Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_24.docx

— 23.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос №24.Учение о  Таинствах.Понятие о благодати.Различие таинств и обрядов.Деиствительность и действенность таинств.

 Таинства.

  Внутренняя жизнь Церкви  таинственна. Она далеко не  совпадает с Историей Церкви, показывающей нам только внешние  факты бытия церкви, а в особенности  столкновения ее с жизнью мира  и со страстями мира. Внутренняя  жизнь Церкви есть таинственное  содействие Христа, как Главы,  с Церковью, как Его телом, в  Духе Святом посредством "всяких  взаимно скрепляющих связей." "Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви," - поучает Апостол (Ефес. 5:32).

  Поэтому, когда Апостолы  называют себя "домостроителями  тайн Божиих," говоря: "Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" (1 Кор. 4:1 - ikonomos mystirion Theu), - то они имеют в виду разные виды своего служения и строительства, как-то: а) призывную проповедь, б) крещение уверовавших, в) низведение Духа Святого через рукоположение, г) укрепление единения верующих с Христом через таинство Евхаристии, д) дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в "премудрость Божию тайную, сокровенную" (1 Кор. 2: 6-7). Таким образом, деятельность Апостолов была полна элементов таинственных - mystirion. Но среди них центральное или завершительное место имели священнодействия. Вполне естественно поэтому, что в жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства, ряд священнодействий постепенно получил преимущественное наименование "таинств." Св. Игнатий Богоносец, непосредственный ученик апостолов, пишет о диаконах, что они также есть "служители тайн Иисуса Христа." Этими словами св. Игнатия опровергается утверждение протестантских историков, что якобы в древней Церкви понятие "тайн," "таинств," никогда не прилагалось к церковным священнодействиям.

  Священнодействия, называемые "таинствами, " есть как бы  высоты в длинной цепи холмов  остальных богослужебных чинов  и молитвословий. В таинствах  молитвы соединены с благословениями  в той или иной форме с  особыми действиями. Слова благословения,  сопровождаемые священными внешними  действиями, есть как бы духовные  сосуды, которыми черпается и  подается членам Церкви, нелицемерно  верующим, благодать Святого Духа.

  Таким образом, таинство есть видимое священное действие, которое при помощи известного обряда сообщает верующему невидимую, но действенную благодать Божию. Название "таинств" утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями: крещение, миропомазание, причащение-Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение. "Пространный Христианский Катехизис" так определяет сущность каждого таинства:

  "В крещении  человек таинственно рождается  в духовную жизнь; в миропомазании  получает благодать возвращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов); в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных."

  Для жизни самой  Церкви, как целого, как тела Христова  и как "двора овчего Христова," особенно важны и на главном месте стоят: во-первых, таинство Тела и Крови Христовых, или Евхаристии, потом - таинство посвящения избранных лиц для служения Церкви на иерархических ступенях, или хиротония, дающая необходимую структуру Церкви, и таинство крещения, пополняющего состав Церкви. Но и остальные таинства, предназначенные для получения благодати отдельными верующими, необходимы для полноты жизни и святости самой Церкви.

  Нужно различать действительность таинства (т.е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) от действенности таинства (т.е. от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы). Таинства есть видимые орудия, которые благодатно действуют на приступающих к ним, как сказано в Послании Восточных Патриархов. Однако их плодотворность и обновляющая сила зависят от того, насколько благоговейно человек приступает к ним. Недостойное принятие их может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Благодать не стесняет свободы человека, не действует на него непреодолимо. Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что они могут дать: ибо не открыты для благодати сердца их или же они не уберегли принятых ими даров Божиих.

  Вот почему бывает, что люди крещеные не только  не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при крещении и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко - к погибели своей духовной - становятся врагами Божьими, отрицателями, неверующими, отступниками. Этими жизненными фактами нисколько не умаляется достоинство таинств. Великие достижения святости, праведности, многочисленные мученики за веру, исповедники, подвижники и чудотворцы, ставшие еще на земле "земными ангелами, небесными людьми," - это достижения невиданные вне истинного христианства. Эти достижения являются действиями невидимой благодати Божией, полученной в крещении и миропомазании, возгреваемой через покаяние и причащение святых Таин и сохраняемой в смиренной и преданной Богу душе.

Церковь пребывает в окружении  грешного, непросвещенного мира. Однако сама она представляет собой новое  творение, созидающее новую жизнь. И  каждый член ее призывается к восприятию и созиданию в себе этой новой  жизни. Ей должен предшествовать разрыв его, будущего члена Церкви, с жизнью "мира." Впрочем, когда говорится  о разрыве с "миром," то это не значит удалиться от жизни на земле, из пребывания среди остального человечества, часто неверующего и развращенного. "Ибо, - пишет ап. Павел, - иначе надлежало бы нам выйти из мира сего" (1 Кор. 5:10). Но для вступления в Церковь должно выйти из власти дьявола и стать в этом грешном мире "странниками и пришельцами" (1 Петр. 4:11), положить резкую границу между собой и "миром" и для этого открыто и прямо отречься от дьявола. Ибо нельзя служить двум господам. Должно очистить в себе старую закваску, чтобы быть новым тестом (1 Кор. 5:7). Поэтому от глубины христианской древности момент вступления в Церковь предваряется особым "отречением от дьявола," за которым следует уже крещение с омытием греховной скверны. Об этом подробно читаем в "огласительных словах" св. Кирилла Иерусалимского.

  Из этих поучений  оглашенным видим, что запретительные  молитвы, означающие отгнание дьявола, имеющиеся в нынешнем православном требнике, и само "отрицание от сатаны" человека, пришедшего к крещению, очень близки по содержанию к древнехристианскому чину. После этого открывается вход в благодатное Царство, рождение в новую жизнь "от воды и Духа," о чем учил Спаситель в беседе с Никодимом (Иоан. 3:5-6). Как совершается затем возрастание в этой новой жизни, об этом тоже знаем из слов Самого Спасителя: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мрк. 4:27-28). Таким образом, вся эта новая жизнь - если только она принята внутренне, если человек искренне желает пребывать в ней, если прилагает со своей стороны усилия сохранить ее - действует в нем таинственной силой Духа Святого, хотя этот невидимый процесс может им почти не ощущаться.

  Таинственными действиями  Духа Святого проникнута жизнь  Церкви. "Святым Духом всякая  душа живится (оживляется)." "В Святом Духе всякая спасительная вина (причина): Если кому Сей по достоянию вдохнет, то скоро внемлет от земных (желаний), воспаряет, возрастает, направляет ввысь" (Воскр. Антиф. Утр. 6 гл). Поэтому каждая молитва церковная, общественная и частная, начинается молитвой Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняй, сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселись в ны..." Как дождь и роса, падая на землю, оживляют, питают и взращивают всякое растение, так действуют силы Духа Святого в Церкви.

  В апостольских писаниях  действия Духа Святого именуются  "переизбыточествующей силой," "божественной силой" (2 Петр. 1:3), "Духом Христовым"; но чаще всего обозначаются словом благодать. Вступившие в Церковь вошли в Царство благодати и приглашаются "приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16).

Благодать.

  Слово "благодать"  употребляется в Священном Писании  в разных значениях. Иногда  оно обозначает вообще милость  Божию: Бог есть "Бог всякой  благодати" (1 Петр. 5:10). В этом самом  широком смысле благодать есть  благоволение к людям достойной  жизни во все времена человечества, в частности - к праведникам  Ветхого Завета, таким как Авель,  Энох, Ной, Авраам, пророк Моисей и позднейшие пророки.

  В более точном смысле  понятие благодати относится  к Новому Завету. Здесь, в Новом  Завете, различаем два основных  смысла этого понятия. Во-первых, под благодатью Божией, благодатью  Христовой, разумеется все домостроительство  нашего спасения, совершенное пришествием  Сына Божия на землю, Его  земной жизнью, крестной смертью,  воскресением и вознесением на  небо: "Благодатью вы спасены  через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8-9). Во- вторых, благодатью называются дары Духа Святого, ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения ее членов, для их духовного роста и для достижения ими Царствия Небесного.

  В этом новозаветном втором значении слова, благодать есть сила, ниспосылаемая свыше, сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, возрождающая, живительная, совершенствующая и приводящая верующего и добродетельного христианина к усвоению спасения, принесенного Господом Иисусом Христом.

  Апостолы поэтому в  своих писаниях употребляют часто  греческое слово kharis (благодать) однозначно со словом dynamis (сила). Термин благодать в смысле силы, даруемой свыше для святой жизни, встречаем во многих местах апостольских посланий (2 Петр. 1:3; 3:18; Рим. 5:2; 16:20; 1 Петр. 5:12; 2 Тим. 2:1; 1 Кор. 16:23; 2 Кор. 13:13; Гал. 6:18; Ефес. 6:21 и др.). Ап. Павел пишет: "Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12:9).

  Различие указанных  значений слова "благодать"  и преобладающее понимание его  в Священном Писании Нового  Завета, как силы божественной, важно  иметь в виду потому, что в  протестантстве утвердилось учение  о благодати в общем только значении великого дела нашего искупления от греха через крестный подвиг Спасителя, после чего (по их мнению) человек, уверовавший и получивший отпущение грехов, находится уже в числе спасенных. Между тем Апостолы учат нас, что христианин, имея оправдание даром, по общей благодати искупления является в этой жизни индивидуально еще только "спасаемым" (1 Кор. 18) и требующим поддержки благодатных сил. Мы "верой получили доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим.5:21); "мы спасены в надежде" (Рим. 8: 24).

  Как же действует спасающая благодать Божия?

  Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное  возрастание человека происходит  чрез взаимное содействие двух  начал: одно из них - благодать  Духа Святого; другое - открытие  человеком своего сердца для  принятия ее, жажда ее, желание  воспринять ее, как принимает  влагу дождя жаждущая сухая  земля: иными словами - личное  усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных  даров.

  Об этом содействии  двух начал говорит ап. Петр: "Как  от Божественной силы Его даровано  нам все потребное для жизни  и благочестия... то, вы, прилагая  к сему все старание..." (2 Петр. 1:39). О том же читаем и у ап. Павла (Филип. 2: 12-13), т.е. сами содействуйте, но помните, что дает вам благодать Божия.

  Соответственно этому  священному научению Карфагенский  собор (3 века) постановил: "Если  кто скажет, что благодать Божия,  которой мы оправдываемся в  Иисусе Христе Господе нашем,  действенна только к прощению  уже соделанных грехов, а не  подает, кроме того, помощь, чтобы  не грешить снова, тот да  будет анафема. Ибо благодать  Божия не только дает знание, что надо делать, но еще и  вселяет в нас любовь, чтобы  мы могли исполнять то, что  познаем" (прав. 125, 126, 127).

  Опыт православных  подвижников побуждает их со  всей силой призывать христиан  к смиренному сознанию своей  немощи для действия спасающей  благодати Божией. Выразительны  в этом случае наставления  преп. Симеона Нового Богослова (10 век):

  "Если у тебя появится  мысль, внушенная дьяволом, что  спасение твое совершается не  силой Бога твоего, но твоей  мудростью и твоей собственной  силой, - если согласится душа  на такое внушение, благодать  отходит от нее. Подвиг против  такой сильной и тягчайшей  брани, возникающей в душе, предстоит  душе до последнего нашего  дыхания. Душа должна вместе  с блаженным апостолом Павлом  взывать всегласно вслух ангелов и людей: не я, но благодать Божия, которая со мной. И апостолы, и пророки, и мученики, и иерархи, и преподобные, и праведные - все исповедали такую благодать Святого Духа, и ради такого исповедания с помощью ее подвизались добрым подвигом и течение свое совершили" (Слово 4-е).

  "Носящий имя христианина, - читаем у того же святого отца, - если он не носит в сердце убеждение, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия..., если не с той целью подвизается он, чтобы или получить благодать Божию в первый раз через крещение или, или если имел и она отошла от него по причине его греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие, а подавая милостыню, постясь, совершая бдения, молитвы и прочее, думает, что совершает славные добродетели и ценные сами по себе добрые дела: по тщетно он утруждает и измождает себя" (слово 2-е).

  Промысл Божий и благодать. Из изложенного следует различие между понятиями промысла Божия и благодати. Промыслом называем Божию силу в мире, поддерживающую бытие мира, его жизнь, в том числе бытие и жизнь человечества и каждого человека; а благодатью - силу Духа Святого, проникающую во внутреннее существо человека, ведущую к его духовному совершенствованию и спасению.


Информация о работе Шпаргалка по "Религии"