Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке. Умение понимать собеседника в процессе речевого взаимодействия, общаться, не нарушая правил речевого этикета, не наносить «речевого вреда» необходимо каждому из коммуникантов. Однако в современной коммуникативной практике, к сожалению, нередки такие негативные явления, как непонимание, категоричность, нежелание услышать собеседника, проявление речевой агрессии по отношению к партнеру по общению, что можно расценить как коммуникативный промах. Также в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим (пишущим) не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают разочарование, обида, а возможно, и конфликт. В подобном случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским, но и профессиональным взаимоотношениям, что крайне нежелательно, особенно в общении педагогическом.

Содержание

Введение

3
Глава 1.
Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы
10
1.1.
Определение содержания основных понятий дипломного исследования
10
1.2.
Причины возникновения промахов и неудач в общении
14
1.3.
Способы предупреждения коммуникативных промахов и неудач
20
1.4.
Литературоведческий аспект исследования коммуникативных промахов и неудач в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»
22
1.4.1.
Исследование образа Дмитрия Рудина (роман «Рудин»)
23
1.4.2.
Исследование образов Евгения Базарова и образа Павла Петровича Кирсанова (роман «Отцы и дети»)
25

Выводы

29
Глава 2.
Обучение студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»
31

2.1.
Характеристика формы и содержания констатирующего эксперимента
31
2.1.1.
Анализ результатов анкетирования студентов-филологов
39
2.2.
Характеристика программы опытного обучения
39
2.3
Ход опытного обучения
42
2.4
Характеристика критериев для оценки итогового задания
71
2.5.
Анализ результатов опытного обучения
71
Выводы
84
Заключение 85
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ПРищепа Ю.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

3

Глава 1.

Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы

10

1.1.

Определение содержания основных понятий дипломного исследования       

10

1.2.

Причины возникновения промахов и неудач в общении                           

14

1.3.

Способы предупреждения коммуникативных промахов и неудач

20

1.4.

Литературоведческий аспект исследования коммуникативных промахов и неудач в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»

22

1.4.1.

Исследование образа Дмитрия Рудина (роман «Рудин»)

23

1.4.2.

Исследование образов Евгения Базарова и образа Павла Петровича Кирсанова (роман «Отцы и дети»)              

25

     

Выводы

 

29

Глава 2.

Обучение студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин» 

31

 

2.1.

Характеристика формы и содержания констатирующего эксперимента                                       

31

2.1.1.

Анализ результатов анкетирования студентов-филологов                    

39

2.2.

Характеристика программы опытного обучения         

39

2.3

Ход опытного обучения          

42

2.4

Характеристика критериев для оценки итогового задания            

71

2.5.

Анализ результатов опытного обучения 

71

Выводы

       84

Заключение        85

Библиографический список                                                                                    88

Приложение                                                                                                                90


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке. Умение понимать собеседника в процессе речевого взаимодействия, общаться, не нарушая правил речевого этикета, не наносить «речевого вреда» необходимо каждому из коммуникантов. Однако в современной коммуникативной практике, к сожалению, нередки такие негативные явления, как непонимание, категоричность, нежелание услышать собеседника, проявление речевой агрессии по отношению к партнеру по общению, что можно расценить как коммуникативный промах. Также в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим (пишущим) не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают разочарование, обида, а возможно, и конфликт. В подобном случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским, но и профессиональным взаимоотношениям, что крайне нежелательно, особенно в общении педагогическом.

Знание теории коммуникативных промахов и неудач позволяет гармонизировать общение, скорректировать своё поведение в разговоре с собеседником, нейтрализовать манипулятивные действия и этим, возможно, предупредить коммуникативную неудачу.

Несмотря на то, что проблема общения в современной культуре речи и риторике разработана достаточно широко, вопрос о коммуникативных промахах и неудачах исследован, на наш взгляд, недостаточно подробно. Обзор научной литературы показал, что проблемами неудач в общении занимались Городецкий Б.Ю., Кобозева И.М., Сабурова И.Г., Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Формановская Н.И., тогда как коммуникативные промахи достаточно полно, на наш взгляд, были исследованы Паймурзиной Т.Г. в диссертации «Приёмы предупреждения и преодоления коммуникативных промахов и неудач в непосредственном общении как предмет изучения в средней школе».  

Однако доказательством тому, что коммуникативные промахи и неудачи остаются недостаточно изученными, служит тот факт, что в науке до настоящего времени нет единого терминологического обозначения для таких речевых ситуаций, когда одному или обоим участникам общения не удается реализовать собственную задачу (ср.: "коммуникативные сбои" у Т.Г. Винокур; "неэффективное общение" у А.А. Леонтьева; "коммуникативные рассогласования" у А.А. Романова; "коммуникативные осечки" у Н.Д. Арутюновой). Кроме того, в научных исследованиях отсутствует единая классификации промахов и неудач в общении, а также причин их возникновения, поэтому разработка данной проблемы представляется нам актуальной.

При опытном обучении студентов мы обращаемся к романам Тургенева И.С. «Отцы и дети» и «Рудин», что вызвано, прежде всего, их программным изучением в школе. И.С. Тургенев является одним из великих мастеров классической художественной литературы. Он всегда очень чутко реагировал на малейшие изменения в общественной жизни. И действительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для создания образа "нового человека", разночинца, демократа, нигилиста, героя со сложным противоречивым характером, отражающимся и в его речевой манере. Именно на анализе речевого поведения такого типа героя мы строим нашу модель обучения, поскольку считаем, что это способствует наилучшей реализации задач экспериментальной методики.

Анализ ситуаций речевого поведения героев романов И.С. Тургенева («Отцы и дети» и «Рудин»), на наш взгляд, поможет студентам лучше разобраться в промахах и неудачах, возникающих в общении, подобный анализ даёт возможность более глубокого понимания образа литературного героя и авторской идеи в целом, кроме того, осуществляется взаимосвязь уроков развития речи и уроков литературы.

Таким образом, необходимость в рассмотрении заявленной проблемы обусловлена противоречием между коммуникативными потребностями студентов-филологов, обусловленными спецификой их будущей профессии, требующей умений общаться результативно, соблюдая этикетные нормы, и несформированностью соответствующих коммуникативных умений, а также отсутствием в современной образовательной системе вуза целенаправленного развития этих умений у будущих педагогов.

Объектом нашего исследования стал процесс формирования профессионально значимых коммуникативных умений студентов-филологов.

Предмет дипломного исследования – коммуникативные умения студентов-филологов выявлять и анализировать речевые промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин».

Гипотеза исследования заключается в том, что если в систему коммуникативной подготовки будущих учителей русского языка и литературы включить сведения о речевых промахах и неудачах героев романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин» и их причинах, а также  с учетом этих сведений организовать обучение студентов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи, то такое обучение позволит сформировать основу для успешного профессионального общения.

Цель нашего исследования – разработать модель обучения студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин».

Гипотеза и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

  • изучить теоретическую литературу по теме исследования, выявить степень разработанности основных понятий; в том числе проанализировать работы по литературоведению, посвящённые анализу образов главных героев романов «Отцов и детей», «Рудин»;
  • изучить основные подходы к пониманию терминов «коммуникативный промах», «коммуникативная неудача»; охарактеризовать их составляющие;
  • выявить исходный уровень знаний студентов-филологов о коммуникативных промахах и неудачах, их основных разновидностях, приемах предупреждения и преодоления;
  • разработать и реализовать на практике вариант методики обучения студентов выявлению и анализу коммуникативных промахов и неудач в речевом поведении героев романов «Отцы и дети» и «Рудин», проверить его эффективность.

Для решения вышеперечисленных задач целесообразно использовать следующие методы исследования:

  • анализ научной литературы по теме дипломной работы;
  • анализ видео- и текстов – образцов (фрагментов из произведений И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», видеофрагментов экранизаций данных произведений);
  • анкетирование студентов с целью выявления исходного уровня знаний по данной проблеме;
  • опытное обучение (ведущий метод);
  • статистический анализ результатов обучения.

Основные этапы исследования. На первом этапе (сентябрь-декабрь 2010 г.) разрабатывались теоретические и методические основы исследования: определялись цели, задачи, рабочая гипотеза, изучались научные источники (по лингвистике, психолингвистике, риторике, этике, теории и методике обучения русскому языку и литературе, психологии общения). С целью создания дидактической базы исследования осуществлялся аспектный анализ художественных произведений (романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети»). Отбирался теоретический и речевой (средства обучения) материал для проведения констатирующего эксперимента в условиях вузовского коммуникативного образования. На втором этапе (январь-февраль 2011 г) совершенствовалась дидактическая база обучения; уточнялись содержание и логика обучающих уроков, а затем на третьем этапе (март-апрель 2011 г.) была разработана и реализована на практике программа обучения студентов умениям выявлять и анализировать причины коммуникативных промахов и неудач, а также приемам их предупреждения и преодоления.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что:

  • на основе анализа научной литературы уточнено содержание понятий "коммуникативный промах" и "коммуникативная неудача", базовых для нашей работы;
  • получены данные об исходном уровне знаний обучающихся о причинах нерезультативного общения;
  • теоретически и экспериментально обоснована целесообразность обучения студентов специальным умениям, необходимым для успешного анализа коммуникативных промахов и неудач.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что в нём представлена методическая модель обучения студентов-филологов анализу коммуникативных промахов и неудач в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин», которая может быть использована будущими учителями как на уроках развития речи (риторики), так и на занятиях по литературе, при более глубоком изучении образов литературных героев (при анализе особенностей их поведения, мировосприятия, отношений с другими героями и т.д.).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Материал о нерезультативном общении, его причинах, а также способах предупреждения и преодоления коммуникативных неудач необходимо включить в систему обучения студентов, так как это будет способствовать наиболее глубокому пониманию сущности образов литературных героев, что крайне важно для студентов-филологов, а также повышению культуры общения студентов в целом;
  2. Для формирования у студентов умений  анализировать ситуации, содержащие промахи и неудачи в речевом поведении героев художественных произведений необходимо опираться на базовые лингвистические и литературоведческие знания студентов и обогащать их риторические знания теоретическими сведениями по данной проблеме.  
  3. Система обучения анализу коммуникативных промахов и неудач на примере художественных текстов будет эффективной при следующих условиях:

- обучение проводится  на основе специально разработанной  системы заданий репродуктивного (аналитико-конструктивного) и продуктивного (творческого) характера (риторического анализа ситуаций, где присутствует коммуникативный промах и неудача) и средств обучения графического и аудиовизуального характера (таблиц, текстов-образцов, видео-образцов, слайдов), позволяющих дать всестороннюю оценку речевому поведению коммуникантов и систематизировать полученные сведения;

- сформированность умений  проверяется в реальных условиях занятия.

  1. Критериями для оценки сформированности умений анализировать коммуникативные промахи и неудачи в текстах художественной литературы могут стать: полнота и аргументированность комплексного анализа речевой ситуации в соответствии с ее компонентами (кто говорит? с кем? о чем? с какой целью? удачным или неудачным является общение); сформированность умения выявлять коммуникативный промах / неудачу героя в данной ситуации, определять их специфику (языковые, ритмико-интонационные, пантомимические); наличие логичного законченного вывода в конце анализа.

Апробация исследования

Материалы дипломного исследования были представлены в ходе выступлений на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Кузбасской государственной педагогической академии, а также в виде научного доклада в рамках III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в современном коммуникативном пространстве» (21 апреля 2011 г, г. Новокузнецк).

Информация о работе Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы