Религиозные верования. Распространение ислама 14-15 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:53, реферат

Краткое описание

Одной из древнейших форм культуры является религия. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни. Но что вообще такое религия? И как она возникла? Нам важно это знать для того, чтобы сделать вывод о том, долго ли будет существовать религия, когда и при каких условиях она исчезнет. Я думаю, что религия-это определенные взгляды людей и соответствующие обряды, а вот верящие дают свое понятие, по их мнению. Религия - это связь человека с богом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый вправе думать по-своему. Сердцем религии является вера.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..3 Глава 1. О РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ КАЗАХОВ …………….......4
Ислам………………………………………………………… ……5
Личность Мухаммеда ……………………………………………6
Аллах………………………………………………………………..8
Шариат…………………………………………………………......9
Глава 2. Источники мусульманского права ……………………………......10
2.1. Коран……………………………………………………………….10
2.2. Сунна………………………………………………………………13
2.3. Иджма ..............................................................................................14
2.4. Кияс …………………………………………………………...…..14
2.5. Фирманы. Кануны…………………………………………………14
Глава 3. Различные течения в мусульманстве………………………………15
3.1. Шиизм……………………………………………………………15
3.2.Суннизм ………………………………………….……………….16
3.3.Суфизм…………………………………………………………. ...16
Глава 4. Распространение Ислама в Казахстане 14-15 веке……………......17 4.1.Начало распространения ислама в Казахстане………………......17
4.2 Влияние ислама на культуру средневекового Казахстана ……18
4.3Деятельность Ходжи Ахмета Ясави……………………………...19 4.4 Особенности распространения ислама в XIII-XIV вв …………22
4.5 Памятники мусульманской архитектуры в Казахстане……......23
Глава 5. Ислам в Казахстане в XV – начале XX вв.
Роль ислама в становлении казахской государственности (ХV-ХVIII вв.)……….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…...26 ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ТЕХНОЛОГИЙ

И ИНЖИНИРИНГА  ИМ. Ш.ЕСЕНОВА

 

 

Институт педагогических технологий

Кафедра Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории 

Тема: Религиозные верования. Распространение ислама 14-15 века.

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил: Студентка группы ФКиС 13-07

        Набиева Айгерим С.

                                                                                               Проверила: ст.пр. Кильдякова Е.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

                                                                   Актау, 2013 г.

 

 

 

                                       Содержание:

        Ведение………………………………………………………………………..3                                      Глава 1. О РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ КАЗАХОВ …………….......4

    1. Ислам………………………………………………………… ……5
    2. Личность Мухаммеда   ……………………………………………6                                                                            
    3. Аллах………………………………………………………………..8
    4. Шариат…………………………………………………………......9

       Глава 2. Источники мусульманского права  ……………………………......10                                                                                                                                                                                    

                2.1. Коран……………………………………………………………….10

                  2.2. Сунна………………………………………………………………13  

                2.3. Иджма ..............................................................................................14

                  2.4. Кияс …………………………………………………………...…..14            

                2.5. Фирманы. Кануны…………………………………………………14

       Глава 3. Различные течения в мусульманстве………………………………15

3.1. Шиизм……………………………………………………………15

3.2.Суннизм ………………………………………….……………….16   

3.3.Суфизм…………………………………………………………. ...16   

           Глава 4. Распространение Ислама в Казахстане 14-15 веке……………......17                   4.1.Начало распространения ислама в Казахстане………………......17     

                                  4.2 Влияние ислама на культуру средневекового Казахстана ……18

                    4.3Деятельность Ходжи Ахмета Ясави……………………………...19                                                                                                                                     4.4 Особенности распространения ислама в XIII-XIV вв …………22

                   4.5 Памятники мусульманской архитектуры в Казахстане……......23

Глава 5.  Ислам в Казахстане в XV – начале XX вв. 
Роль ислама в становлении казахской государственности (ХV-ХVIII вв.)……….24                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…...26 ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................27

.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

Одной из древнейших форм культуры является религия. Важным этапом в истории  человечества стало появление таких  мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна  роль религии и в наши дни. Но что  вообще такое религия? И как она  возникла? Нам важно это знать  для того, чтобы сделать вывод  о том, долго ли будет существовать религия, когда и при каких  условиях она исчезнет. Я думаю, что  религия-это определенные взгляды  людей и соответствующие обряды, а вот верящие дают свое понятие, по их мнению. Религия - это связь человека с богом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый вправе думать по-своему. Сердцем религии является вера.                                                                                                                             Вера-это уверенность в невидимое, ей не страшны утверждения атеистов, что Бога нет и не нужны подтверждения того, что он есть. Верить или не верить в Бога, совершать обряды или нет личное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одна общественная организация не может кого- либо привлечь к ответственности за его веру или неверие. Но это совсем не означает, что государство равнодушно к любой религии, просто есть религии, которые требуют человеческих  жертвоприношений, обряды которых уродуют людей, создают толпы и направляют их на погромы, убийства и разумеется, что государство против этого, но ведь это не сама религия, а вредоносная деятельность и получается, что государство ведет борьбу не с религией и её законами, оно не вмешивается дела в мечетях, разных вероисповеданий. В нашей стране полная свобода совести. Всем гражданам предоставлена равная возможность исповедовать любую религию или быть неверующим. Отход от религии совершается не по приказам, а по убеждению научной правдой.                                                                                                  В мире существует много верований, сект. Это и национальные религии, и мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую мировую религию, как ислам. Когда я писала, свою работу  в основном я опиралась, на справочник  Я. Трофимова и В. Ивонова Религии Казахстана. Основная моя тема Ислам в Казахстане 14-15 веке. Но я не могла пропустить, когда она впервые пришла на территорию Казахстана и что такое в общем смысле религия Ислам.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. О религиозных верованиях казахов 

    На территории современного Казахстана исторически сложилось так, что разные религии имели влияние: буддизм, христианство, позднее ислам о чем говорят различные памятники, в том числе археологические находки. Казах считал себя мусульманином,  но соблюдал обряды не только ислама, но и доисламских религий. Самой ранней формой религии был шаманизм, тенгрианство.  Шамана казахи называли баксы, который обладал способностью гипноза и обычно лечил больных ночью, при свете шам (светильника). От тюркского слова «шам» происходит и само название «шаман». При лечении шаман демонстрировал различные представления, вроде того, что может босиком стоять на раскаленном докрасна железном предмете, разжевывать саксаульный жар и т.д. У всех тюркских этносов шаманизм является самой древней формой религиозных верований. Шаман не только своеобразный лекарь, но и религиозный человек. Он во время своих представлений называет имена различных животных, считая их своими предками (тотемами).     У казахов, издревле, часто употребляемым святым, божественным словом было кудай. Тюркоязычные народы еще до возникновения исламской религии Бога называли кудай. Это слово встречается в священной книге «Авеста» зороастрийской религии. Слово кудай означает луну, приносящую счастье, богатство. Следовательно, луна возведена до уровня Бога. Луна по сей день почитается казахими, наряду с солнцем. Но далекие предки казахов (скифы, массагеты) считали богом, не луну, а Солнце. Древние казахи обращались Солнцу, к Востоку, поклоняясь ему.  Казахи и по сей день наряду со священным словом «кудай» употребляют слово тәнір как синоним бога и у казахов оно означало и не луну, и не солнце, а все голубое небо.       Помимо вышеназванных религии на территории Казахстана распространение имело и христианство несторианского толка, привнесенное сюда миссионерами.        

Общеизвестно, что природа  не терпит пустого пространства, так  и у кочевников идейной пустоты  не было. Поэтому в кочевой степи  стала распространяться новая религия  – ислам, ставшая господствующей религией в казахском обществе.            

Исламская религия своими предписаниями призывала широкую  казахскую общественность быть на стороне  обездоленных, помогать бедным, нищим, больным,  одиноким и сиротам, быть благочестивым. Все это способствовало тому,

что казахи добровольно и  активно приняли ислам.        

Исламизация казахской степи, присходившая прежде всего в форме суфизма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. Среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмеда Ясави, которая представляет собой центральное святилище из целого комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, снискавшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». А недалеко от городища Отрар находится мавзалей святого Арыстан-баба, который, согласно преданию, являлся духовным наставником Ахмада Ясави. Эти святыни являются наиболее почитаемыми в Казахстане.       

В советское время диктатура  партийной идеологии хотела вытравить  из сознания людей религиозные представления. Перестали действовать религиозные  учреждения: церкви, костелы, мечети. Представители  религиозного культа жестоко преследовались. В Казахстане в результате политики Советов уничтожались, сжигались  подряд все книги, написанные по-арабски. Неграмотные люди не различали, какие  из них религиозные, а какие исторические, литературные. В результате были потеряны многие ценные источники духовной культуры.         

После развала СССР и получения  Казахстаном независимости действительно  установилось конституционное право  свободы совести. Открылись мечети в городах, районах, создано Духовное управление мусульман Казахстана. Возродили  работу все конфессии. Происходит духовное самоочищение народа. Многие стали  соблюдать пост Ораза как способ укрепления здоровья путем воздержания. Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Казахстан стал страной, где царит всеобщее духовное согласие и сотрудничество во имя прогресса.

            1.1. Ислам

 «Ислам» в переводе  с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.                                                                                             Из трех мировых религий ислам – самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство – возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Ислам зародился в Аравии в 7 веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Если полистать страницы истории и рассмотреть причину возникновения ислама, то складывается впечатление, что люди просто были вынуждены принять законы этой религии. А началось это с далеких стран Азии, где природа была немилостива к человеку, кругом горы и песчаные пустыни, дожди – большая редкость. Люди, обитавшие там, просто на просто кочевали из одного оазиса в другой. Капризная, злая природа причиняла людям много горя, но они все-таки приспособились, чтобы существовать. И именно этот страх породил в людях веру в духов, людям казалось, что горе причиняют злые духи, а радость дают добрые духи. Уже в 6 веке возникло классовое общество, богачи стали владеть и землей, и скотом, и продуктами земледелия, вели торговлю. Рабов били, продавали, меняли, да еще запугивали богами. В отчаянии люди обращались к молитвам. В это то время и появился крупный купец Мухаммед. Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.                                                                 Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

            1.2. Личность Мухаммеда                                                                                                             Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш.

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь, ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу.

Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же халифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

Благополучный брак дал Мухаммаду  обеспеченную жизнь, позволявшую иметь  достаточно свободного времени, которое  на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям  о цели и смысле жизни, об основах  мироздания, с годами все крепло и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

Криком, обычно предупреждавшим  горожан об опасности, Мухаммад со склона холма Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по его делам, и всем воздастся сполна.

Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, как мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению  к Пророку, как делить военную  добычу и наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся  вокруг Мухаммада объединение людей  скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

Информация о работе Религиозные верования. Распространение ислама 14-15 века