Заимствования в современном русском языке на примере одежды и обуви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы относится к области лексикологии. Как известно, лексика является наиболее динамичной стороной языка в любой период времени. Она представляет собой наименьшую степень абстракций в языке, поскольку слово всегда предметно ориентировано; оно может заимствоваться, образовываться заново или из имеющихся в языке элементов. Я рассматриваю в данной работе заимствование как один из главных способов пополнения языкового лексикона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Иноязычные заимствования в современном русском языке……5

1.1Причины возникновения заимствований в современном русском языке……………………………………………………………………………. 5

1.2 Изменения различного характера заимстрованых слов………………...8

1.3 Освоение иноязычных слов русским языком…………………………..11

Глава II Иноязычные заимствования в названиях одежды и обуви……...17

2.2 Анализ употребления иноязычных заимствований в названиях одежды и обуви…………………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………...27

Список используемой литературы……………………………………………...29

Приложение…………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 94.44 Кб (Скачать файл)

ПАВЛИНЬЯ ШЛЯПА - в XIV авке мужская шляпа с узкими полями и высокой тульей; поля сзади  приподняты, впереди расширяются  и выступают надо лбом козырьком. Часто (отсюда и название) она густо  покрывалась павлиньими перьями; оставалась в моде до XVI века.

ПАЛАНТИН - введен во Франции невесткой Людовика XIV, маркграфиней Элизабет Шарлоттой Фальцкой. Он делается из кружев, шелка или  бархата на теплой подкладке, иногда на ватине, часто оторачивается мехом. Палантин служил не только для украшения, но и для защиты от холода.

ПАЛЬТО "а  ля СПЕНСЕР" - короткое узкое пальто светлых тонов без пол. Вошло  в моду в девяностые годы XVIII столетия (названо в честь лорда Спенсера), когда возникла необходимость в  более теплой верхней одежде, в  виду того, что нижние одежды шились из тонких материалов. Когда хотели закрыть только верхнюю часть  корпуса, надевали это пальто. Оно  продолжило моду типа карано, которое  носилось во времена Марии Антуанетты. Длинные рукава пальто а ля Спенсер  заканчивались обыкновенно воронкообразным  удлинением, напоминающим рукава XIV столетия. Это пальто надевали на темносиний фрак и мужчины, но оно быстро исчезло  из мужской моды, оставшись принадлежностью  только женского гардероба.

ПАЛЬТО-СЮРТУК (Gehrock) - черное мужское пальто с длинными, спереди друг на друга находящими полами. В конце XVIII - начале XIX века становится наряду с фраком дневной одеждой. В середине XIX века уже используется только как парадная одежда.

ПАНТАЛОНЫ - длинные, нестянутые внизу мужские брюки. Они вошли в моду в период Французской  революции, заменили брюки до колен  и остались принадлежностью мужского туалета до наших дней.  

ПЕРЕДНИК - самая  древняя и в принципе неменяющаяся часть одежды с времен древнего Египта по наши дни. На протяжении последних  пяти столетий, однако, он неоднократно становился модным элементом.

ПЕРЧАТКИ - как  украшение и защита рук были известны уже в древнее время. Были найдены  в египетских пирамидах эпохи XXI династии. Первоначально перчатки делались в виде мешков, без отверстий для  пальцев, только позднее возникло нечто  вроде варежки. Однако, издревле известны и перчатки с пальцами: египтянки  и римлянки защищали ими руки во время работы и еды. В средние  века носили перчатки (Fausthandschuhe) без  пальцев наподобие современных  рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьего или  воинского снаряжения. Перчатки королей  и высшего духовенства были богато украшены золотом, серебром и драгоценными камнями.

В средние века перчатка часто имела символическое  значение: ее получали рыцари при посвящении в звание, епископы при введении в сан, представители городского сословия в знак различных привилегий. Брошенная перчатка означала вызов  к бою. Богато украшенные перчатки из красного сукна относились к инсигниям  Священной римской империи. В  средние века, начиная с XI века, женщины  носили перчатки из белого полотна  длиной до локтя в качестве украшения. Шелковые и кожаные перчатки. украшенные вышивкой и драгоценными камнями, распространились в средневековье как предмет  роскоши, аксессуар костюма привилегированных  сословий.

В XVI веке в Италии и Испании начали носить надушенные перчатки. Вместе с появлением вязаных  чулок в XVI веке приходит мода и на вязаные перчатки, однако кожаные  попрежнему считаются более элегантными. В XVII и XVIII веках как мужчины, так  и женщины носили перчатки, богато украшенные вышивкой. В мужском костюме  стиля барокко и рококо кружевные  манжеты закрывали почти всю  руку, для перчатки не оставалось много  места; зато дамские перчатки в это  время становятся важным модным аксессуаром.

В начале XIX века появляются половинчатые дамские перчатки, которые, оставляют концы пальцев  незакрытыми. В XIX веке возвращается мода на мужские перчатки - уже без  украшений, подчеркивается скорее хороший  покрой и качественный материал. На рубеже столетий в моду входят дамские  нитяные перчатки с вытканным  узором - противовес модным ажурным  чулкам. Вечерние перчатки были длинные - выше локтя и без пальцев, дневные  с пальцами. К прежним кожаным  и вязаным перчаткам позднее  присовокупляются более дешевые - трикотажные. В современную эпоху перчатки из самых различных материалов, самого различного цвета и длины являются неотъемлемой принадлежностью мужской  и женской одежды.

ПИДЖАК - мужской  короткий однобортный или двубортный пиджак, появляется под названием  сак в конце XIX века в Англии. С  предшественником сака встречаемся  уже в эпоху готики, это облегающий жакет, который в эпоху Ренессанса был расширен и удлинен и который  испанская мода снова приспособила к строгим воззрениям иезуитской контрреформации; в период раннего  барокко он снова становится несколько  свободнее. Во второй половине XVII столетия сложились три основных элемента современного мужского гардероба: пиджак, жилет, брюки.

В век Людовика XIV пиджак получил название жюсокор  от французского juste au corps (прилегающий  к телу) или камзол. Он был до колен  длиной, шился из тяжелых, богато вышитых  материй, имел широкие рукава, большие  карманы и множество пуговиц. В 1740- 174S годах нижняя часть камзола  и жилета сажалась на китовый ус или вощеное полотно, и таким  образом он был как бы противовесом дамских кринолинов.

ПИЖАМА - стала  известна в Европе в XIX веке, благодаря  путешественникам, завезшим ее из тропиков. Однако, еще " 1882 году Э. де Гонкур называет ее одеждой сводников. Только с начала XX века пижама все больше входит в  моду, в особенности у мужчин, у которых сейчас она полностью  заменила ночную рубашку.

ПЛАЩ-НАКИДКА - короткая готическая накидка, покрывающая голову, шею, плечи и часть груди и  спины. Украшалась по краям или ровной каймой или зубчиками, а иногда и  колокольчиками.

ПЛИССИРОВАННАЯ  ЮБКА (из фраи. plisse) - юбка в мелкую незастроченную складку. В начале складки делались вручную, затем с помощью машины.

ПОВЯЗКА (Gebende или Gabande от binden - завязывать) - типичный головной убор женщин в XIII веке. Он состоит из полоски полотна, которая плотно обвивает подбородок и голову, и  венца надо лбом, который делался  или из накрахмаленного полотна  или с помощью твердой прокладки. К этому головному убору еще  часто надевался обруч на лоб  или зубчатая корона. 

ПОДВЯЗКИ - появляются в XV веке, когда брюки-чулки начинают разделять на брюки и чулки. Позднее  подвязки в мужской моде использовались как украшение, только в XVIII веке с  приходом моды на длинные брюки они  становятся функциональной частью костюма. Дамы в эпоху рококо, ампир и  бидермейер носили декоративные вязаные  подвязки с пряжками или завязками. XIX век вводит подвязки с резиновыми прокладками и лентами. Только в XX веке круглые резинки были ликвидированы  как несовременные. Подвязки стали  прикреплять к корсету, а позднее  к поясу для резинок.

ПОКРЫВАЛО - ткань  в форме вытянутого прямоугольника, которой в средние века замужние женщины повязывали голову. В видоизмененной форме встречается в некоторых  национальных костюмах до XIX века. Покрывало  часто носилось на каркасе из медной проволоки.

ПОКРЫВАЛО для  ГОЛОВЫ (Hulle) - белое полотно, которым  полностью повязывается женская  голова, обычно в немецкой моде.

ПОЛОНЕЗ - юбка с  лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф плотно прилегающий, юбка длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из под  нее виднеется нижняя длинная  юбка.

ПОЯСА - важная модная деталь как в мужской, так и  в женской одежде, помещаемая на талии. Часто он разделяет различные  части одежды и, являясь элементом  декора, он одновременно облегчает  нагрузку приходящуюся на плечи, неся часть веса костюма. Пояса были известны уже в бронзовом веке. На Крите, в Древней Греции и Риме подпоясывание  было обычным и важным модным элементом. Только танцовщицы и гетеры не обязаны  были подпоясывать хитон. В средневековье  пояс был также часто символом чести и целомудрия, так что  во многих городах женщины сомнительного  поведения вообще не имели права  носить пояс. В расцвет средневековья  на поясе прикреплялись мешочек, кисет, омоньер (aumoniere) предшественник будущей сумочки на ремне, используемый для различных целей. Значение пояса  еще более возросло с приходом готической и особенно бургундской  моды, делающих акцент на стройность. В  это время тоже на поясе носятся  колокольчики, а в XVI и XVII веках к  нему прикрепляются украшения и  зеркальце.

В XVII и XVIII веках  пояс используется только в исключительных случаях, модный силуэт уже в нем  не нуждается. Только в эпоху Директории и ампир его снова используют чаще. Согласно описанию в источниках того времени это были или длинные  пояса, которые просто завязывалась спереди или на боку, или короткие полоски бархата, шелка с турецким узором или пояса, связанные крючком, скрепляемые металлической пряжкой.

Современная мода вернулась к поясу в период кануна первой мировой войны. С этого  времени он используется в дамской  моде в самых различных вариантах. В мужской одежде он является типичным элементом спортивной одежды. 

ПУГОВИЦА - служит для скрепления и застегивания одежды, а также для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц  на костюме в значительной степени  подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части  средневековой одежды нельзя было одеть  и раздеть без застегивания. Предшественником пуговиц были шнурки. Как специальная  деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна  была внутренняя застежка, в особенности  на верхней мужской одежде.

РАБАТ - отложной воротник из двух частей, прямой формы, носился в эпоху Людовика XIV, до сих пор сохранился в одежде протестантских священников. "Римская шея" - поскольку  в античном костюме воротник отсутствовал, то сейчас в мужской моде говорят  о "римской шее", когда воротник намеренно не пришивается.

РАГЛАН - мужское  и дамское широкое пальто, скроенное  так, что рукава составляют с плечом одно целое. Названо по имени английского  генерала ф. С. Раглана (1788-1855 гг.).

РЕДИКЮЛЬ - дамская  сумочка в виде кисета XIX века. Обычно была вышита и вешалась на длинный  шелковый шнур на руку.

РОБА - длинное  вечернее женское платье для торжественных  случаев.

РОБА ПО-АНГЛИЙСКИ - носилась в период между 1778-1785 годами. Эту одежду носили без корсета  из костей и без обручей для  юбки. Для нее характерен лиф, удлиненный сзади в виде углового выступа, который  спускается ниже пояса.

РОБА ПО-ПОЛЬСКИ - одежда конца XVIII века с декольтированным лифом, рукавами до локтя и юбкой, украшенной тремя воланами в виде дуг.

РУБАШКА - одежда свободного покроя для обоих полов, обычно из хлопка, шерсти, льна, шелка, а в последнее время из синтетических  волокон. В повседневном ношении  рубашки появляются только в эпоху  бидермейер. Они делаются из полотна, которое можно кипятить, или из батиста, украшаются кружевом, оборками, а позднее и лентами. Мужские  рубашки в это время приобретают  форму, приближающуюся к современным  рубашкам, появляются и воротники. Женские  рубашки вплоть до первой мировой  войны изготавливались преимущественно  из батиста, украшались вышивкой или  кружевом. После 1925 года женские рубашки  шьют из новых материалов пастельных тонов (шелка, трикотажа), и по форме  они уже приближаются к современным  комбинациям.

САНДАЛИИ (из греческого) - самая древняя обувь вообще. Представляла собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками. Древние египтяне изготавливали  эту обувь из соломы, лыка или  папируса. Классическая форма сандалий запечатлена на греческих скульптурах. Римляне называли свои сандалии solea. В находках из коптских гробниц, кроме  сандалий, обнаружен еще другой вид  обуви со шнуровкой, изготовленный  из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. Сандалии появились еще  раз в конце средневековья, но потом надолго утратили свое значение и вновь вошли в моду только в конце XVIII столетия во Франции в  эпоху Директории, когда господствовала мода, подражающая античности.

САПОГИ - по всей вероятности, уже с самого начала были солдатской обувью, и известны уже по скульптурным произведениям  древнего времени; не забыты также и  сапоги диктатора недавнего времени.

САРИ - вышитое  одеяние индийских женщин, которое  закрывает голову и тело. В конце  сороковых годов было использовано парижскими модельерами в качестве идеи для создания собственного модного  образца.

СМОКИНГ - двубортный или однобортный мужской выходной костюм, обычно черного цвета. Иногда носятся темно-синие и темно-фиолетовые смокинги, а в летние месяцы и  в жарких странах даже белые. Пиджак смокинга имеет шелковые лацканы, брюки  иногда делаются с узкими лампасами. В то время как немцы и французы используют слово смокинг для  этого рода костюмов, т. е. слово английского  происхождения, англичане их называют dinnerjacket (костюм для обедов), а американцы tuxedo, в просторечии monkey suit (обезьяний  костюм). Смокинг ввел в моду в  последней четверти прошлого века лорд Дузелэнд. Первое упоминание о нем  было опубликовано в феврале 1889 года дрезденским журналом "Ойропеише  Модецайтунг" (Europaische Modezeitung) в сообщении  из Лондона, где он называется frackjacket; он походил на современный смокинг, но пиджак не застегивался.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗОНТИК - появился гораздо раньше, чем зонт от дождя. Он был заимствован с  Востока культурными народами древнего времени, у которых он одновременно являлся символом общественного  положения, и несли его слуги, В форме балдахина его стала  использовать и церковь. Первый солнечный  зонтик частного характера запечатлен на древней греческой вазе: он бросает  тень на богатую гречанку. Римляне  тоже использовали подобное приспособление против солнца и дождя. Античный зонтик от дождя имел форму плоского конуса, а ручка не всегда была посредине. После длительного перерыва солнечный  зонтик снова появляется в Италии в XVI веке, сначала как большой  складной зонт на несколько персон. Мария Медичи ввела моду на солнечный  зонтик во Франции. У французских  зонтов была костяная ручка, и верх делался из вощеного полотна. Зонт от дождя более широко использовался  только уже в XVIII веке.

Информация о работе Заимствования в современном русском языке на примере одежды и обуви