Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть состояние православной церкви в первые годы советской власти;
Осветить политику большевиков по отношению к Православной российской церкви;
Охарактеризовать положение православной церкви в 1920-е годы;
Показать процесс закрытия православных церквей в городе Казани;

Содержание

Введение 3
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века. 6
Политика большевиков по отношению к Православной церкви 6
1920-е годы для Православной Церкви. ………………….. 8
Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы. 10
Заключение 20
Список использованных источников и литературы ……………………21

Вложенные файлы: 1 файл

церковь.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

Эти приготовления не оказались  напрасными, потому что уже 12 января 1930 года объединение кино и театров решило, что здание церкви подойдет для кинотеатра.

Храм решили закрыть, причиной этого послужило то, что община предоставляла подвал церкви под жилье монахиням и приютила одну «частную семью». ТатЦИК посчитал, что «община имела себе серьёзную прибыль»37, а это нарушало условия договора.

Решение о закрытие церкви было объявлено 13 марта 1930 года. Община Духосошественской церкви решила воспользоваться примером других храмов и подала жалобу во ВЦИК. Как и во всех других случаях здание храма было оставлено для пользования верующим до окончательного разрешения вопроса. В отличие от предыдущих случаев местные власти за время решения вопроса ВЦИКом не предпринимали никаких действий. Только через год (20 февраля 1931 года) ликвидация церкви была отменена и оставили ее общине.

Сразу же начались собрания рабочих в цехах, на которых высказывались о закрытии церкви, при этом было собрано 1800 подписей, за закрытие.

Все в этом же году 3 марта ГорКомХоз направил в храм техника для осмотра помещения. В результате него было установлено, что храм приходит в большую ветхость, а колокольня наклонена в сторону улицы, а это опасно для проходящих мимо граждан.

Как и следовало ожидать, уже к 20 апрелю было вынесено решение о переустройстве здания церкви под кинотеатр. Общину об этом известили только через неделю, при этом у них еще оставалась возможность обжаловать решение ТатЦИКа в центре. Служители Духосошественской церкви так и поступили. К сожалению автора, не дождавшись ответа на свою жалобу, общиной было решено присоединиться к общине Трехсвятительской церкви.

Служителям Духосошественской церкви нужно было подождать не долго, ведь уже 19 июня ВЦИКом было приостановлено переустройство храма. Из-за того, что община решила добровольно присоединиться к Трехсвятительской церкви, выяснение обстоятельств закрытия и переустройства церкви шло до 1932 года. В результате 20 октября ВЦИК утвердил ликвидацию церкви.

На сегодняшний день здание Духосошественской церкви является Казанским кукольным театром.

По мнению автора, община могла сохранить за собой данную церковь, но поспешное решение о  присоединении решило участь здания храма.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, местным властям, по мнению автора, было выгодно закрывать  здания церквей, потому что они (т.е. здания) могли использоваться под  строительные материалы, которые в  то время было тяжело найти.

Во-вторых, те же местные  власти, в некоторых ситуациях  действовали без ведома центральных  органов власти.

В итоге только одна церковь  на территории Казани осталась функционировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении курсовой работы можно проследить всю политику большевистского  правительства, а особенно местных  органов власти.

Молодому правительству  были необходимы деньги для построения нового государства, кроме того множество  средств было потрачено на первую мировую войну, а затем на гражданскую. Как известно во время правления  адмирала А.В. Колчака был нанесен  существенный урон финансовому состоянию  страны. Денег взять было неоткуда. Большевистское правительство знало, что множество денежных средств, а также земель издавна было у церквей. Именно поэтому они всеми способами изымали церковные ценности и владения.

Кроме денежных средств, церковь  была идеологическим инструментом и  могла управлять мнением народных масс. Церковные служители не поддерживали новое правительство, они (т.е. церковные  служители) могли настроить население  против большевиков, что привело  бы к новым восстаниям. Страна к тому времени была истощена войнами, поэтому новые недовольства были не выгодны молодому правительству. Общий уровень жизни населения был очень низок, а большевистскому правительству было необходимо зарабатывать авторитет у населения. Как известно РСФСР (а впоследствии СССР) стала атеистической страной, по мнению автора, чтобы избежать конфликтов из-за вероисповедания.

Какие же выводы можно сделать  из данной курсовой работы?

Во-первых, что новое правительство было с самого начала настроено против церкви. Соответственно закрытие культовых учреждений тщательно планировалось.

Во-вторых, что верхушку власти на самом деле не интересовало мнение народа, они в любом случае делали так, чтобы храмы закрывались.

Следующим выводом будет  то, что церковные общины защищали свои храмы как могли и отстаивали свое мнение до конца.

Конечно, нужно не забывать, что большевистскому правительству  было необходимо закрывать церкви, чтобы использовать здания храмов как  строительный материал, а так же перестраивать их под культурные здания (т.е. театры, кинотеатры и многое другое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Литература:

    1. Литвин А. Л. Без права на мысль: Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб. — Казань: Татарское книжное издательство, 1994, 194 с.
    2. Литвин А. Л. Красный и белый террор в России. 1918—1922 гг. / А. Л. Литвин. — Казань: Татарское газет.- журн. изд-во, 1994. — 328 с.
    3. Литвин А.Л. Запрет на жизнь. / А.Л. Литвин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 224 с.
    4. Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв. ред. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.-112 с.
    5. Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия // http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html
    6. Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг./Редколлегия: Р.С. Хакимов и др. – Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -312 с.
    7. Султанбеков Б.Ф.История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Татарское книжное, 1995.- 250 с.
    8. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Страницы секретных архивов/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.
    9. Султанбеков Б.Ф. Письмо «обреченных»// Эхо веков. 1996.- С.3-19.
    10. Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат.кн.издательство, 1996.-282 с.
    11. Хайрутдинов Р.Р. В церквях и монастырях по возможности ничего не оставлять…//Эхо веков. - 2006.- №2. 6-9 С.

Интернет-ресурсы:

    1. http://history-mpda.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90:-1930-&catid=8:2010-08-17-13-24-35&Itemid=4
    2. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=tatarstan&page=178

1 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Страницы секретных архивов/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.

2 Султанбеков Б.Ф.История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Татарское книжное, 1995.- 250 с.

3 Литвин А.Л. Запрет на жизнь. / А.Л. Литвин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 224 с.

4 Литвин А. Л. Без права на мысль: Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб/ А. Л. Литвин— Казань: Татарское книжное издательство, 1994, 194 с.

5 Литвин А. Л. Красный и белый террор в России. 1918—1922 гг. / А. Л. Литвин. — Казань: Татарское газет.- журн. изд-во, 1994. — 328 с.

6 Хайрутдинов Р. В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…//Эхо веков.-2006.- №2.С3-9.

7http://history-mpda.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90:-1930-&catid=8:2010-08-17-13-24-35&Itemid=4

8 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 112 с.

9 Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг./Редколлегия: Р.С. Хакимов и др. Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -312 с.

10 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и «татарский след / Б.Ф. Султанбеков - Казань: Тат. кн. изд-во, 1995.- 109 с.

11 http://history-mpda.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90:-1930-&catid=8:2010-08-17-13-24-35&Itemid=4

12 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю.  Малышева - Казань: Тат. кн. изд-во, 1996.-143-144с.

13 Хайрутдинов Р.Р. В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…//Эхо веков.-2006.- № 2.С.3-9.

14Султанбеков Б.Ф., История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков -Казань: Тат. кн. изд-во, 1995.- 110 с.

15 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф.  Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат.кн.издательство, 1996.-144с.

16 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат.кн.издательство, 1996.-145с.

17 http://history-mpda.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90:-1930-&catid=8:2010-08-17-13-24-35&Itemid=4

18 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 102 с.

19 Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг./Редколлегия: Р.С. Хакимов и др. Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -163 с.

20 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 103 с.

21 http://history-mpda.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90:-1930-&catid=8:2010-08-17-13-24-35&Itemid=4

22 http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=tatarstan&page=178

23 Султанбеков Б.Ф., История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Татарское книжное, 1995.- 110 с.

24 Мухин В., «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

25 Мухин В., «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

26 Там же

27 Мухин В. «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

28 Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

29 Там же

30 Там же

31 Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

32 Там же

33 Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

34 Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

35 Там же

36 Мухин В., История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html

37 Мухин В., «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_ist_zakr_37719675926.html


Информация о работе Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг