Зависимость развития языка от состояния общества (внешние и внутренние законы развития общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа состоит из практической части и теоретической, именно в теоретической части рассматриваются зависимость развития языка от состояния общества, внешние и внутренние законы языковых изменений, а также внутренние законы развития языка

Содержание

Практическая часть
Контрольная работа № 7
Теоретическая часть
Зависимость развития языка от состояния общества (внешние и внутренние законы развития общества)
Введение
1. Зависимость развития языка от состояния общества
2. Внешние законы языковых изменений
3. Внутренние законы языковых изменений
4. Внутренние законы развития языка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готоваый русский язык.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

       6. Устраните тавтологию и плеонизм.

 

Плеоназм (от греч. pleonasmos - излишество) – речевой оборот с близкими по семантике, но разными по форме словами, создающими речевую избыточность.

Тавтология (греч. - taulologia из tauto - то же самое + logos - слово)

  1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящими ничего нового.

          2.Повторение в предложении однокоренных слов.

          3.Неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов.

  1. Моя девушка была хорошим образцом для подражания. - Моя девушка была образцом для подражания. (В предложении используется неоправданная избыточность выражения. Образец для подражания не может быть плохим.)
  2. Журналист, конечно, может черпать информацию из любых других источников информации. - Журналист, конечно, может черпать информацию из любых других источников. (В контексте предложения слово источник имеет значение — то, откуда исходит информация, поэтому повторное использование слова информация неуместно.)
  3. Сотрудники отдела постоянно сталкиваются с реализацией продукции с просроченными сроками годности. - Сотрудники отдела постоянно сталкиваются с реализацией просроченной продукции. (Б предложении неуместно использовано повторение однокоренных слов (просроченной и срок).
  4. Все было продуманно до самых мельчайших подробностей. - Все было продуманно до мельчайших деталей. (В предложении используется неоправданная избыточность выражения - неправильно употреблена форма превосходной степени имени прилагательного).
  5. Продается норковая шуба из кусочков норки. - Продается норковая шуба, - Продается натуральная шуба из кусочков норки. (Предложение содержит лишние слова. Если шуба норковая, то из кусочков меха другого животного, кроме норки, она не может быть сшита).

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Русский язык – это  национальный язык русского народа, государственный  язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближнем зарубежье. 
Русский язык и культура речи - является фактом знаменательным и закономерным. Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации - важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве.

Культура речи – это  не только непременно составляющая профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть 
1.Зависимость развития языка от состояния общества

 

Непременная составляющая национального  самосознания человека – чувство  гордости за родной язык, который воплощает  в себе культурные и исторические традиции народа. Русский язык богат, велик и могуч. Являясь важнейшим средством общения людей, язык тесно связан с жизнью человеческого общества. Эта связь проявляется двояко. С одной стороны не зависящих от воли людей  причин в языке получают отражение многие черты жизни того коллектива людей, который на данном языке говорит, а изменения в жизни этого коллектива с неизбежностью влекут за собой изменения в языке. С другой стороны, общество может оказывать сознательное и планомерное воздействие на язык. О тесной связи между языком и обществом свидетельствует, прежде всего, само происхождение человеческого языка. Основная причина возникновения языка - это потребность первобытных людей в общении, которая была обусловлена началом коллективной трудовой деятельности. Таким образом, зарождавшееся человеческое общество создало язык, а язык, в свою очередь, обусловил возникновение и развитие этого общества. Любые исторические изменения в жизни общества вызывают изменения в языке национальный язык русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди.

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). В настоящее время сложились условия,  когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого  общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и совершенствуется. Изменения, происходящие в языке, обнаруживается в его словарном составе, так  как именно он наиболее быстро реагирует  на изменения в общественной жизни. Еще одно появление связи между языком и обществом - это расслоение языка на подсистемы, которые используются разными социальными группами, входящими в состав некоторого языкового коллектива. Это явление называется социальным расслоением языка. К числу подобных подсистем входят, во-первых, территориальные диалекты – варианты языка, которые употребляются в качестве средства общения людьми, проживающими на определённых территориях в сельской местности, а во – вторых, профессиональные и социальные жаргоны – варианты языка, употребляемые при общении между членами отдельных профессиональных или социальных групп (например, жаргоны летчиков, моряков, военнослужащих, молодежный жаргон). Что же касается другой стороны вопроса – сознательного воздействия общества на язык, то оно проявляется в языковой политике – совокупности принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в государстве. В сферу языковой политики входит официальное закрепление за одним или несколькими языками страны статуса государственных, т.е. таких, которые должны использоваться в высших органах государственной власти и управления, в официальном делопроизводстве, переписке учреждений и предприятий, а также в тех средствах массовой информации, которые предназначены для территории всей страны.

Другие направления  языковой политики – это создание алфавитов для языков тех народов, которые не имеют письменности, совершенствование и официальное утверждение правил орфографии и пунктуации, разработка и издание нормативных словарей и справочников, а также разнообразная деятельность,  направленная на повышение культуры населения страны в области владения языком.

Речь культурного, образованного человека должна быть содержательной, аргументированной, правильной, точной и выразительной. Содержательность, аргументированность речи обусловлена хорошим знанием фактического материала, умением последовательно, логично и доказательно излагать свои мысли. Правильность речи обеспечивается хорошим знанием норм русского литературного языка, а её точность - умелым выбором нужного слова, внимательным отношением к построению предложений. Выразительность речи связана со свободным владением всеми языковыми средствами, стилистическими ресурсами нашего языка. Нужно помнить, чем содержательней, правильнее, точнее и выразительнее речь, тем  она убедительнее, доступнее для понимания. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - писал М. Горький, - есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, тем более точно направлено, тем оно победоносней».

Одним из аспектов связи  между языком и обществом является взаимная связь между языком и  культурой любого из народов. Культура (от лат.cultura возделывание, обрабатывание) – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Говоря о культуре какого- либо народа, подразумевают его нравы и обычаи, язык и письменность, характер труда. С одной стороны, очевидно, что без языка как важнейшего средства общения между людьми были бы невозможны развитие материальной и духовной культуры народа и их передача от одного поколения к другому. А с другой сторон, многие особенности культуры и образа жизни народа получают отражение в его языке.

В каждом из языков существует большая группа слов, которые обозначают предметы и явления, присущие культуре только данного народа. Подобные слова, как правило, не имеют соответствий в других языках, и поэтому их совокупность  называют безэквивалентной лексикой. В русском языке к безэквивалентной лексике принадлежат такие наименования предметов и явлений традиционного русского быта: щи, рассольник, окрошка, блины, балалайка, ушанка и другие.

Ещё одно важное свидетельство  тесной связи между языком и культурой представляет собой тот факт, что разные языки неодинаково описывают одни и те же явления действительности. Известно, например, что в арабском языке имеется много слов для обозначения разных пород лошадей и в то же время отсутствует обобщающее слово со значением лошадь вообще. Различая отдельные породы лошадей, арабы не осознают, что всё это разновидности одного и того животного. Именно так в арабском языке отразилась важная особенность материальной культуры арабов: для их хозяйственной деятельности лошадь настолько важна, что весьма маловероятны такие ситуации общения, в которых пришлось говорить о «лошади вообще», не имея в виду никакой конкретной породы. Между прочим, похожим образом обстоит дело с названиями некоторых домашних животных и в русском языке. Так, словом корова по-русски обозначается самка быка, словом бык- самец коровы, а словом телёнок- детеныш коровы. Однако единого слова, которым можно было бы одновременно назвать и корову, и быка, и телёнка, в русском языке нет. Потому что для русского крестьянского быта маловероятны ситуации, в которых приходилось бы говорить не о корове, быке или телёнке, а о любом из этих животных вообще. Если помнить, что язык отражает особенности культуры и быта народа, то не должен вызывать удивления и тот факт,  что в языке ацтеков - одного из индейских народов, который проживает в Мексике, существует всего, лишь одно слово, которое обозначает и снег, и лёд, и холод. Дело в том, что для климата, в котором  живут ацтеки, все перечисленные явления нетипичны и потому их редко приходится упоминать в речи и нет необходимости разграничивать.

Самая главная функция  языка - это функция общения, или  коммуникативная функция (от лат. Communico сообщать, беседовать). Общение между людьми может преследовать самые разные цели. Во-первых, обмен различными типами сообщений. Во-вторых, воздействие на поведение или эмоциональное состояние адресатов.

Выделим ряд более  частных функций языка:

 

  1. Люди используют язык для того, чтобы обмениваться информацией, т.е. сведениями о действительности и происходящих в ней событиях. Эту функцию языка можно назвать информационной (от лат. Informatio разъяснение, изложение).
  2. Язык используется как средство хранения знаний и их передачи от одного человека к другому и из одного поколения в другое. Эта функция называется позновательная или когнитивная (от лат. Coqnosco познавать, узнавать).
  3. При помощи языка люди воздействуют на поведение своих адресатов, побуждают их совершить те или иные действия, или напротив, воздержаться от них. Эту функцию языка назовем- функция воздействия или волюнтативной (от лат.voluntas воля , желание, намерение).
  4. Для выражения эмоций говорящего. Именно этой цели служат междометия, такие экспрессивно окрашенные слова и выражения. Например: дочурка, глупышка, комнатенка и другие. А так же особое интонационное оформление высказывания. Это функция эмотивная (от лат.emoveo возбуждать, волновать).
  5. Люди вступают в контакт не для обмена какими-либо сведениями, а ради самого общения. «Общение для общения» играет в человеческом обществе очень важную роль. Оно направлено на то, чтобы устанавливать и поддерживать контакт между людьми, который со временем может быть использован и в каких-либо практических целях. Установление и поддержание контакта  с собеседником являются основной целью многочисленных высказываний предписываемых нам этикетом, т.е. правилами поведения: приветствие при встрече, прощание при растовании, выражения благодарности, извенения, поздравлений,соболезновании. Во всех перечисленных случаях язык используется в контактоустанавливающей, или фатической (от лат.fateor показывать, обнаруживать), функции.
  6. Нередко в процессе общения говорящему приходится давать комментарии по поводу своих собственных слов и выражении. В одних случаях это бывает связано с необходимостью разъяснить слова, которые могут оказаться непонятными собеседнику (например: он работает риэлтором, то есть продает и покупает квартиры). В других-с потребностью выразить свое отношение к используемым в речи языковым выражениям. Использование языка с целью охарактеризовать сам язык или отдельные его элементы - это еще одна функция языка, которую называют метаязыковой функцией (от лат. Meta – после; метаязыком называется специальный язык, предназначенный для описания самого языка).
  7. Язык может употребляться для эстетического воздействия на адресата. В этом случае влияние на чувства и эмоции адресата оказывает не только содержание, но и форма текста, то какие языковые выражения и как в нем использованы. Основная сфера проявления этой функции языка, которую называют эстетической (от греч. Aesthetes чувствующий), - художественная литература и искусство.

Информация о работе Зависимость развития языка от состояния общества (внешние и внутренние законы развития общества)