Определение понятия «сценарий».Основные этапы работы над сценарием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы взглядов, идеологии, но не приобрели стержень, который бы держал все общество в единстве и стремлении к духовности и воспитанию. Задача специалиста культурно-досуговой деятельности – воспитание достойного гражданина своего Отечества. Одним из возможных методов такого воспитания являются массовые формы досуга, каждая из которых является художественно-педагогической системой и может влиять на всех участников и зрителей. Поэтому так важно рассматривать режиссуру в контексте культурно-досуговой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

наташа режес).docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Действие нужно организовывать в характере народной, скоморошьей  игры.

Посередине выбранной для представления  сценической площадки на табурете или  скамье помещается старушка-сказительница. Можно попытаться создать образ  пушкинской няни Арины Родионовны, внешний облик которой хорошо знаком нам по множеству описаний и рисунков. Надо дать ей в руки работу – лучше всего прялку с веретеном (можно сделать самим из папье-маше) или вязание с длинными спицами. Перед исполнением сказки можно  прочитать обращенное к няне стихотворение  «Буря мглою небо кроет…», словно вызывающее на сцену ее образ.

Сегодня няня в веселом настроении: она рассказывает сказочку с юмором, с удовольствием, с лукавой народной хитрецой. Появление каждого героя  сказки она встречает с улыбкой, кивает в его сторону головой, шутливо пугается беса, смеется над  незадачливым бесенком.

 

 

                                        Действие первое.

 

Усевшись на свое место, рассказчица  начинает сказку.

 

Рассказчица.

                                      Жил-был поп

                                     Толоконный лоб.

В интонации второй строчки  ясно слышно – «глупый поп», «дурак». Рассказчица кивает в сторону, и к публике выходит он сам, в рясе, сапогах, шляпе, с длинной бородой. В одной руке у него сумка для покупок, в другой – кошель, звенящий деньгами. Поп жаден и скуп, суетливо пересчитывает деньги в кошельке, озираясь трусливо, как бы не подсмотрели его богатств.

 

                                      Пошел поп по базару

                                      Посмотреть кой-какого товару.

                                      Навстречу ему Балда.

 

Появляется Балда. Он должен быть мощнее попа, настоящий богатырь. Курчавая голова, широкая рубаха из мешковины, деревенские штаны, лапти, подпоясан веревкой. Балда появляется с противоположной стороны; рассказчица представляет его зрителю с веселым добродушием.

 

                                     Идет, сам не зная куда.

 

Балда увидел попа, и весь их следующий разговор идет так, что рассказчица находится между ними и может не только вставлять свои реплики, но и оценивать каждую сказанную попом и Балдой фразу.

 

Балда.

Что, батька, так рано поднялся?

                            Чего ты взыскался?

 

Рассказчица (ее забавляет эта встреча).

                                      Поп ему в ответ:

 

Поп:

                                           Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

                                  А где найти мне такого

               Служителя не слишком дорогого?

 

И рассказчица и Балда оценивают жадность попа, который хочет недорого приобрести работника на все руки, и Балда, чуть подумав, подмигнув, решает наказать корыстного попа.

 

Рассказчица (довольная предстоящим ответом).

                                      Балда говорит:

 

 

Балда.

                                   Буду служить тебе славно,

                                  Усердно и очень исправно,

                                 (Четко, почти по слогам.)

                                  В год за три щелка тебе  по лбу,

                                  Есть же мне давай вареную полбу.

 

Последняя строчка говорится  снисходительно: на еду, мол, я не прихотлив, главное- шелчки.

 

Рассказчица (насмешливо).

                                      Призадумался поп,

                                     Стал себе почесывать лоб.

 

Поп (рассматривая боязливо могучие руки Балды).

                                     Щелк щелку ведь розь.

 

Молчаливое раздумье. Поп  то готов согласиться, то отходит, словно отказывается. Балда и рассказчица ждут ответа попа. Тот наконец махнул рукой, решился.

 

Рассказчица (с удовольствием, предвкушая справедливый конец сказки).

                                    Да понадеялся он на русский  авось.

                                     Поп говорит Балде:

Поп.

                                  Ладно,

                                  Не будет нам обоим накладно.

                                  Поживи-ка на моем подворье,

                                  Окажи свое усердье и проворье.

 

 Как хозяин, поп схватил Балду за пояс-веревку, уходит в свою сторону.

 

                               Действие второе.

 

Рассказчица (оставшись одна, искренне расхваливает трудолюбивого Балду).

                              Живет Балда в поповом доме,

                              Спит себе на соломе,

                              Ест за четверых,

                               Работает за семерых;

                              До светла всё у него пляшет,

                              Лошадь запряжет, полосу вспашет,

                              Печь затопит, все заготовит,  закупитЮ

                              Яичко испечет да сам т облупит.

                              Попадья Балдой не нахвалится,

                              Поповна о Балде лишь печалиться,

                              Попенок зовет его тятей;

                               Кашу сварит, нянчится с дитятей.

Во время этого рассказа сзади рассказчицы проходит Балда; на плече у него доска, в руке горшок с едой, в другой руке ребенок – кукла в одеяле, которую он укачивает; на шее – хомут. Наблюдая его работу, не спеша, проходит попадья; она грызет яблоко.

         

 

 

 

                                 Действие третье.

 

На пустую сцену выходит  насмешливо встречаемый рассказчицей глубоко задумавшийся поп.

Рассказчица.

                              Только поп один Балду не любит,

                              Никогда его не приголубит,

                               О расплате думает частенько.

Поп (боязливо).

                               Время идет и срок уж близенько.

Рассказчица (со справедливым удовольствием).

                                Поп ни ест, ни пьет, ночи  не спит:

                                Лоб у него заранее трещит.

На другой стороне появляется попадья, толстая, румяная баба, с  пестрым платком на голове и яркой  цветной шалью на плечах; она все  время что-то есть (например, грызет семечки). Поп мелкими шажками  подбегает к ней, что-то шепчет. Попадья  перестает есть.

Рассказчица.

                        Вот он попадье признается:

Поп:

                         Так и так: что делать остается?

Рассказчица:

                         Ум у бабы догадлив,

                         На всякие хитрости повадлив.

Попадья придумала, весело притопнула ногой.

Рассказчица.

                          Попадья говорит:

Попадья.

                             Знаю средство,                  

                             Как удалить от нас такое  бедство:

                             Закажи Балде службу, чтоб стало

                                              ему невмочь.

                            А требуй, чтоб он исполнил  точь-в-точь.

                           Тем ты и лоб от расправы  избавишь

                           И Балду без расплаты оставишь.

Поп смеется, потирая руки с облегчением. Попадья, снова щелкая семечки, уходит.

 

Рассказчица.

                          Стало на сердце попа веселее, 

                          Начал он глядеть на Балду посмелее.

Приплясывающий от радости  поп вдруг останавливается, принимая хозяйски-озабоченный вид.

                            Вот он кричит:

Поп.

                           Поди-ка сюда,

                           Верный мой работник Балда.

Выходит Балда; за ним волочится длинная веревка, которую он плетет.

Поп.

                        Слушай: платить обязались черти

                        Мне оброк по самой моей  смерти;

                        Лучшего б не надобно дохода,

                       Да есть на них недоимки  за три года.

(Еле сдерживая смех, стараясь сохранить серьезный  вид).

                        Как наешься ты полбы,

                        Собери-ка с чертей оброк мне  полный.

(быстро уходит со  сцены, довольный своей хитростью).

 

Список  использованной литературы

 

1.  Акимов  Н.П. О режиссуре. Театральное  наследие. / Н.П. Акимов– М., 1978.

 

2.  Аль Д.М.  Основы драматургии/ Д.М. Аль  – М., 1991

 

3.  Бакланова  Н.К. Профессиональное мастерство  работника культуры. Учебное пособие./ Н.К. Бакланов- М.,1994. 120 с.

 

4.  Беседы  К.С. Станиславского. – М: Сов.  Россия, 1990.

 

5.  Бенефанд А.В. Праздники: сущность, история, современность/ А.В. Бенефанд.- Красноярск, 1986

 

6.  Бобков  И.В. Нормативная модель сфер  досуга / И.В. Бобков// Социологические  исследования. – 1989.- № 2

 

7.  Волосова  Е. Эмоциональное воспитание/ Е.  Волосова- М.,1991.

 

8.  Выготский Л.С. Психология искусства./ Л.С. Выготский- М., 1968.

 

9.  Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами/ Г.М. Галуцкий.-М., 1998.

 

10.  Генкин  Д.М. Театрализация как творческий  метод культурно-просветительной  работы./ Д.М. Генкин.- Л., 1982

 

11.  Генкин Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы/ Д.М Генкин. – М.: Просвещение, 1987

 

12.  Генкин Д.М. Массовые праздники. / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1981.

 

13.  Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба./ Д.М. Генкин.- Л., 1978.

 

14.  Генкин Д.М. Возможные использования художественных выразительных средств в методике театрализации./ Д.М. Генкин А.А. Конович - М., 1982.

 

15.  Горчаков  Н.М. Работа режиссера над спектаклем/ Н.М. Горчаков - .М.: Искусство,1957.

 

16.  Достоевский  Ф.М. Собр. Соч. в 10 том. Т.3/ Ф.М.  Достоевкий - М., 1956.

 

17.  Драч Г.В.  Культурология/ Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону, 1999

 

18.  Дронов  Л.А. Режиссура театрализованных  массовых праздников./ Л.А. Дронов  – Л., 1987.

 

19.  Евтеева  Г.А. Свободное время и развитие  личности/ Г.А. Евтеева // Советская  педагогика. – М.,1990,№11.

 

20.  Евтеева  Г.А. Психолого-педагогический вопросы клубной работы./ Г.А. Евтеева- Л., 1976.

 

21.  Ерошенко И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками./ И.Н. Ерошенко – М.: Посвещение,1982.

 

22.  Жарков  А.Д. Организация культурно-просветительской  работы: Учеб. пособие./ А.Д Жарков – М.: Просвещение, 1989.

 

23.  Жигульский К. Праздник и культура. Пер. с польск./ К. Жигульский – М.: Прогресс, 1985.

 

24.  Жуковская  Р.И. Игра и ее педагогическое  значение./ Р.И. Жуковская. – М., 1975.

 

25.  Закон  РФ «Основы законодательства  Российской Федерации о культуре»  (с изменениями на 23 июня 1999)//Образование  и культура. 2000 № 1.

 

26.  Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера./ Б.Е. Захава. – М.: Советская Россия, 1964.

 

27.  Иконникова  С.Н. Диалог о культуре./ С.Н.  Иконникова- Л.: Лениздат, 1987.

 

28.  Каргин  А.С. Самодеятельное художественное  творчество: История. Теория. Практика: Учеб. Пособие, А.С. Каргин. – М.,1988.

Информация о работе Определение понятия «сценарий».Основные этапы работы над сценарием