Особенности религиозного питания (халяль, кашрут, пост)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности религиозного питания.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА» им. Ю.А. Сенкевича

 

Факультет «Экономика и Управление на предприятии»

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Особенности религиозного питания (халяль, кашрут, пост)»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

 г.217-МУ

Староверова Евгения

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Введение

 

Одним из самых древних  занятий человека было приготовление  пищи. На протяжении длительного времени  у разных народов формировались  не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности  складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические  особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В  меню народов, проживающих на берегах  морей и океанов, естественно, преобладали  рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов.

Таким образом, определялся  набор исходных продуктов для  приготовления пищи. Другой важнейший  фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, — это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага.

Географическое положение  и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством  для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья.

В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего  варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке). Вкусовые предпочтения и режим  питания складывались также в  зависимости от климатических и  географических особенностей: южные  народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные.

Степень влияния религий  на особенности национального питания  у разных народов различна. Чаще всего церковные предписания  и запреты органично вписывались  в систему уже сложившихся  кулинарных традиций. Однако влияние  церкви в целом на особенности  национальных кухонь является неоспоримым  и значительным фактом.

 У каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане — на суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии. Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.

Религия очень часто диктует  нам определенные правила. Зачастую слишком жестокие. Причина этого  кроется в том, что основная задача религии – воспитывать в человеке силу воли. Одним из таких способов является пост. Он представляет собой  разумное ограничение себя в пище.

 

Христианство

 

Христианство, с точки зрения питания, "облегченная" религия. Здесь нет  жестких и абсолютных запретов на употребление того или иного продукта или блюда. В христианстве прослеживается разумный принцип: откажись от крайностей. Чревоугодие и "небрежность в  насыщении плоти" не приветствуются. Поскольку территориально мы находимся  в "зоне" православия, то хотя бы от бабушек и из кроссвордов знаем, что пища делится на постную и скоромную.

Нельзя: К понятию скоромная пища относятся все продукты, полученные от теплокровных животных: мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их блюда, кулинарные и кондитерские изделия. Скоромное, разумеется, не запрещено раз и навсегда. Только по особым случаям - постам. В году имеется четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.

Можно: Постная пища употребляется в основном во время постов. Прежде всего, это зерновые, бобовые, овощи, грибы, съедобные растения, орехи, пряности, мед. Постными также являются растительные масла, рыба и изделия из нее, а также нерыбные продукты моря (раки, крабы, креветки, омары, устрицы). Однако рыба и дары моря разрешены только по определенным дням. Четверг - рыбный день. Это знают все.

 

    • Православие

 

Это одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греческого 'orqodoxa - православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства - восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название "православная" закрепилось за Восточной церковью. В основном в пост пища употребляется, но с ограничениями: либо это отказ от привычного вида пищи, либо уменьшение количества пищи. Посты чаще всего сочетаются с различными обрядами, они или предшествуют им или исполняются одновременно. Так, посты могут предшествовать праздникам, во время которых потребляется разнообразная и достаточно калорийная пища, или играть роль обетов или наказаний, усиливать молитву, а также иметь самостоятельное значение.

Священнослужители утверждают, что посты подготавливают, размягчают сердце, способствуют искренности молитвы  и лучшему восприятию слова Божьего. Противники постов утверждают, что  посты приводят к нарушению нормального  функционирования организма, к его ослаблению, в том числе и психики, делают ее податливой к внушению. Однако большинством авторов это положение не подтверждается. Объективные медицинские исследования во всем мире доказывают, что временный отказ от мясной пищи, а также специально проводимые разгрузочные голодания делают человека более спокойным, менее агрессивным. Именно периодическая разгрузка и строгий выбор пищи соответствуют нормальному функционированию организма. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека, его возраст, а главное - исходное состояние организма при проведении религиозных постов. Не надо упускать из виду, что всего в году православная церковь насчитывает около 200 дней поста!

К воздержанию призывает  не только Господь и Церковь, но прежде всего народная многовековая мудрость. "Воздержанно пей, мало ешь и  будешь здоров не только телом, но и  душой",- говорил святой Митрофан Воронежский Здрав. В известной степени эти призывы согласуются с современными медицинскими рекомендациями в отношении рационального питания, профилактики ожирения и других нарушений обмена веществ, а также функций отдельных органов и систем. При этом нельзя не принимать во внимание гиподинамию современного человека, которая обычно сочетается в повседневном питании с использованием рафинированных, гиперкалорийных продуктов. Анализ же пищи, которая рекомендуется для приема в дни поста, показывает, что в это время даже при различных ограничениях используются продукты, содержащие жизненно важные вещества - витамины, микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые организму аминокислоты, близкие к белкам животного происхождения (они содержатся в орехах, бобовых, грибах).

Святая церковь установила следующие однодневные и многодневные посты. В среду и пятницу постится каждый благочестивый христианин - это особые траурные дни: в среду  Иисус Христос был предан, в  пятницу распят.

Есть еще многодневные посты. Их четыре.

Великий пост предваряет Пасху Христову, он самый длинный (7 недель) и самый строгий. Великий пост начинается с понедельника после сыропустной недели (масленицы) и продолжается вместе со Страстной неделей семь недель. Продолжительность Великого поста всегда постоянная, но его начало и конец не приурочены к конкретному числу календаря, а связаны с переходной датой праздника Пасхи. Однако всегда этот пост падает на самое тяжелое для организма время перехода от зимы к весне, когда происходит перестройка всех жизненных процессов. Во время Великого поста разрешается вкушать только продукты растительного происхождения (овощи, грибы, фрукты, ягоды, крупы, мед и др.); запрещается скоромная пища животного происхождения (мясо, молоко, сливочное масло, сыр), не разрешается даже рыба. Растительное масло можно использовать во все дни, кроме среды и пятницы. Рыбу в Великий пост вкушают только дважды - в Благовещение Пресвятой Богородицы и в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Самые строгие недели Великого поста - это первая и последняя, Страстная неделя. В эти дни предлагаются ограничения не только в еде, но и в питье. Готовится очень малое количество пищи. Однако даже в эти недели предлагаются блюда в виде закусок, первых и вторых блюд, напитков, булочек с очень интересной и полезной рецептурой. Например, предлагаются картофель с орехами и гранатами (орех дает белок, гранаты витамины и микроэлементы, в частности, железо) и мелко нарезанным луком или зеленью, суп фасолевый, чечевичная каша с морковью (белок + витамин А и b-каротин), суп яблочный на отваре шиповника (очень богат витаминами), чай с травами, свекольный отвар (богатый микроэлементами), салат из моркови, меда и орехов, булочки с изюмом и маком. Во время 2-6-ой недели Великого поста ассортимент используемых подуктов расширяется. Позволяется употреблять в пищу продукты моря, богатые йодом и другими микроэлементами. Так, например, можно приготовить салат из кальмаров, картофеля и лука, или из кальмаров, квашеной капусты и лука, салат из морской капусты с крабовыми палочками, щи из квашеной капусты с грибами, похлебку с грибами, луковник (тонкие лепешки из дрожжевого теста, переслоенные мелко изубленным и обжаренным в растительном масле репчатым луком), картофель, тушенный с тыквой, черносливом и изюмом (это блюдо богато балластными веществами, магнием, калием). Если день Благовещения Пресвятой Богородицы (7апреля) приходится на время Великого поста, православным разрешается вкушать рыбу, даже рыбную икру, пить вино, то же послабление распространяется и на Вербное Воскресенье и Лазареву субботу. Рецептура праздничных трапез в эти дни как бы компенсирует издержки поста. Предлагаются рыбный салат, сельдь с жареным луком, уха, рыбные котлеты, печеная рыба, тушеные кальмары, картофель, жаренный во фритюре, манты с рыбной и картофельной начинкой, даже постный торт "Наполеон", приготовленный на пиве и растительном масле и прослоенный джемом, лимонный квас, хворост. Вместе с этими продуктами в организм человека поступают белки, фосфор, кальций, йод, калий, аминокислоты.

Летние посты - Петров пост (предшествует дню правоверных апостолов Петра и Павла, который празднуется 12 июля; продолжительность Петрова поста бывает разная - от одной недели, четырех дней до 6 недель) и Успенский пост (с 14 по 28 августа) - хороши тем, что проходят тогда, когда созревает много овощей и фруктов. Петров пост не очень строгий, в течение его, кроме среды и пятницы, разрешается есть рыбу. В рацион можно включать салаты с рыбой, картофельный салат с белым вином, фаршированный перец, суп из щуки и судака. В это время года особенно полезны зеленые щи из щавеля, молодой крапивы, ревеня, шпината, окрошка с рыбой (ботвинья). Из вторых блюд питательны и полезны все виды запеченой рыбы. Предлагаются также витаминные "каши" и пюре из ревеня, крапивы, вареники с вишней, пирог из ревеня и др.

Успенский пост строгий. В продолжение его запрещается вкушать все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу запрещается даже сдабривать пищу растительным маслом. Зато можно позволить себе огромное множество блюд из очень полезных овощей - перца, баклажанов, кабачков. Пищевые волокна кабачков хорошо абсорбируют токсичные вещества, избыток холестерина и воды и выводят их из организма. Вызывая иллюзию быстрого насыщения, кабачки препятствуют потреблению более высококалорийной пищи, что хорошо для профилактики ожирения. Особенно полезны кабачки пожилым людям. Они активизируют пищеварительные процессы, улучшают моторную и секреторную функции желудка и кишечника, благоприятно влияют на кроветворение, препятствуют развитию атеросклероза. Можно также варить супы из фруктов (например, суп абрикосовый с ромашкой и яблоками), готовить овощное рагу из моркови, свеклы, картофеля, сельдерея, шпината и петрушки, гювеч из баклажанов, кабачков, моркови и зелени, пироги с различными ягодами и грибами. Летом готовятся и разнообразные напитки: из листьев черной смородины, малины, клюквенный, черносмородиновый морсы, муссы, желе, цукаты.

Рождественский  пост - самый радостный, он предвещат великий праздник Рождества Христова и потому не очень строгий. Он продолжается 40 дней - от 28 ноябя до 7 января. Благословляется рыба (кроме среды и пятницы), можно даже пить согревающий грог (чай с 1 чайной ложкой коньяка и 1 столовой ложкой рома). Строгий пост только в Рождественский сочельник, в канун Рождества. Все богатство пищи можно вкушать только после вечерней звезды.

Ученые утверждают, что  пост никогда никому не вредил. Наоборот, во время поста организм очищается: из него выводятся шлаки, токсины, лишняя жидкость. Если правильно поститься, придет в норму артериальное давление, сердце будет работать лучше, а значит, уравновесится и состояние нервной системы. Поскольку посты связаны с внутренней личностной установкой "на очищение", они позволяют "телу" избавиться и от многих хронических заболеваний (мигрени, ревматизма), помогают при аллергии, дерматитах, гипертонии. Поэтому, как говорят мудрые , "возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало".

 

    • Католицизм

 

Разделение Римской империи  на Восточную и Западную повлияло и на последовавший затем раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. Католическая церковь пошла по пути ослабления строгости древних установлений. Католическая практика постов довольно сильно отличается от православной. Пост, утверждают католики, не самоцель, а средство достижения подлинной духовной свободы. Приучая себя довольствоваться малым, верующий лучше контролирует свои поступки и приобретает возможность поделиться с другими людьми. Исторически сложилось так, что у западных христиан пост сводился к значительно более мягким ограничениям в еде, чем у восточных. Скоромным считалось только мясо, а другие продукты животного происхождения относились к постным. Церковь стремится обратить особое внимание на то, что внешнее благочестие не должно подменять собой подлинное исполнение заповедей Иисуса Христа. Даже в период Великого поста только в отдельные дни (все пятницы) требуется воздерживаться от мяса, и лишь в Пепельную среду и Страстную пятницу предписан строгий пост. В католической церкви пост ограничен также возрастом: с 14 лет (строгий с 21 до 60). Питание католиков и протестантов можно попытаться сравнить, если рассмотреть особенности итальянской, например, и германской кулинарии. Оплот католичества — Италия, а Мартин Лютер (основоположник протестантизма) родился в Германии. Завтракать в Италии принято легко: хлеб, сыр, кофе. Зато обед плотный, включающий закуски, первое блюдо (минестра), второе блюдо и десерт (сыр, фрукты, кофе и сухое виноградное вино). В качестве первого блюда может выступать суп (суп-пюре, прозрачные супы, суп с макаронами), а иногда первым блюдом служит только мясо в жареном, тушеном или отварном виде. Общеизвестна любовь итальянцев к макаронам, все блюда из которых называются «паста»; наиболее популярная «паста» — спагетти — длинные макароны. Пасту заправляют соусом, сыром, маслом, готовят с мясом, подают с фасолью, цветной капустой, горохом и т. д. Также известны итальянские равиоли — небольшие пельмени квадратной формы; их подают в томатном соусе с тертым сыром. Наряду с пастой наиболее популярной пищей итальянцев является сыр, множество сортов которого является характерной чертой национальной кухни. Второе блюдо, как правило, готовят из овощей, чаще всего это тушеная капуста, заправленная оливковым маслом и маслинами. Наряду с оливковым маслом свиное сало является часто употребляемым жиром итальянцев. Также интересно, что хлеб в Италии едят исключительно пшеничный. Среди напитков наибольшей популярностью пользуются кофе и виноградные вина. Для германской кухни характерно использование (наряду с овощами) свинины, птицы, дичи, говядины. Отличительной чертой кухни являются различные бутерброды (с сырами, ветчиной, рыбой, фаршем). Также характерно широкое употребление разнообразных сосисок, колбас, сарделек и других мясных блюд. Приготовление первых блюд имеет свои особенности: во-первых, распространены различные бульоны (с яйцом, клецками и др.); во-вторых, порции первых блюд приняты небольшие — до 300 г. Вторые блюда чаще готовят из натурального мяса, рубленое используют реже, Характерной особенностью немецкой кухни является широкое использование блюд на основе яиц — омлетов, яичниц, яиц фаршированных и т. д. Популярны и сладкие блюда: фруктовые салаты с соусами и сиропами, подаваемые обязательно в охлажденном виде, а также муссы, желе, мороженое. Национальный напиток, известный еще древним германцам, — пиво; популярен и кофе, как черный, так и с молоком.

Информация о работе Особенности религиозного питания (халяль, кашрут, пост)