Небесная торжествующая 
Церковь.
  Перед Своим отшествием 
к Отцу Господь Иисус Христос говорил 
апостолам: "В доме Отца Моего обителей 
много. А если бы не так, Я сказал бы вам: 
Я иду приготовить место вам. И когда пойду 
и приготовлю вам место, приду опять и 
возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где 
Я" (Иоан. 14:2 и 3). Спаситель молился к 
Отцу: "Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, 
чтобы там, где я, и они были со Мною, да 
видят славу Мою, которую Ты дал Мне" 
(Иоан. 17:24). И апостолы выражают желание 
разрешиться и быть со Христом, - зная, 
что они имеют "Дом нерукотворный, вечный" 
(Филип. 1:23 и 2 Кор. 5:1).
  Изображение жизни 
святых на небе дано в Апокалипсисе. 
Св. Иоанн Богослов видел окрест 
престола Божия на небесах 
24 престола и на них старцев, 
облаченных в белые одежды 
и имеющих золотые венцы на 
головах (Апок. 4:4); видел под небесным 
алтарем: "Души убиенных за слово Божие 
и за свидетельство, которое они имели" 
(6:9); и еще видел: "Великое множество 
людей, которого никто не мог перечесть, 
из всех племен, и колен, и народов, и языков, 
стояло перед престолом и пред Агнцем 
в белых одеждах и с пальмовыми ветвями 
в руках своих" (7:9-10).
  Светлые обители Дома 
Небесного Священного Писание 
называет "Градом Бога Живого," 
"горой Сионом," "небесным Иерусалимом," 
"Церковью первенцев, написанных на 
небесах."
  Так открылось великое 
на небесах Царство Христово. 
В него вошли души всех праведников 
и благочестивых людей Ветхого 
Завета, те, о ком апостол сказал: 
"Все сии, свидетельствованные 
в вере, не получили обещанного" 
(до пришествия на землю Сына 
Божия и общего спасения), "Дабы 
они не без нас достигли 
совершенства," т. е. радости и блаженства 
в Небесной Христовой Церкви. В это Царство 
в Новом завете вошли первые, уверовавшие 
во Христа, апостолы, первомученики, исповедники, 
- и так до конца мира наполняется Небесный 
Дом - Иерусалим горний, житница Божия, 
доколе не придет в совершенную полноту. 
Так получает Симеон Новый Богослов: "Надлежит 
родиться всем предуведанным от Бога и 
наполниться превысшему сего мира, миру 
Церкви первородных, Иерусалиму небесному; 
и тогда совершится полнота тела Христова, 
приняв в себя всех предопределенных от 
Бога быть сообразными образу Сына Его, 
кои суть сыны света и дня. Таковые все 
суть предопределенные и преднаписанные 
и в число спасенных включенные, и имеют 
соединиться и сочетаться с телом Христовым, 
и не будет уже у Него недоставать ни одного 
члена. Так есть воистину, как открывает 
апостол Павел, говоря: "Пока достигнем 
все в соединение веры... в меру мужа совершенного, 
в меру возраста Христова." Когда они 
собраны будут и составят полное тело 
Христово, тогда и вышний мир, Иерусалим 
небесный, который есть Церковь первородных, 
наполнится, и тело царицы Божией Церкви, 
которая есть тело Христа Бога, явится 
всецело полным и совершенным" (Симеон 
Новый Богослов, слово 45-ое).
  По учению Священного 
Писания, блаженство душ праведных 
на небесах состоит: а) В 
покое, или успокоении от трудов, 
б) в непричастности к печалям 
и страданиям (Апок. 14:13 и 7:16), в) в возлежании, 
и следовательно, в ближайшем общении, 
с праотцами и прочими святыми, г) во взаимном 
общении между собою и с томами ангелов, 
д) в стоянии пред престолом Агнца, прославлении 
Его и служении Ему, е) в общении и соцарствиисо 
Христом, ж) в лицезрении Бога.
  Блаженство душ праведных 
на небесах соответствует степени 
их духовного совершенства. Вообще 
же, по учению Церкви, блаженство 
это не есть еще полное и 
совершенное, а только начатие 
того вечного блаженства, которое 
наступит после Всеобщего Суда 
(Послание Восточных Патриархов).
Ниспослание Духа Святого 
и создание Церкви Христовой на земле.
  Господь Иисус Христос 
в беседе с учениками обетовал 
им послать Духа Святого, Утешителя, Который 
пребудет с ними во век, Духа истины, Который 
научит их всему и напомнит все, что Он 
Сам говорил им, и будущее возвестить им. 
Явившись после воскресения ученикам 
Своим, Господь преподал им благодатную 
силу Духа Святого со словами: "Примите 
Духа Святого. Кому простите грехи, тому 
простятся; на ком оставите, на том останутся" 
(Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении 
Своем, Господь, согласно Своему обетованию, 
ниспослал на учеников в день Пятидесятницы 
Духа Святого в виде огненных языков.
  Нисшествие в мир 
Духа Святого выразилось, во первых, 
в чрезвычайных дарованиях Апостолом 
в виде знамений, исцелений, пророчеств, 
дара языков, - и, во вторых, во всех благодатных 
силах, ведущих верных Христовых к духовному 
совершенствованию и ко спасению.
  В Духе Святом, в 
Его Божественной силе, "Даровано 
нам все потребное для жизни 
и благочестия" (2 Петр:1 и 3). Эти 
благодатные дары находятся в 
созданной Господом Его Святой 
Церкви на земле. Они составляют 
средства нашего освящения и 
спасения.
  Рассмотрение этих 
средств составляет предмет нового 
отдела Догматического Богословия, 
отдела о Церкви Христовой.