принципы.

      В работе  представлена система упражнений, предусматривающих:

  1. знакомство учащихся с основными видами речевых недочётов;
  2. освоение норм литературного языка;
  3. использование синонимических средств;
  4. наблюдение за употреблением языковых средств в образцовом тексте;
  5. редактирование и правку текста;

предупреждающих такие речевые недочёты, как:

  1. неудачный выбор слова;
  2. неоправданный повтор;
  3. пропуск необходимого слова;
  4. ошибки в лексической сочетаемости слов.

       Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как дополнение к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.

       Анализ особенностей культуры общения, пути развития умения использовать знания языка и его возможностей для того, чтобы правильно выражать свои мысли, не допускать речевых ошибок, овладеть правилами этикета и стилистическими приемами, а также практические рекомендации по определению причин речевых ошибок и путях их преодоления, по способам организации разных типов устной и письменной речи, по совершенствованию навыков общения определяются в работах известных российских лингвистов. Анализируя методы подхода к комплексу приемов работы по развитию речи, предупреждению и исправлению ошибок, можно выделить следующие принципы:

1)  сочетание работы по формированию таких умений, как умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал к высказыванию, совершенствовать написанное с работой над определенными композиционными формами высказываний;

2)  приведение высказываний самостоятельного характера и собственных примеров на изучаемую тему на всех этапах обучения;

3)  реализация связей между элементами языковой системы.

      Реализация этих связей предполагает опору на полученные учениками знания, умения и навыки, их развитие с учетом перспектив в работе по совершенствованию связной речи.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                           Список используемой литературы

1.  Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся//РЯШ. - 2000. - №2.

2.  Баринова Е.А. Методика русского языка. Учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы педагогических институтов. М., Просвещение, 1974.

3.  Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979.

4.  Грунский Н. К. Развитие речи. Сб. метод ст. / Под ред. А.М. Лебедева. -М.;Пг., 1923.

5.  Демиденко Л.П. Речевые ошибки. - Минск, 1986.

6.  Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сб. ст. - М., 1966.

7. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых. - М., 1986.

8.  Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок. - М., 1980.

9.  Ладыженская Т. А. Развитие речевого самоконтроля. - М., Знание, 1990.

10.Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. - М., Просвещение, 1983.

11.П.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., Знание, 1976.

12.Мамушин В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля»//РЯШ. - 1990, №1.

13.И.Мурашов А.А. Культура речи. - М.; Воронеж, 1989.

14.Мучник Б. С. Практическая стилистика. - М., Просвещение, 2000.

15.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся старших классов. - М., Просвещение, 1976.

16.Основы методики русского языка в 4-8 классах. Пособие для учителя/ под ред. А. В. Текучева и др. - 2 издание, переработанное. - М., Просвещение, 1983. (Библиотека учителя русского языка)

17.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1980. (Библиотека учителя русского языка)

18.Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. - М., 1964.

19.Полищук Г.Г. Русский язык и культура общения. Пойми меня правильно... Научно-популярное издание. Саратов, Изд. "Слово", 1998.

20.Практические занятия по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература" / Сост. О.П. Ермакова - М., Просвещение, 1985.

21.Русецкий В.Ф. Работа над ошибками. - 1997.

22.Сивакова Ю.Н. Нормативный и коммуникативный подходы к классификации речевых нарушений в связи с задачами оценки правильности речи.-СПб, 1997.

23.Соловейчик М. С. Культура речи. - М., Просвещение, 1999.

24.Сотова И. А. Формирование речевого самоконтроля. // РЯШ. - 2001.

25.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., переработанное. Для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература", М., Просвещение, 1980.

26.Цейтлин С.К. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

27.Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. - М., Просвещение, 1986 (Мир знаний).

28.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Русский язык и литература",_М.,_Просвещение,_1977.                                                                                                           29.Шоцкая Л.И. Сборник упражнений по истории русского литературного языка. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература". - М., Просвещение, 1983.

1 Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979. – С.19.

2 И.Мурашов А.А. Культура речи. - М.; Воронеж, 1989. – С.52

           3 Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. - М., 1964. – С.39.

4 Цейтлин С.К. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982. – С.18

             5 Мамушин В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля»//РЯШ. - 1990, №1. – С.14

6 Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых. - М., 1986. – С.27.

 7 Сивакова Ю.Н. Нормативный и коммуникативный подходы к классификации речевых нарушений в связи с           задачами оценки правильности речи.-СПб, 1997. – С.39.

8 Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся//РЯШ. - 2000. - №2. – С.18

9 Ладыженская Т. А. Развитие речевого самоконтроля. - М., Знание, 1990. – С.51.

10 Соловейчик М. С. Культура речи. - М., Просвещение, 1999. – С.12

11 Ладыженская Т. А. Развитие речевого самоконтроля. - М., Знание, 1990. – С.15

12 См. приложение

13 См. приложение

14 Грунский Н. К. Развитие речи. Сб. метод ст. / Под ред. А.М. Лебедева. -М.;Пг., 1923. – С.142.

15 Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сб. ст. - М., 1966. – С.14.

 


Информация о работе Особенности речевых ошибок школьников