Контрольная работа по "русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

История и культура народа находит отражение в языке. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во «внутреннем мире» человека, находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.
Язык — неотъемлемая часть не только цивилизованного, но и вообще всякого человеческого общества. Нормативность – это соблюдение языковых норм, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала» или правильного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

русский.docx

— 24.58 Кб (Скачать файл)

  НОУ  ВПО МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Барнаульский филиал


 

Факультет _______________ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА____________________

 

Группа_______________________________    Зачетная книжка № ____________________

КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА

По ____________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

На тему (вариант)_____________________________________________________________ 

____________________________________________________________________________

Студентки_____курса  ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Преподаватель ___________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

Дата отправки работы в филиал ________________________________________________

 

Место работы и занимаемая должность _________________________________________

 

 

Дата возвращения контрольной работы _____________  Оценка (зачет, незачет)_____________

(заполняет    преподаватель)

Подпись преподавателя ___________

 

 

Рецензия:

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

____________________________________________________________________________

на тему __________________________________________________________

_______________________________________________________________

студентки ______ курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формы обучения (зачетная книжка  №________________ )

___________________________________________________________________________

                                   (фамилия, имя, отчество студента)

Рецензировал работу _____________________ _____________________________________

          (должность, степень преподавателя)               (Инициалы и фамилия преподавателя)

  1. Положительными чертами данной работы являются:*

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Наряду с ними выявлены следующие недостатки:*

а) по оформлению работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по содержанию: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К числу грубых ошибок можно отнести: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«НЕ ЗАЧТЕНО» «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ЗАЧТЕНО» «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ХОРОШО» «ОТЛИЧНО»

 

Преподаватель _________________________/ _______________________________

«_____» _________________ 20__ г.

Контрольная работа для заочного отделения

Задание №1 Раскройте понятие:  

норма современного русского языка

       Ответ:

История и культура народа находит отражение в языке. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во «внутреннем мире» человека, находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.

Язык — неотъемлемая часть не только цивилизованного, но и вообще всякого человеческого общества. Нормативность – это соблюдение языковых норм, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала» или правильного образца.

Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений

В современном русском языке различают нормы письменные и устные.

Письменные языковые нормы – это, прежде всего, орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове тружеНик, и НН в слове имениННик подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного русского языка.

Устные нормы делятся на грамматические, лексические и орфоэпические.

Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных «железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель». Однако рельс, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить «железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля».

Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола ложить вместо класть. Несмотря на то, что глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место и т.д. Следует употребить глагол класть: Я кладу книги на место.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. (Орфоэпия от греч. orthos – правильный и epos – речь). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах.

Норма консервативна и направлена на сохранение языковых средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество, обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях и являются результатом кодификации. Отклонение от языковой традиции, от словарных и грамматических правил и рекомендаций считается нарушением нормы. Однако не секрет, что на всех этапах развития литературного языка, при использовании его в разных коммуникативных условиях допускаются варианты языковых средств: можно сказать творoг - и твoрог, прожeкторы - и прожекторa, вы правы - и вы правы и т.д.

Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. «Нормой признается то, что было, и от части то, что есть, но отнюдь не то, что будет», — писал известный лингвист А.М.Пешковский. Он так объяснял это свойство и литературной нормы, и самого литературного языка: «Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным росткам. Консервативность литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы».1 Однако консерватизм нормы не означает ее полной неподвижности во времени. Иное дело, что темп нормативных перемен медленнее, чем развитие данного национального языка в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше обслуживает она коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению людей, пользующихся этим языком.

И все же сравнение языка Пушкина и Достоевского с русским языком конца ХХ-начала ХХI века обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы. В пушкинские времена говорили: дoмы, кoрпусы, сейчас - домa, корпусa. Пушкинское «Восстань, пророк…» надо, разумеется, понимать в смысле «встань», а совсем не в смысле «подними восстание». В повести Ф.М.Достоевского «Хозяйка» читаем: «Тут щекотливый Ярослав Ильич… вопросительным взглядом устремился на Мурина». Современный читатель догадывается, что речь здесь не о том, что герой Достоевского боялся щекотки: щекотливый употреблено в смысле, близком к значению слов деликатный, щепетильный, и применено к человеку, т.е. так, как сегодня никто его не употребит (обычно: щекотливый вопрос, щекотливое дело). А.Н.Толстой, почти наш современник, в одном из рассказов описывает действия героя, который «стал следить полет коршунов над лесом». Сейчас сказали бы: стал следить за полетом коршунов.

 

Задание №2 Определите тип речевой ошибки (плеоназм, тавтология, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении деепричастного оборота, употребление слова в несвойственном ему значении, лексическая неполнота высказывания, употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики, клише и штампы, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление паронимов), отредактируйте предложение:

Был провозглашен приговор суда. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Ответ:

1.Был провозглашен приговор  суда.

В данном предложении типом речевой ошибки является штамп, но он оправдан, так как официально - деловой стиль речи подразумевает отсутствие двусмысленности и приветствует стандарт.

Был оглашен приговор суда.

2. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.

В данном предложении типом речевой ошибки является нарушение лексической сочетаемости.

Некоторые рабочие допускают погрешности в работе станков.

3.К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

В данном предложении типом речевой ошибки является употребление слова в несвойственном ему значении.

К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

 

Задание №3 Поставьте ударение в словах: 

делегировать, пломбировать, углубить, облегчить, завидно, знамение

Ответ:

делегИровать, пломбировАть, углубИть, облегчИть, завИдно, знАмение

 

Задание №4 Выбрав правильный вариант, определите род имен существительных:  

болезненный заусенец – болезненная заусеница

        Ответ:

Оба варианта могут быть верны: и болезненный заусенец (муж. р.), и болезненная заусеница (жен. р.)

 

Задание № 5 Подберите синонимы к заимствованным словам: 

лимитировать, афера, конформизм

        Ответ:

лимитировать-ограничивать

афера-жульничество

конформизм-приспособленчество

 

Задание №6 Вставьте пропущенные буквы 

аф..ра, ас..рт..мент, вз..мать, импр..сарио

        Ответ:

афера, ассортимент, взимать, импресарио

 

Задание №7 Употребите числительные и существительные в нужной форме:

Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей).

Ответ:

Два друга радостно встретились после долгой разлуки.

 

Задание №8 Раскройте скобки, выберите правильный вариант: 

Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные

(лекторы - лектора).

Ответ:

 Для проведения бесед и  докладов были приглашены квалифицированные  лекторы.

 

Задание №9 Определите стиль приведенного текста, обоснуйте ответ:

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (МЭ и МО. 1997. №12).

Ответ:

Данный текст составлен в научном стиле.

Пояснения: а) общеупотребительные слова: дополнительное предположение, предпосылки, предмет анализа, устойчивое, оптимальное и т.д.;

б) термины: полезность, прибыль, экономический субъект, максимизируется, неоклассическая экономическая теория, предмет, анализ, состояние, обмен, производство, снижение благосостояния, потребитель;

в) научная фразеология: экономического субъекта, в неоклассическую экономическую теорию, предметом анализа, к снижению благосостояния, функция полезности.

 

Задание № 10 Используя как можно больше крылатых выражений, составьте рассказ

из 10 предложений на тему:

нужна ли человеку семья?

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Даже существует такое выражение: "человек без семьи, что дерево без плодов". Семья даёт человеку путёвку в жизнь. Самые главные люди  – это папа и мама. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Если отца с матерью почитать, то горя можно не знать. Ведь сердца родителей греют лучше солнца. Материнская молитва со дна моря достанет. Говорят, в  семье, где нет согласия, добра не бывает, поэтому в семье обязательно должны царить любовь и взаимопонимание друг к другу. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Так и дерево держится корнями, а человек семьёй. Я считаю, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества. Семья-опора счастья!

 


Информация о работе Контрольная работа по "русскому языку"