Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Рецензия — жанр журналистики и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского "recensio" означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо". Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы + тест.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

4) Ограничение возможности  лексической сочетаемости слов. Например, служебное письмо –  составляется (не пишется, не направляется, не посылается);

5) Преобладание имен существительных;

6) Использование отглагольных  существительных (проезд, выполнение);

7) Большинство форм инфинитива  выступают в значении долженствования (считать, принять, должен, обязан);

8) Почти полное отсутствие  личных местоимений 1 и 2 лица  и соответствующих личных форм  глагола;

9) Употребление преимущественно  форм настоящего времени глагола  в значении предписания или  долженствования, а также форм  глагола со значением констатации  (комиссия осмотрела);

10) Широкое распространение  сложных отыменных предлогов  (в целях, в силу, по линии,  в части);

11) Употребление по преимуществу  следующих синтаксических конструкций:  простые предложения (как правило,  повествовательные, личные, распространенные, полные), с однородными членами,  обособленными оборотами, с вводными  и вставными конструкциями, преобладание  в предложениях союзной связи  над бессоюзной; безличные предложения;

12) Использование прямого  порядка слов в предложениях;

13) Сжатость, максимальная  краткость, компактность изложения,  лаконизм формулировок, экономное  использование языковых средств;

14) Стандартное расположение  материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

15) Широкое использование  терминологии, номенклатурных наименований (юридических, военных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии, включение в текст сложносокращенных слов, аббревеатур;

16) Частое употребление  отглагольных существительных, отыменных  предлогов (на основании, в соответствии с, в деле, в силу и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей предложения (на случай, если…, на том основании что… и т.п.);

17) Повествовательный характер  изложения (нейтральный тон), использование  номинативных предложений с перечислением;

18) Прямой порядок слов  в предложении как преобладающий  принцип его конструирования  (точность, исключающая двоякое понимание);

19) Тенденция к употреблению  сложных предложений, отражающих  логическое подчинение одних  фактов другим;

20) Почти полное отсутствие  эмоционально-экспрессивных речевых  средств;

21) Слабая индивидуализация  стиля;

22) Достоверность и объективность;

23) Безупречность в юридическом  отношении. Т.е.должна быть стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения;

24) Соответствие нормам  официального этикета, который  проявляется в выборе устойчивых  форм обращения и соответствующих  жанру слов и словосочетаний, в построении фразы и всего  текста.

По возможности точно  и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно следственые связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т. д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения,упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.

5. Особенности устной публичной речи.

Публичное выступление допускает  чтение по заранее приготовленному  тексту, но зачастую это демонстрирует  неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с  листа. Хотя следует отметить, что  на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному  материалу, так как приблизительность здесь недопустима.

Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком  быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном  языке.  Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде.

 Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо, продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.

 

Между слушателями и оратором должен появиться психологический  контакт. Особый интерес для говорящих  и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную  речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора, скорее всего, свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

 Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.

Ораторское искусство  – это искусство построения и  публичного произнесения речи с целью  оказания желаемого воздействия  на аудиторию. Под этим искусством понимаются умелое владение словом, высокая степень  мастерства говорящего. Находясь в  центре внимания самой аудитории, оратор подвергается всесторонней оценке, начиная  от внешнего вида, манеры поведения  и заканчивая личным обаянием, т. е., чтобы рассчитывать на внимание и  уважение этой аудитории, оратор должен обладать определенным набором навыков  и умений. Это должен быть человек  высокоинтеллектуальный, эрудированный  и визуально притягивающий внимание. Он должен свободно ориентироваться  как в области литературы и  искусства, так и в области  науки и техники.

Особым моментом в ораторском искусстве является аудитория. Человек, который выступает, должен учитывать, что в начале лекции или собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор должен привлечь к  себе внимание не одного десятка людей, чтобы из отдельных слушателей они  сложились в социально-психологическую  общность людей с особенными коллективными  переживаниями.

Уже сложившаяся аудитория  обладает некоторыми признаками. Например, один из таких признаков – это однородность (неоднородность) аудитории,    т.е. пол, возраст, уровень образования и профессиональные интересы слушателей. Важен и количественный состав присутствующих. Не стоит устраивать дискуссию в большой аудитории, где трудно использовать аргументы, понятные всем. А вот маленькую аудиторию отличает отсутствие целостности. Но малочисленной аудиторией легче управлять и обсуждать с ней спорные вопросы, можно акцент делать на дискуссионный характер общения. В этом случае оратор должен очень хорошо знать предмет и задачи своего выступления. А вот читать с заранее заготовленных конспектов в данной ситуации вряд ли получится.

 Чувство общности –  это еще один признак, отличающий  аудиторию. Оно проявляется при  определенном эмоциональном настрое  слушателей, когда весь зал в  одном эмоциональном порыве аплодирует  оратору или неодобрительно качает  головой. В такой аудитории  у каждого человека отсутствует  личное «я», каждый подчиняется  общему и бессознательному «мы».

Еще один мотив – мотив  действия слушателей. Посещая лекцию, люди руководствуются определенными  соображениями. Психологи выделяют три группы моментов:

 1) интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересна тема);

 2) морального плана (обязаны присутствовать);

 3) эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, приятно его слушать). Отсюда разный настрой слушателей на восприятие выступления. Оратор должен сразу понимать и учитывать все перечисленные признаки. Хорошего оратора отличает умение согласовать свои цели с уровнем подготовки аудитории.

 В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Например, в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где такие явления, как приблизительность и неточность, не допустимы. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки. Существует множество классификаций аргументов. Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.

 К логическим аргументам относятся следующие суждения: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах. В процессе аргументации нужно разделять понятия «факт» и «мнение».

Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло  на самом деле.

 Мнение же выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а также они могут быть предвзятыми и ошибочными. И именно поэтому факты являются более надежными аргументами, которым следует доверять и верить. Одними из самых серьезных доводов являются статистические данные. С цифрами трудно поспорить, но нельзя ими злоупотреблять, так как можно потерять внимание аудитории. Но главное, чтобы эти данные отражали реальное положение дел.

 При споре между  выступающим и самой аудиторией важную роль также играют психологические аргументы. Если оратор во время выступления умело воздействует на чувства слушателей, то его речь становится более красочной и лучше запоминается. С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства, что помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды: к чувству собственного достоинства; от сочувствия; аргумент от обещания; от осуждения; от недоверия; от сомнения.

При использовании психологических  аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими. Следует помнить, что психологические аргументы могут быть использованы в качестве уловок и спекулятивных приемов.

Вести спор – это целое  искусство. Опытный оратор не рвется вперед, он изучает ошибки противника, но не спешит ими воспользоваться. Он старается завоевывать аудиторию  хорошими и правильными репликами, приберегая главное для решающей части дискуссии. В споре всегда надо иметь четкое представление  о предмете спора и самые сильные  аргументы оставлять в запасе.

 

 

6. Лингвистические особенности разговорной речи.

Разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного  языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют  единую кодифицированную основу, то разговорная  речь противопоставляется им как  некодифицированная сфера общения. Кодификация — это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорного общения не фиксируются.

Разговорная речь как особая функциональная разновидность языка, а соответственно и как особый объект лингвистического исследования характеризуется тремя экстралингвистическими, внешними по отношению к языку, признаками. Важнейшим признаком разговорной  речи является ее спонтанность, неподготовленность. Если при создании даже таких простых  письменных текстов, как, например, дружеское  письмо, не говоря уже о сложных  текстах типа научной работы, каждое высказывание обдумывается, многие “трудные”  тексты пишутся сначала вчерне, то спонтанный текст не требует подобного  рода операций. Спонтанное создание разговорного текста объясняет, почему ни лингвисты, ни тем более просто носители языка  не замечали его больших отличий  от кодифицированных текстов: языковые разговорные особенности не осознаются, не фиксируются сознанием в отличие  от кодифицированных языковых показателей. Интересен такой факт. Когда носителям языка для нормативной оценки предъявляются их же собственные разговорные, высказывания типа “Дом обуви” как проехать? (кодифицированный вариант: Как проехать к “Дому обуви”), то часто эти оценки бывают негативными: “Это ошибка”, “Так не говорят”, хотя для разговорных диалогов подобное высказывание более чем обычно.

Второй отличительный  признак разговорной речи состоит  в том, что разговорное общение  возможно только при неофициальных  отношениях между говорящими.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"