Особенности религиозного питания (халяль, кашрут, пост)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности религиозного питания.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

 

    • Протестантизм

 

Сложность с определением правил протестантского поста заключается  в том, что церквей протестантского  вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как  последовательницы великого основоположника  и вождя Реформации, основателя немецкого  протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

Пост же в общеупотребительном  смысле – как воздержание от еды  и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой. 

 

Ислам

 

Ислам — вторая по численности  приверженцев после христианства мировая  религия. В настоящее время ислам  исповедует около миллиарда человек. Ислам в переводе с арабского  означает «покорность», «предание себя воле Божьей». Родина ислама — Аравийский полуостров, город Мекка, где около 570 г. родился пророк Мухаммед. Религия  широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция, Таджикистан. В священной книге мусульман — Коране — зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется — «Пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 — «Совершенствование религии в Исламе»: «3апрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери — кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины). Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом. Запрещается есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это». Раздел ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он — явный враг ваш».

Шариат (дословный перевод—«глубокое знание», смысл понятия — «мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь») подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть журавля можно. Можно есть мясо рыб, кожа которых покрыта чешуей, но осуждается употребление рыб, лишенных чешуи. Нельзя питаться мясом лягушек и змей, но можно есть саранчу и ящериц. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется есть сырой лук или чеснок. Самые «правильные» продукты — это мед и молоко.

Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под  угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных налитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и эмоционально. Едят правой рукой с помощью вилки, ложки или пальцев, но не следует есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их ни в коем случае нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения. Классическая арабская кухня построена с учетом заповедей пророка Мухаммеда. В основе ее лежит использование следующих продуктов: мяса—баранины, козлятины, телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных продуктов — риса, бобовых, овощей, фруктов, как свежих, так и консервированных; молочнокислых продуктов, сыра. Принято использовать значительное количество пряностей и ароматических трав. Типичные супы готовят на основе мясного бульона с фасолью и рисом, горохом и вермишелью, картофелем, стручковой фасолью. Второе блюдо обычно мясное — мясо либо тушеное, либо жареное. Популярен плов в различных модификациях.

Продукты питания «Халяль». Это мясные продукты, изготовленные по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя, достоверное отсутствие у животного перед убоем заболеваний, которые могут принести вред здоровью людей, наиболее полное удаление крови естественным способом, тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции. Для других видов продукции - отсутствие в продуктах или несоприкосновение в момент производства продуктов крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ.

Обязательный пост проводится в  месяце Рамадане, этот пост по шариату был установлен в 624 году, и входит в число обязательных канонов.

Соблюдая пост в Рамадан, мусульмане полностью отказываются от питья, еды, половых сношений, вдыхания табачного дыма от начала утренней молитвы до заката солнца. То есть в исламе во время поста ограничивается не определенные виды пищи, как в христианстве, а время ее принятия. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5 часа до восхода солнца.

Условием для соблюдения поста  является достижение совершеннолетия  по шариату, человек не должен быть душевнобольным и физически слабым. Кроме того, что мусульмане отказываются от питья, пищи и сексуальных отношений  во время поста, они еще совершают  дополнительные молитвы, которые называются таравих.

Говориться, что если человек забыл  на какое-то время о посте и  нарушил его, ему необходимо покаяться  и поститься дальше. А также  если мусульманин увидел человека, который не соблюдает пост, он обязан ему об этом напомнить. Кроме вышеперечисленных  отказов от еды и питья также  запрещается курить, принимать лекарства, делать клизму, вызывать рвоту –  все это расценивается как принятие пищи.

 

Иудаизм

 

Иудаизм – религиозное  течение, свод нравственных законов  евреев. Одна из старейших монотеистических религий. Иудеем становится еврей от рождения (после обряда обрезания, которое  совершается на седьмой день после  рождения), не еврей не может быть иудеем, род идет по материнской  линии. Священными книгами считаются Танах (Ветхий Завет: Пятикнижие Моисея), Талах и Талмуд (общее название: Тора).

Иудеи относятся к приготовлению  пищи и ее употреблению как к ритуалу. В религии регламентировано все  от выращивания до приготовления  продуктов питания, а мясо должен забивать специально обученный человек. Еда, которую может употреблять еврей, называется кошерной, а требования к пище – кашрутом, не кошерная еда называется трефовой.

Кошерное питание считается  наиболее рациональным и здоровым, продукты экологически чистые, приготовлены с соблюдением правил гигиены. Свод правил приведен в Торе.

Чистыми являются все растения, но не кошерными считаются насекомые, поэтому все продукты просматриваются  самым тщательным образом перед  тем, как из них приготовить пищу, промываются, просеиваются (в растениях  могут быть гусеницы насекомых, в  муке – жучки).

Чистое мясо: животные травоядные (жуют жвачку) и парнокопытные (копыта раздвоенные). Если присутствует один из этих признаков, они не кошерные, запрет использования таких животных в пищу еще более строг. Например, свинья – парнокопытное животное, но она не травоядное, поэтому употреблять свинину в пищу нельзя. Заяц жует жвачку, но копыта не раздвоенные, употребление такого мяса тоже грех. К животным, обладающим двумя признаками, относятся коровы, овцы, бараны, жирафы и другие. Из не кошерных животных особенно отмечается свинья, верблюд, кролик, даман. К запрещенным птицам относятся орел, сова. В природе распознать кошерность птиц достаточно трудно, евреи употребляют мясо домашней птицы. Но еда из разрешенного мяса возможна только в случае определенного способа забоя, только специальным человеком, нельзя есть некоторые части животного. Разрешены яйца всех кошерных птиц.

Строго запрещено употребление мясных и молочных продуктов вместе. Между употреблением такой пищи должно пройти не менее 2 часов. Для разделки таких продуктов употребляются разные доски и ножи, их ни в коем случае нельзя мыть в одной раковине, обычно моют в разной посуде. Иудей не станет есть в ресторане, если заметит, что мясные и молочные продукты лежат рядом. Запрет очень строг.

Продукты, которые не являются молоком или мясом, такие как  овощи, фрукты, рыба, можно употреблять  с мясной и молочной пищей.

На виды рыбы тоже установлена  кошерность: рыба должна иметь чешую (легко отделяется) и плавники. В случае сомнения, еще два признака: жабры и метание икры. К некошерной рыбе относятся, например, сом, осетр, акула. Запрещены ракообразные и моллюски.

Строгий запрет на кровь. Мясо перед употреблением вымачивают, солят на некоторое время, затем  смывают. Только потом его готовят.

Запрещены все насекомые, кроме саранчи (акриды). Мед разрешен, он считается продуктом растительного  происхождения.

Разрешенные напитки: виноградное  вино, но виноград должен быть выращен  на земле Израиля, используются ягоды  с растения определенного года (не менее 4 лет). Существует предписание  не употреблять вино, открытое не евреем, но обычно вино просто нагревается. Водку  пить можно, если она приготовлена без  использования добавок не растительного  происхождения.

Есть особые запреты в  праздники. Особенно они распространяются на «квасное». В праздники в доме не разрешено даже держать продукты, способные забродить. В иудаизме шесть постов. Они краткие, но очень  строгие, нельзя не только есть, но и  пить. В субботу пищу нельзя готовить.

Все запреты на пищу, какими бы необычными они не казались, должны выполняться неукоснительно, так  как Творец сотворил все на земле  и лучше знает о полезности тех или иных продуктов.

В магазинах Израиля кошерные продукты маркируются.

Законоучители Израиля говорят  о том, что  нечистая пища мешает духовному развитию человека. Постоянная забота о пище заставляет ни на минуту не забывать о Боге.

Очень трудно оценить рацион евреев с точки зрения здорового  питания. Несомненными плюсами является разрешение употребления в пищу всех овощей и фруктов, разумны в приготовлении  пищи строгие гигиенические правила, разделение молочной и мясной пищи взяли за основу сторонники раздельного питания. Положительным можно считать запрет на свинину, как богатую насыщенными жирами. Не понятен запрет на крольчатину, морепродукты, некоторые виды рыб. Нет постных и разгрузочных дней, что на здоровье сказывается отрицательно. Однодневное голодание полезно, но не пить целый день для здоровья не рекомендуется.

Информация о работе Особенности религиозного питания (халяль, кашрут, пост)