Церковный раскол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

Содержание

1. Введение. стр.3

2. Церковь накануне раскола стр.4

3. Никон. Краткая биография стр.5

4. Реформы Никона стр.6

5. Начало раскола. Основные противники Никона стр.9

6. Отречение патриарха Никона от патриаршества стр.12

7. Заключение стр.13

8. Список использованной литературы. стр.16

Вложенные файлы: 1 файл

Церковный раскол.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

 

 Через шесть лет  после того возник раскольнический  бунт в самой Москве, где сторону  старообрядцев приняли, было, стрельцы  под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию  восставших, проводились прямо в  Кремле в присутствии правительницы  Софии Александровны и патриарха.  Стрельцы, однако, стояли на стороне  раскольников всего один день. Уже на следующее утро они  принесли царевне повинную и  выдали зачинщиков. Казнены были  предводитель старообрядцев поп-расстрига  Никита Пустосвят и князь Хованский,  замышлявшие поднять новый мятеж.

 

 На этом прямые политические  следствия Раскола заканчиваются,  хотя раскольничьи смуты долго  еще вспыхивают то тут, то  там - по всем необъятным просторам  русской земли. Раскол перестает  быть фактором политической жизни  страны, но как душевная незаживающая  рана - накладывает свой отпечаток  на все дальнейшее течение  русской жизни.

 

 Как явление русского  самосознания, Раскол может быть  осмыслен и понят лишь в  рамках православного мировоззрения,  церковного взгляда на историю  России. В каком-то смысле "избыток  благочестия" и "ревность  не по разуму" можно назвать  среди настоящих причин Раскола,  открывающих его религиозный  смысл. Общество раскололось в  зависимости от тех ответов,  которые давались на волновавшие  всех, всем понятные в своей  судьбоносной важности вопросы:  — Соответствует ли Россия  ее высокому служению избранницы  Божией? — Достойно ли несет  народ русский "иго и бремя"  своего религиозно-нравственного  послушания, своего христианского  долга? — Что надо делать, как  устроить дальнейшую жизнь общества, дабы обезопасить освященное Церковными Таинствами устроение жизни от разлагающего, богоборческого влияния суетного мира, западных лжеучений и доморощенных соглашателей?

 

 В напряженных раздумьях  на эти темы проходил весь XVII век. Из пламени Смуты, ставшей не только династическим кризисом, политической и социальной катастрофой, но и сильнейшим душевным потрясением, русский народ вышел "встревоженным, впечатлительным и очень взволнованным". Временной промежуток между Смутой и началом Петровских реформ стал эпохой потерянного равновесия, неожиданностей и громогласных споров, небывалых и неслыханных событий. Этот драматический век резких характеров и ярких личностей наиболее проницательные историки не зря называли "богатырским" (С. М.Соловьев). Неверно говорить о "замкнутости", "застое" русской жизни в семнадцатом столетии. Напротив, то было время столкновений и встреч как с Западом, так и с Востоком — встреч не военных или политических, которые Руси издавна были не в новинку, а религиозных, "идеологических" и мировоззренческих. "Историческая ткань русской жизни становится в это время как-то особенно запутанной и пестрой, - пишет протоиерей Лев Лебедев, - И в этой ткани исследователь слишком часто открывает совсем неожиданные нити... Вдруг показалось: а не стал ли уже и Третий Рим царством диавольским, в свой черед...В этом сомнении исход Московского царства. "Иного отступления уж не будет, зде бо бысть последняя Русь"... В бегах и нетях, вот исход XVII века. Был и более жуткий исход: "деревян гроб сосновый", гарь и сруб...". А митрополит Иоанн пишет: "Многочисленные непрерывные испытания утомили народ. Перемены в области самой устойчивой, веками незыблемой - религиозной - стали для некоторых умов искушением непосильным, соблазном гибельным и страшным. Те, у кого не хватило терпения, смирения и духовного опыта, решили - все, история кончается. Русь гибнет, отдавшись во власть слуг антихристовых. Нет более ни царства с Помазанником Божиим во главе, ни священства, облеченного спасительной силой благодати. Что остается? - Спасаться в одиночку, бежать, бежать вон из этого обезумевшего мира - в леса, в скиты. Если же найдут - и на то есть средство: запереться в крепком срубе и запалить его изнутри, испепелив в жарком пламени смолистых бревен все мирские печали... Настоящая причина Раскола - благоговейный страх: не уходит ли из жизни благодать? Возможно ли еще спасение, возможна ли осмысленная, просветленная жизнь? Не иссяк ли церковный источник живой воды - покоя и мира, любви и милосердия, святости и чистоты? Ведь все так изменилось, все сдвинулось со своих привычных мест. Вот и Смута, и книжная справа подозрительная... Надо что-то делать, но что? Кто скажет?

 

 Не осталось людей  духовных, всех повывели! Как дальше  жить? Бежать от жгучих вопросов  и страшных недоумений, куда угодно  бежать, лишь бы избавиться от  томления и тоски, грызущей  сердце... В этом мятежном неустройстве  — новизна Раскола. Ее не  знает древняя Русь, и "старообрядец" на самом деле есть очень  новый душевный тип. Воистину, глядя на метания Раскола, его  подозрительность, тревогу и душевную  муку (ставшую основанием для  изуверства самосжигателей), понимаешь, сколь страшно и пагубно отпадение от Церкви, чреватое потерей внутреннего сердечного лада, ропотом и отчаянием. Все претерпеть, отринуть все соблазны, пережить все душевные бури, лишь бы не отпасть от Церкви, только бы не лишиться ее благодатного покрова и всемогущего заступления — таков религиозный урок, преподанный России тяжелым опытом Раскола".                

 

 Трудно, да наверно  и невозможно однозначно сказать,  что же стало причиной раскола  – кризис в религиозной или  в светской сфере. Наверняка,  в Расколе соединились обе  эти причины. Так как общество  не было однородным, то, соответственно, различные его представители  защищали различные интересы.

 

 Отклик своих проблем  в Расколе нашли разные слои  населения: и крепостные крестьяне,  которые обрели возможность выразить  протест правительству, становясь  под знамя защитников старины;  и часть низшего духовенства,  недовольная силой патриаршей  власти и видевшая в ней  лишь орган эксплуатации; и даже  часть высшего духовенства, желавшая  пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии  Раскола важнейшее место стали  занимать обличения, вскрывавшие  отдельные социальные пороки  общества. Некоторые идеологи Раскола,  в частности Аввакум и его  соратники, перешли к оправданию  активных антифеодальных выступлений,  объявляя народные восстания  небесным возмездием царской  и духовной власти за их  действия.

 

 Словом, ни один историк  пока не представил объективной  точки зрения на Раскол, которая  бы охватывала все тонкости  жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную  реформу. Мне тем более трудно  утверждать что-то определенное  по этому поводу, но я все-таки  склоняюсь к мнению, что истинной  причиной Раскола Русской Православной  Церкви было стремление его  главных действующих лиц с  обеих сторон захватить власть  любыми путями.

 

 Последствия, отразившиеся  на всем течении жизни в  России, их не волновали, главное  для них было – сиюминутная  власть!

 

8. Список использованной  литературы.  

 

1.     Ключевский  В.О. Русская история. Полный  курс в 3-х книгах. М.: Мысль, 1993 г. Кн. 2.

 

2.     Костомаров  Н.И. Раскол. Исторические монографии  и исследования. М.: Чарли, 1994 г. 

 

3.     Мордовцев  Д.Л. За чьи грехи? Великий  раскол. М.: Правда, 1990 г. 

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра истории

 

Реферат по дисциплине «История»

 

 на тему «Церковный  раскол ХVII в.

 

Выполнил:

 

студентка группы СтЗс-10-01 Енгалычева Э.Н.

 

№ зач. кН. 103138

 

Проверил:

 

преподаватель

 

2010

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра ____________________

 

Контрольная работа № 

 

по дисциплине _______________________________

 

Выполнил:

 

студент группы МПз-09-01 Сафин  Ш.Ф.

 

№ зач. кн. 073438

 

Проверил:

 

преподаватель


Информация о работе Церковный раскол