Философия православия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.

Содержание

Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

православие.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

 
2. Особенности  вероучения, культовой деятельности  и организации Православной Церкви

Догматические и культовые  особенности православия сформировались в рамках единой христианской церкви до раскола ее на греко-католическую, православную и римско-католическую. Все нововведения, осуществленные католической церковью и протестантизмом, православие  не признает. Православные считают, что  вся полнота христианского учения содержится в Никео-Цреградском  символе веры, его догматы представляю  собою абсолютную истину, неизменную, вечную и поэтому не подлежат никаким  поправкам, дополнениям и усовершенствованиям. Таким образом, православие - это  древнейшее из имеющих мировое значение направлений христианства. Критерием  православия с церковной точки  зрения выступает неизменное хранение учения Христа и апостолов, как оно  изложено в Священном Писании  и Священном Предании. Последнее  состоит из девяти частей:

1.  Символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохской);

2.  Так называемые "правила апостольские", которые содержат практику апостольских времен;

3.  Вероопределения и правила первых семи Вселенских соборов и т рех поместных;

4.  Исповедания веры, сделанные Отцами церкви;

5.  Деяния Вселенских и поместных соборов;

6.  Древние литургии (богослужения);

7.  Акты мучеников (жития святых);

8.  Творения Отцов и Учителей церкви, объясняющие церковное учение;

9.  Древняя практика церкви во всех ее проявлениях.

православие религиозное  сознание вероучение

В православии Священное  Предание равноправно со Священным  Писанием; оно такое же божественное откровение, такое же слово Божие. Различие лишь в том, что Священное  предание есть слово Божие, устно  переданное церкви Иисусов Христом  и апостолами, а Священное Писание - слово Божие, заключенное в книги, и в письменах переданное церкви "богодухновенными мужами". Основное значение Священного Предания заключается  в том, что оно необходимо для  правильного понимания Священного Писания, в котором многие мысли изложены сжато и нуждаются в пояснении. Толкование Священного писания без обращения к Священному Преданию, как считает церковь, может привести к искажению истин веры, к ереси.

Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого разума и постижимые для него. К первым относятся, например, краеугольный догмат христианства о  пресвятой Троице, учащий, что Бог  един по существу, но троичен в лицах; ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви.

Название "святая" и "апостольская" объясняется следующим образом. Своб историю церковь ведет с  новозаветного эпизода сошествия  Святого Духа на апостолов, что произошло  на десятый день после вознесения Хритса. В этот день приняли крещение около трех тысяч человек. Они  остались с апостолами, и таким  образом возникла христианская церковь. Устроенная апостолами, православная церковь непрерывно и неизменно  сохраняет их учение.

С момента своего сошествия  на апостолов Святой Дух пребывает  в церкви в виде благодати Божьей. Эта благодать от апостолов перешла  к их воспреемникам - епископам (высшие иерархи церкви, в православии  именуемые архиереями) и пресвитерам (в православии: священники, диаконы) и продолжает пребывать в церковь, переходя от одного поколения священнослужителей к другому через таинство священства, осуществляемое путем обряда рукоположения (хиротонии). Через священников (исключая диаконов) к благодати Божьей приобщаются  и рядовые верующие. Это происходит в ходу осуществления таинств, т.е. священных действий, в которых, по церковному определению, "под видимым  образом сообщается верующим невидимая" благодать Божия [1, Стр.40-41].

Таинство крещения - это  одно из главных таинств, символизирующих  принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в  воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный  грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряда крещения означает приобщение человека "в лоно церкви". Именно после совершения этого обряда он становится христианином - православным, если этот обряд проведен по православному  канону, католиком - если по католическому  и т.д. С обрядом крещения связано  и имянаречение. В результате этого  обряда новорожденный получает свое собственное имя. По традиции это  имя связано с именем святого, которому посвящен день, в который  родился крещаемый.

Второй по времени, но не менее  важный обряд - это совершение таинства причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы). По христианскому вероучению обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу  Богу и Отцу, благословил и освятил  хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к  Богу" "Ядите тело мое, пейте  мою кровь в знак близости ко мне", - заповедовал Иисус Христос. Памятуя  об этом, церковь совершает таинство причащения. Конкретно содержание этого  обряда состоит в том, что верующим дают съесть специально выпеченный хлеб - просфору, который они запивают глотком красного вина из особого  сосуда - потира. Считается, что во время  этого обряда совершается таинство преосуществления, то есть хлеб-просфора превращается в тело Иисуса Христа, а вино - в кровь.

Причащению придается  большое значение в православной церкви. Этот обряд сопровождается рядом других таинств. Духовенство  настаивает на том, чтобы каждый верующий, причащался не реже одного раза в год. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять  неразрывную связь с Иисусом  Христом.

Совершение таинства покаяния (исповеди) является непременным атрибутом  религиозной жизни православного  христианина. Совершение таинства покаяния включает в себя два важных акта. Первый состоит в исповедании  грехов. Исповедание грехов представляет собой отчет верующим перед священнослужителем в нарушении заповедей божьих или церковных предписаний. Считается, что исповедание грехов духовно  очищает человека, снимает с него груз грехов, удерживает в дальнейшем от всякого рода прегрешений. Поэтому  важной составной частью таинства покаяния является ритуал "отпущения грехов", который правомочено сделать  только специальное лицо - священнослужитель  определенного ранга. Первоначально, в раннем христианстве покаяние носило публичный характер. Начиная с XIII века вводится "тайная исповедь". И священник должен соблюдать  тайну исповеди. Церковь гарантирует  сохранение этой тайны. Нарушение тайны  исповеди считается большим грехом.

Таинство миропомазания  также важная составная часть  многих культовых действий. В православной церкви миропомазание совершается  сразу за обрядом крещения. Это  таинство происходит в форме крестообразного  смазывания тела человека (лба, глаз, носа, губ, ушей, груди, рук и ног) особым ароматическим маслом (миром). Перед  миропомазанием священник читает молитву  о ниспослании на человека Духа Святого. При этом он повторяет слова "Печать Святого духа". Смысл этого  таинства в православном катехизисе истолковывается так: "чтобы сохранить  душевную чисто-русская православная церковь: ту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться  в жизни духовной, нужна особенная  помощь Божия, которая и подается в таинстве миропомазания".

Таинство брака - церковное  освещение обряда бракосочетания или  венчания - это также важный момент религиозной жизни человека. С  точки зрения православного вероучения, семья - это первичная ячейка духовной общности людей - "домашняя церковь". В этой церкви рождается христианин, через крещение он приобщается к  вселенской церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин.

Обряд венчания построен таким  образом, чтобы подчеркнуть особую важность этого события в жизни  молодых людей. Священник встречает  молодых в праздничном облачении. Звучат слова псалмов, славящих Бога, именем которого совершается брак. Читаются молитвы, в которых священнослужитель  испрашивает у Бога благословения  для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На головы вступающих в брак налагаются венцы. Им предлагают выпить вина из одной чащи. Затем  их обводят вокруг алтаря. При этом вновь возносятся молитвы к Богу. Духовный смысл этого обряда состоит  в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба.

Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом - елеем, сопровождаемым чтением молитв, в которых священнослужители  просят Бога ниспослать больным выздоровление. При этом читаются семь посланий апостольских, произносятся семь ектений (прошений) о болящем. Духовный смысл этого  таинства, по учению церкви, заключается  в том, что елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов.

Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в  ту или иную степень священства. В православной церкви существует три  степени священнослужителей: первая (низшая) - диакон [ (диакон, протодиакон, архидиакон, (в монашестве иеродиакон)]; вторая (средняя) - пресвитер [ (священник - иерей, протоиерей, протосвитер, (в  монашестве - иеромонах, игумен, архимандрит)]; третья (высшая) - епископ (викарный епископ, правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх). В совокупности все эти  категории священнослужителей составляют церковную иерархию. Каждая из ступеней священства имеет свои отличительные  особенности в облачении, за каждой из них закреплены определенные права  и обязанности.

Таинство священства совершается  на основе специального обряда хиротонии - рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук вышестоящего служителя культа - на голову посвящаемого. Считается, что в момент возложения рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы, последнему передается божественная благодать, делающая его посредником между Богом  и людьми. Пресвитер получает от епископа власть совершать все таинства, кроме священства, и все богослужения и обряды. Дьякон не может самостоятельно совершать таинства и богослужения, а лишь помогает служить епископу и пресвитеру при совершении ими  таинств при богослужений. В епископы может посвящать лишь собор епископов. Посвящение в патриархи осуществляется посредством особого обряда - интронизации собором (собранием) трех других православных глав автокефальных церквей после  избрания на эту должность Поместным  собором православной церкви.

Помимо совершения таинств  православная культовая система  включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и  святым. Молитвы - это обращение верующего  к Богу или святым со своими просьбами, жалобами, благодарностью и т.д. Молитвы  могут быть мысленные и изустные, выражающиеся в подобающем словесном  обращении к Богу или святому. Молитвы могут быть индивидуальными  и коллективными. Примером коллективной молитвы является литания. Во время  коллективной молитвы большое значение придается определенным ритуальным действиям: коленопреклонению, воздеванию рук, закрыванию глаз и т.д.

Поклонение кресту - один из важнейших элементов православного  культа. Крест является символом христианской веры. Им увенчаны православные храмы, одежды священнослужителей, его носят  на теле верующие, во время молитв, богослужения верующие и священнослужители совершают  крестное знамение (крестятся). По православному  учению, крест как символ был принят христианской церковью в память о  мученической смерти Иисуса Христа, который, как известно из Библии, был распят на кресте и тем самым освятил  его своею кровью. Кресту приписывается  магическая спасительная сила. Форма  креста может быть различной: четырех, шести (для изображения надписи, прибитой над головой Христа) и  восьмиконечная (с присовокуплением бруса для ног).

Культ икон - живописных или  рельефных изображений Бога-Отца, Бога-Сына, Бога Святого Духа, Троицы, Богоматери, святых, евангелистов и  т.д. имеет широкое распространение  в православии. Считается, что через  эти изображения верующий может  вступать в контакт с изображенными  на них персонажами, обращаться к  ним с молитвами. Некоторые иконы  пользуются особым объектом поклонения. За ними признается особая чудотворная  сила, потому что с этими иконами  связаны какие-то чудесные события. Примером такой иконы является икона  Казанской Божьей Матери.

Православные верующие почитают также святые мощи. Мощи, по православному  учению, это останки умерших, по божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. В отличии  от византийского православия, в  котором под мощами понимаются только нетленные тела, в русском православии  возобладало представление о  мощах как нетленных телах, а  также частях тела, изъятых силой  божьей из всеобщего закона тления.

С культом мощей тесно  связан культ святых. По учению церкви, святые - это лица, которые вели благочестивую  жизнь, совершили "подвиги" во славу  Божью и после смерти были отмечены всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей. Православные христиане верят, что святые - это  посредники между Богом и людьми, небесные покровители, живущих на земле, и обращаются к ним с просьбами  о земных делах. Причисление к  лику святых осуществляется на основе акта канонизации. В первые века христианства канонизация происходила стихийно, увековечивая память о мучениках, отшельниках, исповедниках. Позднее были разработаны  определенные правила, одним из которых  является обретение мощей данного  святого. В настоящее время вопросами  канонизации в Русской православной церкви занимается специальная комиссия, предложения которой рассматриваются  Священным синодом и принимаются  решения Поместных соборов. В  православном каноне содержится строгая  иерархия святых: ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, праведники.

Информация о работе Философия православия