Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Обращение к проблеме, вынесенной в заголовок данной работы, связано с ожесточенной полемикой, посвященной этой проблеме и происходящей внутри Русской Православной Церкви последние несколько лет. К сожалению, уже слышатся обвинения в ереси (например, в [5, c.154]) и угрозы анафематствования [52, c.61-63]. Полемика происходит между так называемыми "эволюционистами" и "креационистами", и самое печальное в том, что этот спор имеет своим основанием явное недоразумение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ основных моделей согласования Шестоднева и научных данных……………………………………………………………………………………….5
"Эволюционисты" ……………………………………………………………………….5
"Креационисты"…………………………………………………………………………9
Основной недостаток обеих моделей .......…………………...…………………..…...11
Глава 2. "Два мира"………………………………………………………………………..17
Порядок творения…..………………………………………………………………..17
Физическое состояние человека и мира……………………………………………18
Первозданный мир…………………………………………………………………18
Мир после грехопадения…………………………………………………………...21
Глава 3. Альтернативная попытка Согласования………………………………………..30
Основные положения модели……………………………………………………...30
Оставшиеся проблемы……………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема (курсовая).doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

   Наконец, осталось лишь сказать о согласовании библейского повествования с  научными исследованиями происхождения  человека. Люди пришли на падшую землю  из того бытия, которое не может быть никогда познано научными методами – из рая. Отсюда следует, что научные модели происхождения человека будут всегда сталкиваться с той же самой непреодолимой трудностью, что и космологические модели: они никогда не смогут сказать, что было предшествующей стадией для человека, как и для вселенной, перед тем моментом, как их появление зафиксировали ученые. В плане антропологии это видно в бесплодных поисках предка человека. Именно здесь находятся естественные границы научного метода познания. Но о том, что не доступно науке, как раз и может нам рассказать Св. Предание. 

   Ну  что касается столь резкого различения двух миров, то лично мне это не понравилось еще у вл.Василия (если он писал сам свой труд). То есть получается, что мир творится неким духовно-материальным, а благодаря  грехопадению становится только материальным? И материализуется все: Космос, животные и т.д.? Хоть это и некий выход из ситуации, все же он очень натянут (на данном этапе) и требует очень серьезного обоснования. Прежде всего необходимо выработать понятийный аппарат, поскольку одними и теми же терминами мы, все-таки описываем тот мир и наш. Необходимо поговорить о пространственно-временных категориях, о физике двух миров и т.д, чтобы развести их четко и обоснованно. Раз Вы затрагиваете два мира и два подхода к ним (богословие и наука), то только отцами не отделаешься... Я может прочту еще посерьезней, и при встрече задам несколько вопросов. 

   2. Оставшиеся проблемы.

   В главах Библии, где описывается истории  мира и человека уже после грехопадения, упоминается одно природное событие, которое является очень интересным с естественнонаучной точки зрения. Этим событием, шедшим, конечно же, по воле Божьей, но уже и по законам нашего падшего мира (и поэтому оно уже доступно научным исследованиям), был Всемирный Потоп (Быт гл. 6-9). И хотя не стоит поспешно принимать точку зрения "креационистов" о главенствующей роли Потопа в деле преобразования Земли (т.к. ими это очень плохо обосновано, со стороны геологии так просто неудовлетворительно), необходимо понимать, в согласии со Св. Писанием, что  данное событие, видимо, оказало значительное влияние на земную природу, т.к. в библейском повествовании указывается на возникновение после Потопа впервые такого физического явления, как радуга, и на резкое сокращение тогда же длительности жизни людей в сравнении с допотопным человечеством. Это, к сожалению, ещё плохо изучено. Хотя даже если ограничиваться только сверхъестественной причиной данного события, то, судя по масштабам последнего (все-таки действительно всемирного), должны были остаться хоть какие-то следы Потопа, которые можно было бы изучить научными методами. Это было бы очень интересно и важно с апологетической точки зрения, т.к. нахождение следов Потопа стало бы в современном малорелигиозном мире еще одним свидетелем правоты библейского повествования.

 

Заключение.

   В данной работе рассмотрены две основные модели согласования библейского повествования  о творении мира с современными данными: "эволюционистская" и "креационистская", разобраны некоторые их недостатки и предложена альтернативная модель, в которой была предпринята попытка преодоления этих недостатков.

   Представляется, что рассмотренные модели, к сожалению, являются двумя крайностями, приводящими  в тупик диалог между религией и наукой. (я бы так категорично не заявлял, я бы сказал: затрудняющие диалог) "Эволюционисты", "притягивая" (а если сказать: пытаясь найти некое соответствие, тогда и о противоречиях нет речи, поскольку никто ничего не утверждает так, как креационисты. Именно так я понял статью о.Глеба. Он проследил некие соответствия, но не более.) библейский текст к современным научным гипотезам, входят в противоречие с некоторыми положениями христианской веры, особенно же это касается признания ими существования смерти в мире до грехопадения. "Креационисты" же, естественно, не принимая этого, и отвергая эволюцию животного мира (основанную на смене поколений животных, т.е. на существовании смерти), а, следовательно, и эволюцию в целом в первозданном мире, отвергают и все основные научные модели, где заложен принцип развития, и предлагают свою малообоснованную потопную модель Земли. Последнее вызывает протест уже у "эволюционистов", которые заодно не приемлют и во многом правильные богословские аргументы "креационистов". Так образуется замкнутый круг, который вызывает нескончаемые и бесплодные споры.

   Тут важно разнести: Богословская аргументация для богословов по богословским проблемам (то есть по тем, что принципиальны  по отношению к нашему спасению), а научная для ученых в области  изучения нашего видимого мира. Зачастую эволюционисты (ученые) в богословие не лезут!!!!!, а вот креационисты все выдвют за науку и кричат, что все доказали!!!. Пожалуйста укажите об этой проблеме в дипломе, хоть и времени уже нет. Без разбора этого вопроса многое путается. 

   Причиной  такой бесплодности полемики явилось неразличение как той, так и другой стороной (хотя к "креационистам" это относится в меньшей степени) двух этапов в истории тварного мира, между которыми находится грехопадение прародителей. (не тлько двух этапов, а и того, что я сказал абзацем выше!!!) Ведь в результате данного события мир резко преобразился, исказился, и его законы и свойства стали другими, чем до грехопадения. Это устанавливается путем сравнения свойств человеческого тела и физического мира в целом, какие были в первозданном мире и есть в мире падшем (этому сравнению посвящена большая часть данной работы). Поэтому нельзя переносить научные модели нам известного падшего мира на первозданный мир, как это делают "эволюционисты", или строить модель первобытной земли, используя опять же процессы из нашего мира, просто лишь соблюдая букву Писания.

   В предложенной в данной работе альтернативной модели последовательно проводится мысль о двух состояниях тварного мира: первозданного и падшего. Отсюда следует четкое (и онтологическое, и гносеологическое) разграничение области веры и научной области в плане физических явлений. К первой относится только то, что описывается в первых главах книги Бытия до изгнания первых людей из рая (естественно при церковном толковании этого). К последней же – все места Библии, имеющих естественнонаучное значение, начиная с момента изгнания прародителей из рая на падшую землю, а также, естественно, все научные наблюдения в окружающем нас мире. Такое разграничение позволяет удовлетворительно согласовать библейское повествование о творении мира с любыми современными научными данными, поскольку каждая сторона имеет свою неприкосновенную область. Причем это не поменяется даже при смене научной парадигмы, что часто происходит в истории науки.

   В предложенной модели остается нерешенным еще один крупный вопрос, который связан с той областью, где вера все же соприкасается с научным знанием, а именно это событие Всемирного Потопа. Несмотря на то, что "креационисты" присваивают данному событию главную роль в формировании нынешней поверхности Земли, и, видимо, земной коры в целом, необходимы все-таки еще тщательные исследования для того, чтобы найти следы этого грандиозного катаклизма и оценить его значение в геологической истории планеты. 

Вывод:

Работа  интересна. Но для точности необходимо познакомится (и учесть в Вашей работе) труды:

1. О научном знании

2. Осипов: О науке и религии + о творении

3. Статьи критикующие о.Тимофея:

      -пелюкси

      -Рецензия  Еськова

      -Рецензия  Сурдина

      -Ответ  на ответ

      Христианский  Взгляд На Мироздание Или Распространение Слухов-Борисов

4. Необходимо указать на наезды, что научники высказывают официально  в адрес Патриархии и Отдела  Катехизации

5. Учесть те замечания, которые  я нескромно написал. 

Простите  за многословие и поучительство. 
 

Зайдите на сайт: www.synergia.itn.ru/kerigma/

В разделе "полезные книги", раздел "Религия и наука" 

 

Литература:

  1. Августин, блж. О книги Бытия, буквально <"книга не оконченная"> // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: "Жизнь с Богом", 1974.– Ч.7. – С. 96-141. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви З а п а д н ы х, издаваемая при Киевской Духовной Академии).
  2. Августин, блж. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: "Жизнь с Богом", 1974.– Ч. – С. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви З а п а д-     н ы х, издаваемая при Киевской Духовной Академии).
  3. Антоний Сурожский, митр. Мысли при чтении Свящ. Писания // Альфа и Омега, М., 1997, № 3(14), с. 5-15
  4. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни // Угодник Божий Серафим. – в 2 т. – Б.М., Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигального монастыря, 1993. – Т. 1. – С. 122-148
  5. Буфеев К., свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 151-232 – (Пособие для учителей и учащихся).
  6. Буфеев С. Почему православный не может быть эволюционистом // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С.233-278 – (Пособие для учителей и учащихся).
  7. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов: Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI-го века. – М.: Паломник, 1996. – 237 с.
  8. Виланд К. Камни и кости: Неопровержимые свидетельства против теории эволюции. – М.: «Паломник», 2000. – 47 с. – (Христианский взгляд на мироздание).
  9. Говорун С. Притча о блудном сыне // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 3(14). – С. 16-29.
  10. Головин С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. – М.: Паломник, 1999. – 128 с.
  11. Головин С.Л. Всемирный потоп: Миф, легенда или реальность: Популярное введение в библейский катастрофизм. – М.: Паломник, 1999. – 127 с. – (Христианский взгляд на мироздание).
  12. Гоманьков А.В. Книга Бытия и теория эволюции // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 172-188.
  13. Гоманьков В.И. Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 129-148.
  14. Гоманьков В.И. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 149-165.
  15. Григорий Синаит, св. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях; ещё же о помыслах, страстях и добродетелях, и ещё о безмолвии и молитве // Добротолюбие в русском переводе/ Изд. дополненное: Т. 5. – Репр. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – С. 180-216.
  16. Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие: курс лекций. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. – Часть 3. – 292 с.
  17. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: “Мартис”, 1996. – 220 с.
  18. Закон Божий для школы и семьи со многими иллюстрациями / Сост. прот. С. Слободской. – Репр. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. – 723 с.
  19. Зеньковский В., прот. Апологетика – [Рига]: Б.И., 1992. – 262 с.
  20. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии // М.: Канон, 1996. – 560 с. – (История христианской мысли в памятниках).
  21. Иванов Н., прот. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования книги Бытия, гл. 1-5.– Клин: Изд-во Фонда «Христианская жизнь», 1997. – 382 с.
  22. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, cвт. Слово о смерти / Еп. Игнатий Брянчанинов. – Репр. – М.: “P.S.”, 1991. – 317 с. – Репр. изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова; 3 изд. испр. и доп.; С-Пб.: Изд-во Тузова, 1905; Т. 3: Аскетические опыты.
  23. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, cвт. Слово о человеке // Богословские труды. – М.: [Изд. отдел Московской Патриархии], 1989. – Сб.29. – С. 284-321.
  24. Иларион (Алфеев), иеромон. Жизнь и учение св. Григория Богослова. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории. 1998. – 508 с.
  25. Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. – Ярославль: Б.И., 1998. – с.
  26. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. – М.: Б.И., 1992. – 164 с.
  27. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о статуях // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста: В 12 т. – Репр. – М.: Православная книга, 1993. – Т. 2, кн. 1. – С. 5-250.
  28. Иоанн Златоуст, свт. Беседа о воскресении мертвых // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста: В 12 т. –  Репр. – М.: Православная книга, 1993. – Т. 2, кн. 1. – С.
  29. Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения: Беседы на послания к Римлянам – М.: Изд. отдел Московского патриархата, 1994. – 380 с.
  30. Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира: Очерки 1 // Альфа и Омега. – М., 1996. – № 2/3 (9/10). – С. 16-29.
  31. Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира: Очерк 2 // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 2 (13). – С. 34-51.
  32. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. – 450 с. – (Серия: Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых)
  33. Кураев А., диак. Школьное богословие. – М., 1996. – с.
  34. Кураев А., диак. Человек приходит в мир // Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. – Фонд «Христианская жизнь», Клин, 1999, с. 56-82
  35. Кураев А., диак. Может ли православный быть эволюционистом // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 82-113
  36. Ляшевский С., прот. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований: Пер. с серб. – Б.М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. – 166 с.
  37. Максимов Ю. Богословские аспекты проблемы согласования православного и эволюционного учений о происхождении человека // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 123-150 – (Пособие для учителей и учащихся).
  38. Малков П.Ю. Под главою – Христом: Статьи. – М.: ПСТБИ, 2000. – 264 с.
  39. Моррис Г. Библейские основания современной науки. – С-Пб.: “Библия для всех”, 1995. – с.
  40. Муравник Г. Всякое дыхание да хвалит Господа... // Православная беседа. – М.: 1997. – № 4. – С. 22-26
  41. Муравник Г. Земля полна произведений Твоих... // Православная беседа, 1997, № 5, с. 34-38
  42. Наставления святаго Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед // Добротолюбие в русском переводе/ Изд. дополненное: Т. 1. – Репр. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – С. 153-276.
  43. Петренко О. Уверение Фомы: Симфония веры и знания. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 94 с.
  44. Петренко О., свящ. Верую, чтобы понять // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 8-29 – (Пособие для учителей и учащихся).
  45. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды святого апостола Павла: Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам еп. Феофана Затворника. – Репр. – М.: Московское Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, изд-во «Правило веры», 1995. – 513 с. – Репр. изд.: С-Пб., 1912
  46. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. – М.: Паломник, 2000. – 623 с.
  47. Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию: Пер. с англ / Отделение Валаамского общества Америки в России – С-Пб.: Светословъ, «Санкт-Петербургская типография № 6», 1997. – 96 с.
  48. Серафим (Роуз), иером. Православное святоотеческое понимание книги Бытия: Пер. с англ. / Братство Преподобного Германа Аляскинского, Российское Отделение Валаамского Общества Америки – М.: Б.И., 1998. – 126 с.
  49. Симеон Новый Богослов, преп. Творения: Пер. с новогреч.: В 3 т. – Репр. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – Т.1: Слова 1-52. – 496 с.
  50. Соколов Н., прот. Ветхий Завет: курс лекций. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1998. – Часть 1. –100 с.
  51. Сысоев Д., диак. Летопись начала. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999. – 256 с.
  52. Сысоев Д., диак. Эволюционизм в свете православного учения // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 41-65 – (Пособие для учителей и учащихся).
  53. Тимофей, свящ. Наука о сотворении мира: Православный взгляд: Пособие для учащихся. – М.: ТОО «Литератор», 1996. – 64 с. – («Русский учитель», вып. 1)
  54. Тимофей, свящ. Эволюция или тление?: Наука о сотворении мира (богословский взгляд): Пособие для учащихся – М.: Б.И., 1997. – 64 с. – («Русский учитель», вып. 2)
  55. Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. – М.: «Паломник», 1998. – 208 с.
  56. Тимофей, свящ. Две космогонии: Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки: Пособие для учителей и учащихся. – М.: «Паломник», 1999. – 160 с.
  57. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 8 т. / Под ред. А.П. Лопухина. – С-Пб.: Б.И., 1904-1913. – Т. 1: Пятикнижие Моисеево. – 1904. – 672 с. – (Общедоступная Богословская Библиотека, вып. 14).
  58. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина. – С-Пб.: Б.И., 1904-1913. – Т. 10: Деяния Святых Апостолов, Соборные послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Апостола Павла к Римлянам. – 1912. – с.
  59. Тупицин О.В. Верую и исповедую: Тетради православного ученого. – М.: Лествица, 1998. – 192 с.
  60. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Избранные произведения. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. – 512 с. – (Выдающиеся мыслители).
  61. Урс фон Бальтазар Х. Вселенская литургия // Альфа и Омега. – М.: 1998. – № 2(16).
  62. Феофил Антиохийский, св. “К Автолику”, книга 2. // “Ранние отцы Церкви”. – Брюссель: 1988. – с. 468-501.
  63. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блаж. Толкование на послания св. апостола Павла. – М.: Скит, 1993. – 681 с.
  64. Филарет, митр. Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сия книги на русское наречие. – Репр. – Б.М.: Б.И., Б.Г. – Ч. 1: Сотворение мира и история первого мира. – 133 с. – Репр. изд.: М., 1867.
  65. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики/ Предисловие прот. Г. Каледы. – 2 изд. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. – 239 с.
  66. Хоменков А. Эволюционный миф и очевидность сотворения // Православная беседа. –М.: 1997. – № 5. – С.43-47.
  67. Хоменков А. Эволюционный миф и современная наука // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 65-122 – (Пособие для учителей и учащихся).
  68. Чепмен Дж. Загадочные и удивительные: Двадцать живых примеров, опровергающих теорию эволюции. – М.: «Паломник», 2000. – 63 с. – (Христианский взгляд на мироздание).
  69. Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – 303 с. – (Пособие для учителей и учащихся).
  70. Шубин С. Ложь "православного" эволюционизма // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – 279-300 с. – (Пособие для учителей и учащихся).

Информация о работе Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных