Русская Православная Церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Православная Русская Церковь, учрежденная в 988 году в Киеве, без сомнения возникла значительно ранее этого года, но какой-то длительный период времени находилась в стадии естественного процесса формирования.
В 991 году кафедра Российских Первосвятителей была перенесена в Переяславль, откуда, после недолгого пребывания там, в 1035 году, вновь возвращена в Киев, где и утвердилась как митрополия Киевская и всея Руссии, состоящая в канонической зависимости от Константинопольского Патриарха, представляя собою крупнейшую из многочисленных церковных областей Византийской Церкви.
В связи с началом татарщины и разгромом юга Руси, Киевские митрополиты удаляются на север страны и, в 1300 г., переносят свою кафедру во Владимир на Клязьме, откуда, сохраняя титул Киевских Первосвятителей и первоиераршие полномочия, продолжают управление митрополией.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская церковь.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

Русская Православная Церковь

История

 

Православная Русская  Церковь, учрежденная в 988 году в  Киеве, без сомнения возникла значительно  ранее этого года, но какой-то длительный период времени находилась в стадии естественного процесса формирования. 
В 991 году кафедра Российских Первосвятителей была перенесена в Переяславль, откуда, после недолгого пребывания там, в 1035 году, вновь возвращена в Киев, где и утвердилась как митрополия Киевская и всея Руссии, состоящая в канонической зависимости от Константинопольского Патриарха, представляя собою крупнейшую из многочисленных церковных областей Византийской Церкви. 
В связи с началом татарщины и разгромом юга Руси, Киевские митрополиты удаляются на север страны и, в 1300 г., переносят свою кафедру во Владимир на Клязьме, откуда, сохраняя титул Киевских Первосвятителей и первоиераршие полномочия, продолжают управление митрополией. 
Наконец, в 1325 году Киевская и всея Руссии кафедра переносится в зарождавшуюся тогда Москву, где прочно утверждается и пребывает до наших дней, претерпев за истекшие века целый ряд административно-правовых и (соответственно) титулярных изменений. 
До середины XV в. Всероссийские митрополиты поставлялись в Константинополе, - как правило из греков, - но с этой поры, после дарования Русской Церкви автокефалии, они избираются из числа русских архипастырей и пастырей и поставляются в Москве, нося сан и титул митрополитов Московских и всея Руссии. 
"...Древние русские митрополиты, хотя и были в некоторой, в сущности номинальной только, зависимости от Константинопольской Церкви, пользовались властью не меньшей, чем заменившие их потом Патриархи. Весь сонм наших святых Первоиерархов, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп были в сущности - Патриархи..." (Васильев А.В. "Деяния" Собора 1917-18 гг. кн. III, с. 35. Петроград, 1918 г.). 
В конце XIV века (1589 г.), чести ради Отечественной Церкви, по почину благочестивого царя Феодора Иоанновича, в ней учреждается Патриарший Престол и, с тех пор, она возглавилась Святейшим Патриархом Московским и всея Руссии, по примеру всех прочих автокефальных (самоглавных) Православных Церквей-Сестер, в соответствии с ясными и твердыми требованиями 34-го Апостольского правила, о непременном возглавлении каждой отдельной Церкви единоличным носителем высшей церковной власти (с тем или иным титулом). 
08/17.05.1590 г. новоучрежденная Московская Патриархия утверждается Константинопольским Собором и определяется на 5-е место в порядке Православных Восточных Церквей. 
Кафедра Всероссийского Патриарха - в Московском Большом Успенском соборе. 
По кончине Всероссийского Патриарха Адриана (скончался 16/26.10.1700 г.), после более чем двадцатилетнего периода местоблюстительства, указом Петра I от 14/25.02.1721 г., вместо упраздняемого Патриаршества (в нарушение вышеприведенного канонического требования), учреждается небывалый в истории Вселенского Православия институт коллегиального (не соборного) высшего церковного управления, под именем Святейшего Синода. 
С 1700 г. назначались архиереи, управлявшие Патриаршей (позднее "Синодальной") областью, до восстановления Московской епархии в 1742 г. 
Наконец, после более чем двухсотлетней акефалии (т. е. безглавия церковного), определением Поместного Собора 1917-1918 гг., от 04/17.11.1917 г., п. 2: "...восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом..." (см. определение от 04/17 и 08/21.11.1917 г. - "Соборные определения и постановления", вып. 1, с. 3. М., 1918). 
21.11/04.12 того же (1917) года происходит настолование избранного Собором Святейшего Патриарха Московского и всея России (с 1943 г. - "и всея Руси"). 
Таким образом, на протяжении своего тысячелетнего существования (за исключением синодального периода) Православная Русская Церковь, согласно канонических норм, неизменно управлялась единоличными возглавителями в лице своих Первоиерархов - митрополитов и Патриархов Всероссийских. 
В периоды междупатриаршества Церковь возглавляется особым первенствующим архиереем (как правило митрополитом Крутицким) с титулом: "Местоблюститель Патриаршего Престола".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская Православная Церковь  

 — самая крупная из ныне существующих автокефальных Поместных Православных Церквей (прежнее наименование — Греко-кафолическая Российская Православная Церковь). Официальной датой принятия на Руси христианства считается 988 г., когда киевский князь Владимир I Святославич сам принял новую веру и велел крестить в водах Днепра городских жителей. С этого времени христианство выступает государственной религией Древней Руси. До 1448 г. Церковь находилась в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви, или Вселенского Патриархата, образуя отдельную Русскую Митрополию. В 1448 г. Архиерейским Собором был самостоятельно избран Митрополитом Московским и всея Руси епископ Рязанский Иона. В 1458 г. Русская Митрополия окончательно разделилась на самостоятельную — Московскую и продолжавшую находиться в юрисдикции Константинополя — Литовскую. Официально автокефальной Церковь стала в 1589 г., когда митрополит Иов был возведен в сан Патриарха, что было закреплено на Церковном Соборе, созванном в Константинополе в 1590 г. Во второй половине XVII в. в Русской Церкви произошел раскол и возникло старообрядчество. В 1720 г. Петром I был издан «Духовный регламент», согласно которому высшая церковная власть передавалась Императору, а церковное управление должен был осуществлять Святейший Синод. В 1721 г. патриаршее правление завершилось. В декабре 1917 г. оно было восстановлено. Во время коммунистического террора в России Церковь подверглась жесточайшему преследованию: из более чем 54 тыс. приходских храмов и 25 тыс. часовен (в 1917) к 1937 г. сохранилось не более чем 400 церквей. Десятки тысяч представителей духовенства были физически истреблены, возникла Русская Православная Церковь Зарубежом. В 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны в СССР было вновь разрешено строительство храмов и монастырей и Церковь получила санкцию на избрание Патриарха, был избран и Священный Синод. С 1990-х гг. происходит бурное возрождение церковной жизни и постепенное осознание народом непреходящих ценностей православия и своего истинного исторического пути.  
Согласно Уставу, принятому на Архиерейском Соборе 2000 г., Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Входящие вРусскую Православную Церковь «канонические подразделения»: самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья, канонически составляют Московский Патриархат.

 

 

 

 

 

 

Современное состояние


 

 

Патриарх Кирилл в день своей интронизации 1 февраля 2009 года

С 1 февраля 2009 года (интронизация) Предстоятель Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), избранный на патриарший престол 27 января того же года на Поместном соборе РПЦ[44][45].

Существенная исторически беспрецедентная  особенность положения РПЦ после 1991 года(распада СССР) — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году]) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения, находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях. В результате, с начала 1990-х годов сохраняется канонически ненормальная ситуации параллельных юрисдикций (или расколов) на Украине, вЭстонии и Молдавии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь,Бессарабская митрополия).

С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с первой по чести Константинопольской Церковью.  С 1990-х годов притязания на исключительную юрисдикцию оспариваются иными поместными Церквами в Эстонии и Молдавии.

Согласно сведениям, оглашённым 12 декабря 2008 года управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), в ведении Московского Патриархата было: 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывало на покое; 804 монастыря: из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов (сюда не включены 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей); в ведении Патриаршего престола находилось 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входило 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве; Действовало 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ — 87; при нескольких академиях и семинариях имелись регентские и иконописные школы.

По данным, приведённым на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриархом Кириллом, в РПЦ было 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов; 788 монастырей, в том числе 386 мужских  и 402 женских.

13 декабря 2007 года Патриарх Алексий II, имея, очевидно, в виду страны за пределами бывшего СССР, сказал: « около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская Зарубежная Церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей» .

РПЦ не ведёт учёта количества своих  членов или посещаемости богослужений.

Издательством Московской Патриархии издаются официальные периодические  издания Русской Православной Церкви — «Журнал Московской Патриархии», альманах «Богословские труды», и газета «Церковный вестник».

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, Москва

Экономическая деятельность

 

Экономическая деятельность Русской Православной Церкви

 

Каждая структурная единица, находящаяся  в каноническом ведении Русской  православной церкви, зарегистрована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация).

Данные о центральном церковном  бюджете (бюджете Патриархии) не оглашались с1997 года. Существуют лишь оценочные сведения, согласно которым основную прибыль Московской Патриархии приносят операции с государственным ценными бумагами (приобретение государственных краткосрочных облигаций) и два коммерческих предприятия (предприятие по производству церковной утвари в посёлкеСофрино Московской области и гостиница «Даниловская» в Москве), взносы же епархиальных управлений на общецерковные нужды составляют маленькую сумму — согласно сообщению Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года, 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы. Доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами. Учитывая, что основой частью доходов, получаемых приходами, являются пожертвования, в мировой экономический кризис структуры церкви вынуждены были сокращать персонал и отказываться от неприоритетных программ.

Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года: «За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС.»

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года учреждено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии (впервые было организовано в 1946 году; упразднено 17 февраля 1997 года).

В докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриарх Кирилл отметил сферу финансов и хозяйства «как одну из проблемных аспектов нашей церковной жизни»; Патриарх выразил «недоумение» в связи с суммами отчислений в Московскую Патриархию «ряда епархий в 100, 200 или 300 тысяч», которые, по его словам, «соответствуют годовым отчислениям в Московскую Патриархию наименее обеспеченных приходов Москвы»; Патриарх также констатировал уменьшение в 2010 году объёма финансирования работ по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры федерального значения в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)».

С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры Церкви, как и прочих религиозных объединений, в качестве НКО. Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений, и имеет ряд налоговых льгот.

Имущество

 

Основная статья: Экономическая деятельность Русской православной церкви

По состоянию на декабрь 2008 года в состав Русской православной церкви входило 29 263 приходов, 804 монастыря, в  том числе в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских, в странах ближнего зарубежья (у РПЦ) — 3 мужских и 3 женских монастыря. В ведении Русской Православной Церкви Заграницей находятся 16 мужских и 9 женских обителей. Кроме того, у Русской Церкви есть 203 монастырских подворья и 65 скитов. При храмах РПЦ действует 11 051 воскресная школа для взрослых и детей.

По состоянию на декабрь 2008 года в ведении Русской православной церкви находились 87 духовных школ, в  том числе 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы Красноярской епархии.

В марте 2007 года правительственная  комиссия под руководством первого  заместителя Председателя правительства Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность церкви имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект. 13 января 2010 года Правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений рассмотрела новую редакцию закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения»: согласно ей структурам РПЦ будут переданы объекты, находящиеся как в федеральной, так и в региональной собственности При этом Московский Патриархат «не будет поднимать вопрос о реституции, но приветствует шаги государства по возвращению церковных зданий».

Информация о работе Русская Православная Церковь