Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Обращение к проблеме, вынесенной в заголовок данной работы, связано с ожесточенной полемикой, посвященной этой проблеме и происходящей внутри Русской Православной Церкви последние несколько лет. К сожалению, уже слышатся обвинения в ереси (например, в [5, c.154]) и угрозы анафематствования [52, c.61-63]. Полемика происходит между так называемыми "эволюционистами" и "креационистами", и самое печальное в том, что этот спор имеет своим основанием явное недоразумение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ основных моделей согласования Шестоднева и научных данных……………………………………………………………………………………….5
"Эволюционисты" ……………………………………………………………………….5
"Креационисты"…………………………………………………………………………9
Основной недостаток обеих моделей .......…………………...…………………..…...11
Глава 2. "Два мира"………………………………………………………………………..17
Порядок творения…..………………………………………………………………..17
Физическое состояние человека и мира……………………………………………18
Первозданный мир…………………………………………………………………18
Мир после грехопадения…………………………………………………………...21
Глава 3. Альтернативная попытка Согласования………………………………………..30
Основные положения модели……………………………………………………...30
Оставшиеся проблемы……………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема (курсовая).doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

   И таким образом, при упоре на Потоп, граница между миром, только что  сотворенным, и миром проклятым (пусть  и допотопным) здесь не проводится явно, а, наоборот, происходит описание первозданного мира в терминах нам  известных законов падшей природы ("высокое атмосферное давление", "жесткое космическое излучение" и проч.). Т.е. происходит то же самое, что и у "эволюционистов", но только на основе буквального понимания текста книги Бытия: представляется ситуация, описанная в первых ее главах, и подбираются процессы нам известного падшего мира, необходимые для того, чтобы эта ситуация осуществилась. (Кстати, при таком отождествлении нашего мира и мира догреховного и при таком строго буквальном понимании первых глав Библии, здесь, как и у "эволюционистов", возникает, видимо, нерешаемая проблема согласования существования нашей гелиоцентрической планетной системы с библейским геоцентрическим пониманием мира, т.е. появление Солнца лишь на Четвертый День.) Такое же смешение происходит, когда "креационисты" говорят о днях творения как о наших 24 часах. Но разве можно переносить время нашего тленного мира на тот, нетленный с его неизвестным нам временем!? Тот же отец Серафим (Роуз) писал, что «эти "Дни" находятся совершенно вне понимания их нами, знающими только тленные "дни" нашего падшего мира» [47, с. 25].

   Наиболее  ярко разбираемое смешение проявилось в заявлении основных направлений "креационистский" исследований, сделанном о. Тимофеем; особенно это  касается следующего направления: "Разработка удовлетворительной научной модели первозданной земли (выделено мною – Н.С.) и ранней ее истории, включающей всемирный потоп и возможные последующие менее масштабные катастрофы" [56, с. 98]. Причем через страницу утверждается, что эта модель уже разработана учеными креационистами  (которых, как ученых нет!!!)(с. 100), и приводится описание той "теплицы", которое разбиралось выше. И как же это заявление совместить с тем убеждением "креационистов" в том, что законы первозданного мира науке не доступны?

   Несмотря  на то, что "креационисты", как было показано выше, сами переносят явления нашей падшей природы (пусть без употребления слова "смерть", "тление") на первозданную природу, они ещё и критикуют за это же "эволюционистов". И удивительней всего то, что и в этой критике происходит указанное выше смешение, но только в противоположном направлении. Справедливо критикуя "эволюционистов" за то, что они "ввели" смерть в мир до грехопадения, "креационисты" делают обратную ошибку. Они, в пылу спора, уже к явлениям грешного мира подходят с мерками мира первозданного, и на основании этого отвергают все модели в отношении падшей природы, полученные при анализе фактов этой природы. Это весьма странно, т.к. если эволюция никак "не вмещается" в мир до грехопадения, то это совсем не означает, что в падшем мире не существует тех фактов, обобщая которые, можно создать модель (пусть и неправильную) эволюции падшего мира. Это так же очевидно, как и то, что если в первозданном мире не было землетрясений, то это совсем не означает, что и на нашей грешной Земле этого быть не может. [Здесь не утверждается, что эволюция в природе существует (это чисто научная проблема, если о ней говорить только в рамках падшего мира). Но говориться лишь о том, что все научные гипотезы, относящиеся, естественно, только к падшему миру, надо и проверять на основе данных, относящихся опять же к падшему миру, а не ссылаться на библейское повествование о первозданном мире, т.к. в физическом плане эти миры, видимо, сильно отличаются. Единственным исключением здесь является сам виновник этих отличий, человек, история которого нам известна достаточно полно из Священного Писания. Он пришел (будучи изгнанным) на проклятую землю из рая, а для науки это означает, что она будет долго и всегда бесплодно изучать то, откуда человек взялся. Хотя и здесь, конечно, не надо забывать о том, что и сам человек, его природа, сильно исказились грехом]

   К сожалению, указанная выше не совсем честная критика "креационистами" "эволюционистов" (потому что, в  чем сам виновен, не обвиняй другого) усугубляется еще и тем, что "креационисты", отвергая какое-либо развитие падшей природы, а, следовательно, и все научные модели, связанные с этим, слишком категорично ставят во главу угла, как уже говорилось, Потоп. А это все-таки надо еще очень долго и четко доказывать, не потому что многие ученые вообще не способны это принять, а потому что эта модель очень и очень слабо разработана, т.к. в нее почти не вовлечен тот огромный материал, накопленный наукой (правда, я могу говорить лишь о геологии). И именно эта недоказанность, с одной стороны, и категоричность, с другой, вызывают такое отторжение "потопной" модели у большинства верующих ученых.

   Тут как-то о.Даниила поймали: Он сказал, что с сотворения ни одна мировая  константа не изменилась, и после  заявил, что радиоуглеродный метод врет, поскольку период полураспада менялся... Но сделанное замечание он никак не ответил.

* * *

   Таким образом, в обеих моделях Согласования происходит смешение свойств одного состояния мира, которое было до греха прародителей, и другого состояния мира, уже поврежденного грехом. И отсюда, видимо, и происходит то непонимание друг друга у сторон полемики, которое приводит к ожесточенным и бесполезным спорам. Одни ("креационисты"), видя, что свойства падшего мира (смерть, тление и др.) переносятся на первозданный мир, естественно восстают против этого, т.к. такие взгляды противоречат христианскому миропониманию. Другие же ("эволюционисты"), видя, что буквальное применение Шестоднева к явлениям нашего мира, поврежденного грехом, приводит к уничтожению всей науки (понимаемой не как ряд гипотез или моделей, а как сокровищница огромного количества фактов и наблюдений, так тщательно и заботливо собираемых в течение всей истории человечества и как некое знание, которое работает, то есть на основании этого знания можно что-то делать, делать гипотезы, которые сбываются), встают уже на защиту самой науки. И пока обе эти стороны не поймут, что библейское повествование о творении мира и данные науки говорят о разном, о двух разных физических состояниях нашего мира, и что ни наука не может проникнуть в первозданный мир и покуситься на христианское миропонимание, ни первые главы книги Бытия не могут нам сказать что-либо относящееся к нашему эмпирическому миру, до тех пор известные всем споры не утихнут, и над Церковью будет висеть угроза очередного и опять бессмысленного разделения.

   Указанный общий недостаток обеих моделей  делает их не совсем приемлемыми для  следования им. Необходимо более последовательное проведение принципа различения состояний  нашего мира до и после грехопадения для построения оптимальной модели Согласования, попытка чего и будет сделана в последующих главах данной работы. Но перед тем, как предлагать новую модель, видимо, все-таки требуется четче обосновать необходимость выделения для нашего мира указанных двух состояний, т.е. выявить свойства как бы двух миров: первозданного и падшего.

 

   Глава 2

   "Два  мира"

   В чем же состоит различие состояний  нашего мира до греха и после него? Чтобы приблизительно понять это, надо сравнить то, что нам открыто о первозданном мире в Писании и в толкованиях и прозрениях св. отцов, с тем, что произошло согласно опять же Писанию (и св. отцам) сразу после падения прародителей, и с тем, что всем известно из собственной жизни на Земле (в том числе, и благодаря научным изысканиям). Сравнение будет проводиться по следующим пунктам: 1) порядок творения мира (кратко); 2а) состояние тела человека; 2б) физическое состояние остального мира. Последние пункты, как будет показано ниже, тесно между собой связаны, но для наглядности их лучше рассматривать раздельно, хотя это и не всегда будет получаться. 

   1. Порядок творения.

   Уже при прочтении одной только, взятой отдельно от всего текста Писания, первой главы книги Бытия, где рассказывается о творении мира, видно, что первозданный мир был не такой, как сейчас. Несмотря на неадекватное выражение языком падшего человека того, как происходило творение мира (ср. [3, с. 5]), в библейском повествовании можно все же выделить некоторую последовательность событий, актов творения. Они такие: 1) создание пространства и времени ("в начале…") и в них "неоформленной" материи (пустая и безвидная земля); 2) создание света; 3) создание тверди (неба) и разделение вод; 4) создание суши; 5) создание растений; 6) создание небесных светил; 7) создание различных животных; 8) создание человека. Эта последовательность, как уже говорилось, несколько напоминает (можно поставить в некое соответствие) ту последовательность, которую установила наука при изучении истории Земли. Но даже при простом сравнивании двух этих последовательностей видны многие явные их несоответствия (см. выше); особенно же, это касается сотворения небесных светил после Земли. Относительно этого необходимо сказать, что первенство Земли при сотворении, видимо, указывает на то, что первозданный мир был всё-таки геоцентричным, не только ценностно, как "дворец" господина мира, человека, но и непосредственно физически (натянуто. Вы говорите что туда с наукой лучше не соваться и сами применяете к тому миру наши пространственно-физичесике категории). Это одно из самых значимых (физически) различий двух миров, первозданного и падшего, которое никак нельзя не заметить. Об этом говорит хотя бы то, что вопрос о согласовании этой геоцентричности в Шестодневе с научными данными (начиная с Коперника) всегда был самым острым, и удовлетворительного ответа на него до сих пор не получено, что и понятно. 

   2. Физическое состояние  человека и мира.

   Первозданный  мир.

   Одним из достовернейших знаний человека в  нашем падшем эмпирическом мире является его знание о том, что он смертен. Но до грехопадения, сразу же по сотворении, в первозданном мире, человек не был таким. Церковь учит, что смерть не является свойством человеческого существа, и что человек не сотворен смертным, и он не умер бы телом, если бы не согрешил (см. 109 правило Карфагенского собора). Это непосредственно следует из заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла: "И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; а в оньже аще день снести от него, смертию умрете" (Быт. 2, 16-17), где предостережение: "смертию умрете", говорит о том, что для человека, при исполнении данной заповеди, возможно было и не умереть. Более того, в книге Премудрости Соломоновой прямо сказано о нетленности первозданного человека, “яко Бог созда человека в неистление” (Прем. 2, 23).

   Святые  отцы в своих писаниях и проповедях подробно раскрыли учение о первозданном состоянии человека, в частности  о физическом состоянии его тела. Так свт. Иоанн Златоуст говорил (О статуях, XI, 2): "Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в рай и посмотрим на человека первозданного. То тело не было такое смертное и тленное; но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободно от всякого тления" [27, с. 130]. А прп. Макарий Великий указывал, что "…От начала, по установлению Господню, князем этого мира и владыкой видимых вещей был человек. Его огонь не одолевал, и вода не потопляла, и зверь не вредил ему, и яд на него не действовал" [32, с.222]. (Стоит отметить, что, вообще, "определяющим в аскетике св. Макария является учение о двух "состояниях" человека, т.е. до падения и после" [32, с.222].) Очень схоже с прп. Макарием описывал состояние человека до грехопадения и прп. Серафим Саровский в известной беседе с Мотовиловым: "Адам сотворен был до того не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари" [4, с.134]. По прп. Максиму Исповеднику: "Первому человеку было все дано, что могло облегчить ему задачу объединения всего в Боге. Он не имел нынешнего грубого и тленного (животного) состава тела, ибо элементы его тела еще не были подвержены противоборству, этому источнику разложения, тления, страдания. Состав тела его был легким и нетленным, и человек мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием" [17, с. 77]. То же пишет и свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов): "Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею души: оно было для нее чудною одеждою" [23, с. 298]. Можно приводить много и других высказываний св. отцов, в которых высоко оценивается то нетленное состояние человека до грехопадения, о котором люди сейчас не могут даже и догадываться, имея перед собой примером лишь свое тленное тело.

   Но  отсутствовали ли тление и смерть и в остальном первозданном мире (или конкретно, были ли, например, животные смертны до грехопадения Адама)? Т.е. отличался ли тот мир от нашего эмпирического также как человек  первозданный от человека падшего? Несмотря на то, что в первых главах книги Бытия на данные вопросы не дан прямой положительный ответ, в них всё-таки существует несколько мест, которые, видимо, указывают именно на это. Во-первых, это благословение Богом человека: “И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли” (Быт. 1, 27-28), которое лучше рассматривать совместно с другим местом из второй главы Бытия: “И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити” (Быт. 2, 15). Но если бы смерть существовала до грехопадения, то это делало бы господство, обладание и хранение человеком первозданного мира просто невозможными, т.к. истинным господином была бы именно смерть, в любой момент могущая забрать любое живое существо у "мнимого" господина, человека, как это происходит сейчас. И, более того, если известно, какое было отношение ко всей твари у святых уже на падшей земле, что прп. Исаак Сирин определил как "милующее сердце", т.е.: "Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеке, о птицах, о животных и всякой твари. При воспоминании о них очи человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его и не может он вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу" (сл.48; цит. по [65, с. 91-92]), то тем более это было и в первозданном мире, где господство человека, как образа Божьего, основывалось на его любви к каждому Божьему творению. И могла ли эта любовь первого человека, пребывающего в блаженстве, вынести смерть живых тварей?

   Во-вторых, это сразу следующее за благословением повеление Господне о "вегетарианской" пище человеку и всем животным: “И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея, и всякое древо, еже имать в себе плод семени семенного, вам будет в снедь; и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И бысть тако” (Быт. 1, 29-30), что, по крайней мере, говорит о том, что в первозданном мире не было того пожирания друг друга животными, какое сейчас наблюдается в нашем мире.

Информация о работе Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных