Религиозные верования. Распространение ислама 14-15 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:53, реферат

Краткое описание

Одной из древнейших форм культуры является религия. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни. Но что вообще такое религия? И как она возникла? Нам важно это знать для того, чтобы сделать вывод о том, долго ли будет существовать религия, когда и при каких условиях она исчезнет. Я думаю, что религия-это определенные взгляды людей и соответствующие обряды, а вот верящие дают свое понятие, по их мнению. Религия - это связь человека с богом. Но как я уже сказала, у каждого свое мнение и каждый вправе думать по-своему. Сердцем религии является вера.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..3 Глава 1. О РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ КАЗАХОВ …………….......4
Ислам………………………………………………………… ……5
Личность Мухаммеда ……………………………………………6
Аллах………………………………………………………………..8
Шариат…………………………………………………………......9
Глава 2. Источники мусульманского права ……………………………......10
2.1. Коран……………………………………………………………….10
2.2. Сунна………………………………………………………………13
2.3. Иджма ..............................................................................................14
2.4. Кияс …………………………………………………………...…..14
2.5. Фирманы. Кануны…………………………………………………14
Глава 3. Различные течения в мусульманстве………………………………15
3.1. Шиизм……………………………………………………………15
3.2.Суннизм ………………………………………….……………….16
3.3.Суфизм…………………………………………………………. ...16
Глава 4. Распространение Ислама в Казахстане 14-15 веке……………......17 4.1.Начало распространения ислама в Казахстане………………......17
4.2 Влияние ислама на культуру средневекового Казахстана ……18
4.3Деятельность Ходжи Ахмета Ясави……………………………...19 4.4 Особенности распространения ислама в XIII-XIV вв …………22
4.5 Памятники мусульманской архитектуры в Казахстане……......23
Глава 5. Ислам в Казахстане в XV – начале XX вв.
Роль ислама в становлении казахской государственности (ХV-ХVIII вв.)……….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…...26 ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

              4.4 Особенности распространения ислама в XIII-XIV вв. Распространение ислама в начале XIII в. было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (различные тюркские и монгольские племена) со своими традиционными религиями. Были уничтожены многие города, разграблены научные и культурные центры, разрушены мечети и медресе. Навсегда исчезли с карты целые города. Значительный ущерб был нанесен торговле на маршрутах Великого Шелкового пути.  
Однако местные культурные и духовные традиции прошли испытание и со временем возродились. Монгольские завоеватели, включая правящую верхушку, приняли ислам и перешли на тюркский язык. Это привело к тому, что в течение средневековья религия пророка Мухаммеда продолжила продвижение в кочевую степь, привлекая все новые группы населения.  
Монгольские правители проявляли веротерпимость, не навязывая мусульманам собственные верования. Положение ислама упрочилось после принятия мусульманства Золотой Ордой при хане Берке (1255-1266 гг.), а также принятия его последующими ханами (Тудеменгу, Узбеком). К примеру, при хане Узбеке (1312-1342 гг.) в золотоордынской столице, городе Сарае, было уже 13 мечетей, а сам хан молился 5 раз в день. Религия превратилась в один из инструментов, обеспечивающих единство общества. Велась целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников. Проповедники шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.  
Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Ордена накшбандийа и ясавийа пользовались значительным влиянием на власть и общественное сознание, поэтому власть вынуждена была считаться с суфийскими лидерами. Между тем под контролем суфийских общин находились мечети, медресе, без их участия не обходились общественные и частные церемонии (похороны, свадьбы и т. д.).  
Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков. 
В крупных государствах послемонгольского периода, охватывавших территорию современного Казахстана (Золотая Орда, Ак Орда, Могулистан), процесс исламизации происходил неравномерно. Завоеватели постепенно интегрировались в местную тюркскую среду и принимали ислам, в результате сложился своеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати.  
            4.5 Памятники мусульманской архитектуры в Казахстане. Распространение ислама оказало заметное влияние на архитектурный облик городов Казахстана. В городах строились многочисленные мечети, медресе, мавзолеи. Единый стиль связывал с мусульманским Востоком и постройки светского характера – дворцы, библиотеки, бани, базары.  
Одним из наиболее важных объектов зодчества всегда была мечеть, являвшаяся не только местом поклонения, но и настоящим произведением средневекового искусства.  
Об истории строительства мечетей на территории нашей страны рассказывает в своей работе «Мечети и медресе Казахстана» Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали. Приведем некоторые фрагменты из его публикации:  
«Благодаря некоторым арабоязычным письменным источникам, стало известно, что в 893 году в городе Таразе на месте дома молитвы была построена мечеть. В настоящее время историки условно считают ее одной из первых мечетей в республике. Между тем археологи, проводившие раскопки Отрара и близлежащих городищ, сообщают о найденных останках мечети с куполом, которую в одной из своих работ упоминал историк аль-Макдиси (X век)…                 К первым мечетям на родине наших предков относится, по-видимому, и мечеть Шакпак-ата (IX-X вв.) на полуострове Мангышлак. Природа региона, а также бытовой, хозяйственный уклад местных жителей подсказывали особенности строения мечети. В данном случае это была мечеть, выстроенная на скалах. Несмотря на то, что такой метод строительства в западной части страны прослеживается вплоть до времен жизни Бекет-ата (1750-1813 гг.), нигде в Казахстане, кроме Туркестана, он больше пока не встречается.  
На юге так называемый хилвет – подземная мечеть – принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави… Здесь же, неподалеку, археологи нашли малый хилвет (XIV век), а также построенную в XV-XVI веках шильдехану.  
Таким образом, первые дома Аллаха издревле подталкивали людей к оседлости, обуславливая стабильность не только бытия, но и в известной степени мышления. Не случайно они впервые заявили о себе в Южном Казахстане, где была более развита культура строительства городов. Такова мечеть Исмаила-ата в местности Турбат, а также аналогичные мечети в Туркестане, Сайраме, Отраре, зов которых прошел сквозь столетия и достиг наших дней».  
В работе Абсаттара хаджи Дербисали названы еще десятки мечетей, существовавших в эпоху раннего средневековья в Отраре, Туркестане, Сыганаке, Исфиджабе, Таразе и многих других городах. 
Почти все мечети, возведенные в те времена, были разрушены в XIII в. Возобновились традиции исламской архитектуры лишь после создания Золотой Орды. Расцвет ислама был отмечен в правление Узбек-хана (1312-1341). В это время вновь были построены мечети. Шедевром архитектуры стал мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, построенный по приказу эмира Тимура в период с 1385 по 1405 гг. 
Глава 5.  Ислам в Казахстане в XV – начале XX вв. 
Роль ислама в становлении казахской государственности (ХV-ХVIII вв.). Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в ХV в. стали султаны Жанибек и Керей. С образованием казахской народности внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма.  
Казахская государственность с момента своего зарождения опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего общеказахского хана Кенесары (погиб в 1847 г.). Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом.  
Значительным шагом к внедрению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жеті Жарғы», утвержденный ханом Тауке (ум. около 1718 г.). Нормы административного, уголовного и гражданского права, зафиксированные в этом документе, в значительной степени опирались на положения шариата. В частности, законы «Жеті Жарғы» признавали поддержку государством мусульманской религии. Об этом свидетельствуют, например, следующие положения: «Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями...»; «Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение»; «Духовные завещания делаются при родственниках и муллах». 
Законодательное закрепление получила сложившаяся в Казахском ханстве структура общества, в котором доминирующую позицию получило аристократическое сословие (ак-суйек), стоявшее вне традиционного деления на жузы и роды. К элитному сословию относились чингизиды, ведшие происхождение от потомков Чингисхана, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Выделение в «Жеті Жарғы» ходжей в качестве одного из ведущих сословий свидетельствует о высоком социальном статусе ислама. 
Вместе с тем, юридические нормы еще в значительной степени были связаны со сложившимся в степи обычным правом – адатом, либо представляли собой синтез адата с шариатом. Известно, что ислам освятил многие нормы и традиции адата, что нередко затрудняло выявление четкой грани между адатом и шариатом. Это можно проследить и в нормах «Жеті Жарғы». В казахском обществе сохранялось смешение элементов ислама и древних народных традиций. Например, ислам не отверг древний обычай сватовства детей («Бесік құда»). Согласно этому обычаю, когда степень родства становится отдаленной, заинтересованные стороны связывают новыми брачными узами своих детей, близких родственников. Ислам проявил лояльность к такому древнему обычаю, как калым. 
Таким образом, укрепление позиций мусульманской религии в регионе происходило на фоне сохранения позиций и определенного взаимодействия с языческими верованиями. Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению сочеталось с сохранением в культовой практике древних языческих традиций, заметным оставалось влияние анимизма, шаманизма, поклонения предкам. Таким образом, в степи получил распространение так называемый народный ислам, включавший элементы доисламских верований. Соответственно, хотя и сложилась прослойка всеми признаваемых представителей ислама в лице имамов, кади, мулл, мударрисов и других, организационно оформленные структуры мусульманского духовенства были все же развиты слабо.  
В XVI-XVII вв. дальнейшему распространению ислама в Казахстане способствовали тесные экономические и культурные связи казахов со среднеазиатскими народами и волжскими татарами. Проводниками ислама выступали миссионеры из Бухары, Самарканда, Ташкента, Хивы, Туркестана.                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

                                           Заключение                                                                                                                                              История проникновения и распространения ислама в Казахстане такова, что "ислам по-казахски" никогда не был "чистым", а представлял собой смесь ислама и местных языческих религий. На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс его установления в Казахстане был длительным и сложным, занял несколько веков. И хотя мусульманство стало, по сути дела, единственной религией казахов, оно не носит здесь резко выраженного ортодоксального характера. Религиозные традиции тесно переплетаются с национально-бытовыми. До сих пор сохраняются весьма живучие черты прежних верований: шаманизма и тенгрианства. Своеобразных течений пантеизма, для которых было характерно поклонение Богу-Солнцу и Богу-Небу. Кроме того, по определенным историческим причинам в Казахстане преобладает умеренный ислам суннитского толка (шииты в республике представлены в основном азербайджанцами, чеченцами и ингушами). Отношения в религиозной сфере регулируются Законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединения, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев. Наряду с традиционными конфессиями активную деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.Практически деятельность религиозных конфессий в стране - важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира.                                                                                                                                         Итак, подводя итоги проделанной работы, хочу обобщить: подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама. После падения колониализма на политической карте появилось много  новых исламских государств. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая большое внимание отцу «религии покорных пророку Мухаммаду», представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае представляю то, что получилось. Главное отличие Ислама от других религий то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана.Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами.

 

 

 

                               

                          

 

 

 

                              Список литературы:

Я. Трофимов и  В. Иванов Религии Казахстана 

 «Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990

 Ислам. Проблемы  идеологии, права, политики и  экономики. /Под ред. Ким Г.Ф.  – М.: Наука, 1985

 История государства  и права зарубежных стран. /Под  ред..Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996

Религии мира. Энциклопедия. т.6. – М.: «Аванта +», 1996

Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985. – 113с.

История государства  и права зарубежных стран. Под  ред. О.П.Жидкова. Москва. Норма, 1996. – 429с.

Тайна беззакония. А. Мацейка. 1990. – 78с.

К.Маркс и Ф.Энгельс. О религии. 1955. – 236с.

У истоков религии. В.Чертихин. 1977. – 115с.

Голубая бездна ан медной ладони. М.Родионов. 1988. – 118с.

Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997.

Абусеитова М.Х. Из истории казахско-среднеазиатских отношений: события     

1598-1599 годов.- АлмаАта: «Наука», 1981.- С.127.

Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение Тэнгрианство. Казань, 2006.

«Тарих» - История Казахстана - школьникам

 


Информация о работе Религиозные верования. Распространение ислама 14-15 века