Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:40, реферат

Краткое описание

Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян — южного с Киевом и северного с Новгородом. Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси, изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русского государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь
и её роль……………………………………………………………………………4
2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.
"Русская правда"…………………………………………………………………..9
3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………….13
4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о
социальном строе Древней Руси……………………………………………….16
Тест………………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

славянские Плесков-Псков, Изборск (германские названия городов поя­вятся лишь при Петре I). В земле веси появится «Белоозеро». И «призванные» в 862 г. варяги разместятся в славянских горо­дах — Новгород, Псков, Изборск, Белоозеро, которые они же и построили.

Конечно же властная иерархия на Северо-Западе Руси была. Даже Псков считался «пригородом» Новгорода (хотя фактиче­ски был самостоятелен). Но это была иерархия не личностей, а общин. Как известно, единоличная княжеская власть в Новго­роде так и не утвердилась. Наиболее яркое представление об от­ношениях между «Землей» и «Властью» в Новгороде дает изгна­ние в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Ольговича, которое раскрывает сам механизм такого рода акций, опирающихся на «длительную традицию.

Естественно, что «демократия» предполагала и разных кандидатов на должность «князя». Кто-то пытался привлечь из Пскова Всеволода Мстиславича, кто-то пригласил из Чернигова брата изгнанного Всево­лода — Святослава. Смута 1136 г. продолжалась и на следующий год, причем с бояр, ратовавших за Всеволода Мстиславича, взыскали по полутора тысяч гривен — сумма почти равная тому, что Ярослав Вла­димирович в свое время должен был платить в Киев.

В целом по Северу и Северо-Западу Древней Руси складыва­лась система, характерная для балтийских славян. Южные области Древней Руси, где центром государства был Киев и прилегающие территории расселения полян-руси, боль­ше зависели от непредсказуемой Степи, постоянных набегов кочевников, с которыми надо было воевать или же откупаться. По летописи, в IX в. дань с южных племен — полян, северян и вятичей — брали хазары, что географически — особенно после разгрома «Росского каганата» на Дону — понятно.

Появление в Киеве Дира и Аскольда представляется как ос­вобождение от хазарской дани. Но хазарская дань с радимичей, от которой их освобождает Олег (точнее, переводит ее на себя), вызывает сомнения: радимичи, по

летописи, жили у Верхнего Днепра, близ Смоленска (если, конечно, им не пришлось пере­селяться откуда-то из Подонья).

Систему общественно-политических отношений на Юге Руси в середине X в. можно проанализировать на примере ле­тописных сообщений о княжении Игоря. В Новгородской Первой летописи есть известия, похоже указывающие на дей­ствительное положение в отношениях полян-руси со своими соседями.

Русы, которые пришли вместе с Олегом и Иго­рем, привнесли в общественно-политическую жизнь Южной Руси иерархический принцип управления, основанный на принципах кровнородственной общины. И свои традиции общественно-поли­тического устройства русам пришлось совмещать с традиционными славянскими традициями общественного управления.

Сама княжеская власть в X в. была далеко не абсолютной: князь вся­кий раз должен был доказывать дружине способность обеспе­чить ее трофеями в дальних походах и данями. При этом личное мужество и честность князя далеко не всегда совпадали с инте­ресами земель и социальных слоев. Немного позднее князю Святославу и собственные летописцы сделали упрек: «Ты, кня­же, чужея земле ищеши и блюдеши, а своея ся охабив ...аще ти не жаль отчины своея, ни матери стары суща, и детий своих». Но означало это и оторванность князей от своих земель. Пере­вороты и усобицы X — XI вв. также свидетельствуют об опреде­ленной и всегда сохраняющейся напряженности между «Зем­лей» и «Властью».

Но при этом центральное место в общественно-политическом устройстве «Земли» на Юге Руси так же занимало вече, как тра­диционная форма самоуправления славянских племен, в частно­сти у древлян. Вече оставалось высшим органом ив Киеве.

У полян-руси прослеживается наличие кровнородственной общины. Разные формы общины неизбежно ведут и к разным фор­мам функционирования вече. Об этом свидетельствует сопос­тавление порядков в земле древлян и в Киеве середины X в. Обычаи древлян — славянские: древляне на вече

выбирают себе князей и «лучших» людей, которые получают, таким образом, возможность управлять Древлянской землей. Но при этом все главные вопросы избранные князья решают только в совете с вече.

В славянских землях и сельская округа, и города в целом де­лились по принципу десятеричной системы, выстраиваясь «снизу вверх». Князь Владимир в свою гридницу от города допу­скал только десятских и сотских. Десятских избирали «му­жи» — владельцы «дворов», которые у славян тоже отличались от тех, что представлены в летописи, да и в раскопках тоже. Кровнородственная община предполагала большое жилище, способное вместить несколько десятков человек с несколькими очагами (отсюда дань «от дыма»). Славяне, согласно той же ле­тописи, «имяху по две и три жены». Археологические материа­лы показывают, как это выглядело: отмечаются своеобразные гнезда полуземлянок в 2 — 4, расположенные рядом. Это и есть иллюстрация к летописному сообщению. В результате десят­ский языческой поры (да и после принятия христианства) пред­ставлял 10 «мужей», но несколько десятков семей. [4, c.184]

Имеющиеся в исторической литературе заключения о характере социального строя Древней Руси строятся главным образом на материалах «Русской правды». Она известна в несколь­ких редакциях, принципиальное значение из которых имеют две — «Краткая» и «Пространная». Но и первая, и вторая редак­ции представляют собой своеобразные «своды» — собрание раз­новременных и разнохарактерных грамот и установлений.

«Грамота» Ярослава новгородцам и составляет основу «Рус­ской правды». В литературе этот документ получил именование «Древнейшей правды» (первые 17 статей «Краткой правды»). М.Н. Тихомиров считал вероятным, что в 1016 г. Ярослав дал новгородцам именно «грамоту», а не «правду» — своеобразную форму Судебника. Саму «Древнейшую правду» М.Н. Тихомиров делил на две части, увязывая собственно «грамоту» с первыми десятью статьями. [2, c.127]

 


Тест

 

1.      Назовите год крещения Руси:

а) 862г.

б) 911 г.

в) 945 г.

г) 988 г.

Ответ: г

В 988 году Киевский князь Владимир Святославич, согласно традиционной историографии, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. По преданию Русской Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных сведений о том нет.

 

2.      Кого назначил Ярослав Мудрый митрополитом без ведома константинопольского патриарха?

а) священника великокняжеской церкви в селе Берестове Иллариона

б) монаха Антона из Любеча

в) Монаха Нестора

г) игумена Киево-Печерского монастыря отца Феодосия

Ответ: а

При Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Иллариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава).

Первоначально русская П. ц. находилась в сильной зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом. Только в 1051 князь Ярослав Мудрый сумел поставить во  главе П. ц. русского митрополита Иллариона.

 

3.      Что такое вотчина?

а) землевладение дворян

б) землевладение опричников, выдаваемое за службу

в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству

г) землевладение крестьян

Ответ: в

Древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение.

 

4.      Как регулировала кровную месть «Правда Ярослава»?

а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления

б) разрешала мстить только близким родственникам

в) запрещала кровную месть

г) верно а) и б)

д) верно все указанное

Ответ: в

Правда Ярослава приняла меры к ограничению права кровной мести.

В ней кровная месть сохраняется только в отношении убийства и при этом ограничивается кругом ближайших родственников убитого. Во всех остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство (“вирами”) по постановлению суда.

 

 

 

5.      Установите соответствия между понятиями и определениями:

1) бояре

А) зависимые люди, служившие у феодалов на основе договора

2) смерды-общинники

Б) зависимые люди, взявшие в долг у феодала ссуду, обязанные отработать и отдать ее с процентами

3) закупы

В) представители свободных привилегированных слоев

4) рядовичи

Г) зависимые люди, находившиеся на положении рабов

5) холопы

Д) свободные крестьяне, платившие дань князю


 

1-в, 2-д; 3-б; 4-а; 5-г

1)                  Бояре – являются представителями свободных привилегированных слоев.

2)                  Смерды-общинники: - являются свободными крестьянами, платившие дань князю.

3)                  Закупы- это зависимые люди, взявшие в долг у феодала в ссуду, обязанные отработать и отдать ее с процентами.

4)                  Рядовичи – это зависимые люди, служившие у феодалов на основе договора.

5)                  Холопы – это зависимые люди, находившиеся на положении рабов.

 

6.      Какие новые правовые положения содержались в «Уставе Владимира Мономаха»?

а) кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников

б) было упорядочено взимание процентов ростовщиками

в) облегчалось положение смердов, закупов, рядовичей

Ответ: б, в

Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги.

 

7.      Каков был государственный строй Киевской державы?

а) абсолютная монархия

б) сословно-представительская монархия

в) раннефеодальная монархия

г) конституционная монархия

Ответ: в

 

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.


Заключение

После рассмотрения двух веков русской истории, можно сделать несколько основных выводов.

Прежде всего, именно в начале вышеозначенного периода – в конце IX – начале X вв. произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на смену разрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образовано в большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ от кочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от друга княжеств, подчинявшихся киевским князьям и своим правителям. Местные князья долго еще сохраняли независимость.

Информация о работе Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль