Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_15.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Б. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗЛЫМ ДУХАМ

 1. БЫТИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ

Вследствие своего плотского  состояния, мы не способны видеть духов  злобы, но мы имамы известнейшее пророческое  слово, ему же внимающе яко же светилу сияющу в темнем месте (2 Пет. 1, 19), — можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии победить их. Средством для познания духов для нас служит христианское учение, содержащееся в Священном Писании, раскрытое и утвержденное в творениях святых отцов и учителей Церкви.

С учением о диаволе как о действительно существующем, личностном духе мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, диавол, войдя в змия, убедил наших прародителей нарушить заповедь Божию (Быт. 3, 1—19). Что диавол был виновником греха, который погубил весь род человеческий, свидетельствует книга Премудрости Соломона: яко Бог созда человека в неистление и во образе подобия Своего сотвори его, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 23—24). По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44).

0 том, что Моисей знал  о существовании злых духов,  свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей  говорит, что они приносили  жертвы бесам, а не Богу (Втор. 32, 17), то есть, как поясняет святитель  Иоанн Златоуст, приносили жертвы  идолам, в которых сидят бесы11. Диавол поразил праведного Иова  гноем лютым от ног до головы (Иов 2, 7); диавол подучил Давида, да исчислит народ израильский (1 Пар. 21, 1). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра — дочь Рагуила (Тов. 3, 8); злой дух овладел Саулом (1 Цар. 16, 14—15).

С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Цар. 12, 19—23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3, 1—2). В первом случае, диавол, чтобы побудить царя Израильского преступить заповедь Божию, обещает сделаться духом лжи в устах пророков, а во втором — клевещет на народ Израильский.

Святой евангелист Иоанн  Богослов истину бытия злых духов  связывает с пришествием в  мир Сына Божия. Творяй грех от диавола есть, яко испервадиавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8; ср. Мф. 12, 24—29; Иак. 2, 19). Из этих слов следует, что отрицание существования диавола ведет нас к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны Искупления. В самом деле, зачем Христу было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицая тайну Искупления, мы должны отвергнуть и все христианство. А что Господь Иисус Христос приходил на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, свидетельствует вся евангельская история.

«Ваш отец — диавол, — говорит Иисус Христос иудеям, — и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44). Христос в притчах и прямо учил о диаволе и его ангелах как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям. Изображая Страшный Суд, Христос говорит, что Сын Человеческий скажет тем, которые по левую сторону: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41).

По словам Христа Спасителя, сатана 18 лет мучил Скорченную женщину (Лк. 13, 11—16); он же просил Господа сеять  Апостолов, как пшеницу (Лк. 22, 31); в  других местах Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что  существует целое царство злых духов, что диавол — злобный князь царства сего — имеет своих слуг (Мф. 12, 25—27), что диавол — князь бесовский — есть князь мира сего (Ин. 12, 31).

А как ясно учил Христос  о бытии злых духов, когда исцелял  бесноватых! Никогда Он не называл  беснование естественной болезнью, а  всегда признавал виновником ее бесов  и изгонял их (Мф. 4, 24; 8, 16.Мк. 1, 34; 7, 29—30). Особенно замечательным является исцеление гадаринскогобесноватого. Этот несчастный влачил свою жизнь не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах, бился о камни с пеной на губах, испускал вопли; пробовали сковать его, но он, как веревки, разрывал оковы.

Что это за болезнь? Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное  расстройство. Очень вероятно, что  душевное и телесное расстройства служат удобной почвой для диавола. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Христос дозволил, и вот стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28—32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, а легион бесов, изгнанных из него.

Подобно Иисусу Христу, и  Апостолы учили о зловредности злых духов, о их пагубном влиянии на род человеческий. По их учению, Христос воспринял нашу плоть для того, чтобы Своей смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть диавола (Бвр. 2, 14). Диавол есть лицо действительное, иначе Апостол Иуда не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Гавриилом (Иуд. 1, 9). Апостолы учили, что демоны — духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян. 19, 13). Будучи многочисленны, они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20).

Особенно убедительно  доказывается бытие злых духов историей православного подвижничества. Святые всю свою жизнь вели жестокую брань  с духами злобы и получали над  ними власть: «наступать на силу вражию», изгонять бесов из одержимых, избавлять людей от бесовских козней. Еще Тертуллиан писал о христианах ранней Церкви: «Что касается демонов, то мы не только не отвергаем их, но сражаемся с ними, изгоняем из тела человеческого, как это всякому известно».

Верование Святой Церкви в  бытие злых духов и их зловредную деятельность самым убедительным образом  выразилось в ее молитвах и молебных чинах. Так, в 8-й молитве на сон грядущим православный христианин молит Бога: «...избави мянастоящагообстояния бесов-скаго... Измимя от уст пагубнаго змия». В молитве святого Макария: «Спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель... Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнутимя от Твоея руки и ограды».

Церковь научает молиться Ангелу-Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати... насильством смертного сего телесе».

В чине Святого Крещения от восприемников требуется, дабы они  за крещаемого отреклись «от диавола, и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых как действительно одержимых злыми духами Церковь признает тем, что имеет особый чин: «О избавлении от духов нечистых».

Итак, Священное Писание  ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя в тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце Правды»13.

2. ПАДЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ 

Все бесплотные духи были созданы  добрыми, предназначенными к добру  и возрастанию в святости. С  самого начала они имели нужду  в озарении и просвещении Божественным светом, который необходим для  их мысленного зрения так же, как  для наших глаз свет солнца. В  их власти было освящаться благодатью Святого Духа через устремление  к Богу, Источнику Жизни и Света.

Однако Денница, один из высших начальственных духов, которым были подчинены низшие ангельские лики, назначенные для управления миром, отпал от Всеблагого Бога и увлек  за собой в грех бесчисленное множество  подчиненных ему духов. Под влиянием гордости он пренебрег своим, хотя и  преимущественным, но зависимым от Бога положением, равно как и порученным ему от Бога служением. Он восстал  против Творца, возмечтав стать равным Богу, но был низринут с Неба. Удалившись от Бога, он, вместе с тем, удалился от истинного света и добра и  ниспал в область тьмы и бездну зла.

С тех пор местопребыванием диавола сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обителей рая. Эта промежуточная поднебесная область иногда называется в Писании «воздухом». Так, в книге Иова диавол сам свидетельствует, что он обошел всю землю и протек поднебесную (Иов 1, 7; 2, 2). О пребывании падших духов в воздухе говорит Апостол Павел: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и властем, и к миродержителемтмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). Святитель Афанасий Великий пишет: «Диавол — враг нашего рода, ниспав с Неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, — начальствуя над другими демонами, соделавшимися непокорством и гордостию подобными ему, — при содействии их обольщает человеков привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе», о чем Апостол Павел говорит: «По князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует, в сынех противления»14(Еф. 2, 2) . В толковании на псалом 41 святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству»15. А преподобный Антоний Великий говорит прямо, что «демоны носятся в воздухе»16. Если же злые духи наполняют воздух, то отсюда ясно, что они со всех сторон окружают нас. Вот как об этом говорит Преосвященный Феофан Затворник: «Обыкновенный образ перевода и понимания слова «поднебесный» означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте».

Носясь в воздухе, бесы нисходят на землю, что ясно видно  из Евангелия, которое повествует о  различных действиях демонов  на земле. Демоны могут входить в  человека и в животных (Лк. 8, 29, 33). Они могут обитать и в воде. Православная Церковь ежегодно, в  день Богоявления Господня, в своих  «молитвах на освящение воды»  просит Господа Бога об изгнании из воды демонов.

По ниспадении злых духов с Неба в область поднебесную или воздушную (Еф. 2, 2; 6, 12) для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание исключительно обращено на близкую к ним землю, с тем, чтобы здесь — между людьми — сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность диавола, который ни о чем ином не мыслит и ни в чем не находит успокоения или наслаждения, кроме зла. Царство добра, как Царство Божие, ненавистно и недоступно ему, потому-то он старается разрушить дело Божие на земле. По словам Спасителя, диавол — враг Его, ибо на том поле, где Господь посеял пшеницу, диавол посеял плевелы (Мф. 13, 24—25).

3. ИСКАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ  ПАДШИХ ДУХОВ 

Какими же свойствами обладают злые духи? Священное Писание указывает, что злые духи имеют ум и волю (2 Кор. 2, 11). Они знают о существовании  Бога, и это внушает им страх. «Ты  веруеши, яко Бог един есть... и беси веруют и трепещут», — пишет Апостол Иаков (2, 19).

Знают злые ангелы, конечно, и самих себя, потому что если дух человека знает, что в человеке (1 Кор. 2, 2), то, конечно, то же можно сказать  и о злых духах. Известно злым духам  и состояние нынешнего мира, как  об этом говорится в книге Иова. Диавол, обойдя землю, поведал Господу  о наблюдениях за людьми, и Господь  не опроверг его слов как ложных (Иов 1—4). Знают падшие духи и нечто  из будущего, которое происходит от определенных и неизменяемых причин. Будущее отчасти им известно из Откровения Божия, а также из наблюдения за характером и поведением людей. Бесы пронырливы и мгновенно перемещаются в пространстве, поэтому, чтобы обольстить человека, могут сообщать о каких-либо событиях, недавно происшедших.

Однажды демон явился святому  Андрею и предсказал о нравственном расстройстве христиан в последние  дни. «В те времена, — говорил демон, — человеки будут злее меня и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я не буду учить людей ничему, они сами будут исполнять волю мою». Святой Андрей спросил: «Как это ты знаешь, ведь демон ничего не знает по предведению». На это демон отвечал: «Умнейший отец наш — сатана, пребывая в аде, гадательствуето всем посредством волхвования и передает нам».

Но имея ум, злые духи настолько  исказили его, что вместо основного  качества высокого ума — стремления к истине, — главной чертой его  сделали ненависть к истине, по этой причине диавол называется в Евангелии отцом лжи (Ин. 8, 44), а в Апокалипсисе — клеветником (12, 9). Воля демонов, закосневшая во зле, конечно, теперь может направлять их деятельность только к злу, но и демоны имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно. Вместо любви, существо диавола исполнилось непримиримой враждой и завистью к Богу и Его творениям. В нем мы имеем врага постоянного, поэтому Апостол Павел советует христианам облечься во всеоружие для борьбы с диаволом (Еф. 6, 12—17).

Преподобный Исаак Сирин  пишет: «Демоны, хотя и крайне нечисты, однако же в чинах своих не сокрыты друг от друга, но не видят других чинов (ангельских), которые выше их». Он отмечает также, что «демоны вовсе не имеют силы приводить в нас в движение естественные помыслы ума. ...Но святые Ангелы обладают этим, то есть могут и приводить в движение, и просвещать помыслы; тоща как демоны суть властители и творцы ложных мыслей — исчадий тьмы; потому что от светоносных приемлется свет, а от потемненных — тьма». В. Лосский отмечает, что в православной аскетике имеются специальные термины для обозначения различных воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем — «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, — говорит Марк Подвижник, — но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он — некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

Воля падших духов направлена постоянно против Бога, на делание  зла творениям Божиим и прежде всего — человеку. Преподобный  Серафим Саровский говорил о  демонах: «Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу».

Для злых духов никакое  исправление воли, никакое покаяние невозможны. Гордость и обдуманное, бесповоротное упорство в противлении  Богу влекут их все дальше и дальше, они отпадают от Бога в страну мрака, зла и духовной смерти, где нет  места для раскаяния.

Свидетельством тому, что  диавол вместе с другими падшими духами действительно не обнаруживает никаких признаков раскаяния, служат его непрерывно продолжающиеся пагубные действия в мире. Искусив первых людей, он через грех и смерть проложил путь к своему господству в мире. Он распростер свою власть над людьми древнего мира, злых и порочных возвеличивая, а добрых и благочестивых преследуя и доводя даже до смерти. Но особенно же враждебную и губительную для людей силу проявил он в язычестве и идолопоклонстве, которое было его делом и которое послужило для него самым важным и пригодным орудием к распространению лжи и обмана, заблуждений и пороков. Не прекратилась также и не прекращается его смертоносная деятельность на земле и с установлением здесь благодатного царства Христова, потому что и после этого он продолжает властвовать над остающимися вне этого царства, всецело порабощая себе их души, а иногда овладевая самими их телами. Кроме того, он непрестанно вторгается и внутрь самого царства Христова, всячески стараясь наносить ему ущерб, для чего неустанно ведет хотя невидимую и неуловимую, тем не менее самую упорную и опасную борьбу как со слабейшими, так, в особенности, с более сильными в вере и благочестии — борьбу, нередко оканчивающуюся если не полной гибелью, то чувствительными поражениями последних.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"