Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:40, реферат

Краткое описание

Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян — южного с Киевом и северного с Новгородом. Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси, изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русского государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь
и её роль……………………………………………………………………………4
2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.
"Русская правда"…………………………………………………………………..9
3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………….13
4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о
социальном строе Древней Руси……………………………………………….16
Тест………………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась.

Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал к печенегам. Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. На этот раз местом сражения стал берег реки Альты, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Трижды полки враждующих сторон сходились в рукопашных схватках. К концу дня Ярослав одолел соперника и тот бежал. Сначала Святополк оказался в польских землях, потом двинулся в землю чехов и умер в пути.

Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили. Общую политику той или иной земли определяли не столько правители, сколько общий уклад жизни населения, уровень его экономических, культурных, религиозных связей с центром. [5, c.142]

На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть такого прочного единства, как в небольших государствах Запада. И уровень различия этих земель во всех отношениях, но в первую очередь в развитии хозяйства, культуры, во многом содействовал посто­янной борьбе окраин против центра, децентрализации страны.

Став «самовластием», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспреко­словного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти туда был послан следующий по старшинству сын Изяслав, Святославу он отдал под управление черниговскую землю, Всеволоду — выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. Другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав-в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией.

Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси..Но уже в нем просматривались черты развивающегося .социального неравенства, которые быстро обгоняли само законодательство. Так, в некоторых статьях денежные штрафы полагались за укрывательство   чужой   челяди.   За   преступление   холопа   виру платит господин. За обиду, которую наносит холоп свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика.

С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимиро­вич продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей мощью государства.

Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера. Здесь был основан город Юрьев (нынешний Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава. Предпринимались неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов, в летописях упоминается и поход на Литву.

Еще в 30-е гг. XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но, после того как были отвоеваны Червенские города, Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также со стороны прибалтийских славянских племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси.

Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре короля. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

Ярослав завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами. Он продолжал строить на границе со степью города-крепости, а в 1036 г. нанес шэд киевскими стенами сокрушительное поражение печенежскому войску. Битва происходила в том месте, где ныне стоит храм святой Софии. Тогда здесь было чистое поле. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, многие потонули в окрестных речках, пытаясь спастись вплавь от преследователей и уйти в степь. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после него их набеги на Русь практически прекратились. [3, c.112]

3. Правление Владимира Мономаха

Восстание 1113 г. После 1111 г. донские половцы надолго потеряли способность к ведению активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Но нарастало внутреннее напряжение в русских землях, особенно в крупных городах, вызванное наступлением князей, бояр, дружинников, духовенства на крестьянские земли, на доходы смердов, ремесленников. Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах; они шли в кабалу к богатым, брали деньги, семена, орудия труда в долг. Потом не могли вернуть этот долг своим заимодавцам, задерживали выплату процентов. Особенно злодействовали ростовщики, которые ссужа­ли нуждающихся людей деньгами, но под долг брали с них высокие проценты. Большим сребролюбцем и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк.

20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.

Сторонники Мономаха разнесли весть, что теперь князь проведет правый суд и накажет мздоимцев. Это несколько успокоило людей. Но более всего на них произвело впечатление появление грозного князя во главе отборного войска. Мятеж в Киеве стал стихать.

Через несколько дней после совещания с боярами Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодича». Отныне расчеты за взятый долг были изменены. Если человек, взявший долг, заплатит в виде процентов его сумму, то он обязан был вернуть и сам долг, но если проценты в полтора раза превышали сумму долга, то он автоматически погашался. Отныне нельзя было брать более 20% годовых за предоставленный долг. Эти статьи освободили от долгов многих должников, ограничили произвол ростовщиков. «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Все это на некоторое время сняло социальное напряжение в обществе. По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел

устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося общества.

Незадолго перед этим Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже расстаются и с властью, и с жизнью. Впереди у него еще было 12 лет правления.

За это время Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка — Ярослава, который правил на Волыни. В 1115 г. умер Олег Святославич, и с ним на время ослаб клан Святославичей, но уже поднимались к власти его дети — Ольговичи, которых тоже надо было держать в узде.

В 1116 г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели потомки князя Всеслава. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано.

Мономах проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его «Устав» был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государ­ственного благосостояния. [1, c.108]

Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.

На закате жизни Владимир Мономах создал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба». Отрокам он наказывал: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепство­вать словом, не хулить в беседе; не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать к низу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет». «Всего же более убогих не забывайте,— продолжал он,— но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с этими заповедями, тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который был выстроен рядом с ча­совней на месте убийства святого Бориса. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т.е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен». [2, c.131]

4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о социальном строе Древней Руси

 

Картину общественно-политического устройства Древ­ней Руси в IX—XI вв. определяли не только и не столько личные качества князей или экономические отношения, сколько этно­социальные традиции различных народов, образовавших Древ­нерусское государство. Мы должны видеть очень сложную картину общественно-политических отношений в Древ­ней Руси IX—XI вв. Она представляет собой не только противоре­чие между «Землей» и «Властью» («родом русским»), как между славянским и неславянским этническим элементами, но и проти­воречия внутри самого «рода русского», как тоже полиэтническо­го конгломерата. Следует также учитывать противоречия между Северной Русью с центром в Новгороде и Южной Русью с цент­ром в Киеве. В обоих центрах сложились во многом различные общественно-политические традиции, которые сохранялись очень долгое время.

В данном случае требуется более основательно рассмотреть институты управления, утвердившиеся в Древней Руси в этот период, их взаимодействия и характер государственности в целом.

Можно обратить внимание на то, что восточные славяне в Х в. были объединены в большие союзы племен, границы меж­ду которыми определяются разными типами височных колец, а никак не укрепленными полосами. И летописное свидетельство v о том, что славяне «живяху в мире», вполне соответствует дейст­вительному положению.

Разные нравственные критерии полян-русов и древлян во времена Игоря зафиксированы не только рассказом об их обы­чаях, но и в летописной статье об убийстве древлянами Игоря и мести Ольги. Симпатии летописца, конечно, на стороне Ольги. Но он сохраняет знаменательную фразу прибывших к Ольге древлянских послов: «Мужь твой аки волк расхищая и грабя, а наши князи добри суть, иже распасли суть Деревьску землю». И еще один важный факт — «лучьшие мужи, иже держаху Де­ревьску землю» (очередное обманутое Ольгой посольство) были избраны всеми древлянами.

Здесь мы подходим к проблеме общественно-политического управления славянских племен, которое определялось их тер­риториально-общинным устройством. Известно, что главным органом управления у славян было вече. Го­рожане собираются на вече, поскольку «от князя помочи нету». Но из легендарного рассказа о «белгородском киселе» следует, что вечевая практика была явлением обычным, хотя в Киеве, видимо, княжеская власть и противодействовала такого рода собраниям.

Собрания проходили весьма организованно и вы­ступать перед ним простому участнику его можно было после того, как председательствующий обратится за разрешением к вечникам, т.е. уча­стникам вече. По старой традиции на подобных собраниях всегда име­ли право голоса жрец, хранитель обычаев и поэт-певец, хранитель па­мяти народной. [4, c.153]

В литературе многократно отмечались факты близости об­щественно-политической культуры Северо-Западной Руси со славянским южным берегом Балтики: на Балтике было четыре Старграда, в Северно-Западной Руси — четыре Новгорода, а система управления одна и та же. Центральное место в этой си­стеме принадлежало общегородскому вече, основу которого составляли, в свою очередь, «кончанские» вече, т.е. вече разных концов города. Необходимо отметить, что в этом случае перед нами выстраивание чисто славянской системы управления по принципу «снизу вверх» (выборность всех органов управле­ния). Именно эта система победила по всему Волго-Балтийскому пути, хотя на этом пути были представители и других народов и иных систем. Весь Север России представлен «круго­выми селами» (только в Рязанском краеведческом музее несколько сот планов расположения этих сел в записях XVIII в.). «Круговые села» — специфика только балтийских сла­вян. И что удивительно — по всему Волго-Балтийскому пути не видно зримых следов межэтнических конфликтов, а ассимиля­ция местного населения проходила на жизни нескольких поко­лений. По соседству с Ингрией-Ижорой выросли

Информация о работе Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль