Коммуникативный и этический аспекты культуры речи делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:01, лекция

Краткое описание

Культура делового общение – это установленный порядок поведения партнеров в сфере деловых контактов. В понятие культуры делового общения включается соответствующие ситуации речевое поведение в котором проявляется культура речи коммуникатов. Речевое поведение – это совокупность речевых действий, в которых различными средствами выражается отношение человека к обществу, другим людям и окружающей действительности и предметному миру.

Содержание

Речевое поведение и нормы речевого поведения.
Типы коммуникативных норм.
Речевой этикет, понятие речевого этикета.
Основные формулы речевого этикета в Русском языке и в типовых ситуациях делового общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский Upload.docx

— 20.01 Кб (Скачать файл)

Русский язык и культура речи 
Коммуникативный и этический аспекты культуры речи делового человека 
 
План лекции: 
Речевое поведение и нормы речевого поведения. 
Типы коммуникативных норм. 
Речевой этикет, понятие речевого этикета.  
Основные формулы речевого этикета в Русском языке и в типовых ситуациях делового общения.

Речевое поведение и его нормы 
 
Культура делового общение – это установленный порядок поведения партнеров в сфере деловых контактов. В понятие культуры делового общения включается соответствующие ситуации речевое поведение в котором проявляется культура речи коммуникатов. 
 
Речевое поведение – это совокупность речевых действий, в которых различными средствами выражается отношение человека к обществу, другим людям и окружающей действительности и предметному миру. 
 
Различные речевые средства – это качество и громкость голоса, манера речи, темп речи, особенность артикуляции, интонирование и паузирование речи. 
 
Речевое поведение может быть дружеским, фамилиарным, агрессивным, нейтральным, незаинтересованным, заинтересованным. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции человека, его интеллекта, и даже эмоциональность человека.  Речевое поведение обусловлено ситуацией общения, взаимоотношением партнеров. Оно определяется или контролируется коммуникативными нормами. 
 
Коммуникативные нормы – отражают сложившиеся в обществе представления о допустимых границах варьирования (разнообразия) речевого поведения. Нарушение коммуникативных норм приводит к коммуникативному  конфликту.

 

Коммуникативные нормы  включают в себя и нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета устанавливают правила речевого поведения в типичных речевых ситуациях. Правило применения различных этикетных формул.

 

Речевое поведение помогает реализовать коммуникативные намерения  собеседников с помощью определенной коммуникативной тактики. 

 

Надо отметить, что  в процессе общения мы выполняем  разные виды речевой деятельности. Основные виды:

  1. Слушание
  2. Говорение
  3. Чтение
  4. Письмо

 

Основной принцип эффективного речевого взаимодействия – это кооперации. Принцип кооперация звучит так: твой коммуникативный вклад на каждом этапе диалога должен быть таким, каким требует совместно принятая цель участников диалога.

 

 

 

Принцип кооперации включает постулаты общения (максимы).

  1. Максима количества – «твое высказывание должно содержать не меньше и не больше  информации чем требуется.»
  2. Максима качества – «Старайся, чтобы высказывание было истинным. Не говори того, что считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточно оснований.»
  3. Максима отношения – «Не отклоняйся от темы разговора.»
  4. Максима способов – «Выражайся ясно, избегай непонятных выражений, избегай неоднозначных выражений, избегай ненужного многословия.»

 

Коммуникативный кодекс регулирует речевое поведение и включает в себя шесть основных правил. Эти правила были выделены психологом и лингвистом Дж. Личем.

  1. Правило такта – «Не следует затрагивать тем касающихся личной жизни человека.» Частная жизнь, индивидуальные предпочтения, религиозные вопросы, тд.
  2. Правило великодушия – «Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями и клятвами.»
  3. Правило одобрения и позитивности в оценке других – «Не осуждайте других. Не судите, да несудимы будете.»
  4. Правило скромности – «Не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.»
  5. Правило согласия – «Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя коммуникативных целей.
  6. Правило симпатии – «Демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру. Безучастный контакт является неэффективным.»

 

Важнейшие критерии в  составе коммуникативного кодекса:

  1. Критерии истинности (верности и действительности)
  2. Критерии искренности (верносилие)

 

Созданию климата  во время общения:

  1. Принципы равной безопасности – содержит запреты на оскорбительные выпады в отношении участника общения, запрет на унижения чувства собственного достоинства партнера, не причинять моральный ущерб.
  2. Принцип адекватности – заключается в том, что нельзя намерено искажать смысл слов твоего партнера. Передергивание фраз.
  3. Принцип децентрической направленности – исходить из интересов дела (не личные интересы).

 

Этикет и речевой этикет –  это правила должного поведения людей в процессе речевого общения.  
 
Деловому человеку необходимо соблюдать несколько видов этикетного поведения и этикетных правил:

  1. Правила общегражданского этикета
  2. Правила делового этикета
  3. Правила дипломатического этикета

 

Владение этикетом обладает целым рядом преимуществ:

  1. Облегчает общение между деловыми партнерами
  2. Способствует приобретению положительной репутации
  3. Снимает чувство скованности и придает чувства уверенности в себе
  4. Способствует развитию чувство такта (умение говорить и действовать в соответствие с личными потребностями партнера)
  5. Позволяет сохранять чувство собственного достоинства и проявлять должное отношение к партнеру.

 

 

Универсальные формулы общения

  1. Речевые формулы приветствия – выбор приветствия должен соответствовать ситуации и форме общения. Улыбаться. Мое почтение, добро пожаловать, очень рада вас видеть!
  2. Речевые формулы прощения – до завтра, до свидания, надеюсь на скорую встречу, до вечера, прощайте!
  3. Национальная особенность русского речевого этикета. Ты – хорошо знакомый человек, в неофициальной обстановке общения, при дружеском (фамилиарным, интимным) отношении к адресату младшему по возрасту. Вы – незнакомый адресат, в официальной обстановке общения (даже с друзьями), старшему по должности (званию, возрасту) адресату.

 

В сугубо деловых отношениях важную роль играют речевые формулы знакомства.

  1. Добрый день, меня зовут Дарья Степанова, студент первого курса, разрешите с вами познакомиться.
  2. Позвольте с вами познакомиться, я Д.С.
  3. Я рад представить вам ИЛИ я хотел бы познакомить вас с
  4. Давайте познакомимся

 

Младшего по возрасту представляют старшему. Занимающего невысокое положение представляют более высокопоставленному. Новоприбывшим к уже собравшимся. Женщину к мужчине.  

Большую роль при знакомстве играет должность.


Информация о работе Коммуникативный и этический аспекты культуры речи делового человека