Основные школы Шиваизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра, бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас.

Содержание

1. Содержание 2

2. Истоки культа Шивы 3

3. Культ Шивы 5

4. Культ Лингама и сила шакти 13

5. Основные школы Шиваизма 15

5.1 Шайва-сиддханта 15

5.2 Пашупата-шиваизм 17

5.3 Вира-шиваизм 19

5.4. Кашмирский шиваизм 21

5.5 Сиддха-сиддханта 23

5.6 Шива-адвайта 25

6. Заключение 27

7. Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПОПЫТКА РЕФЕРИРОВАНИЙ!!!!!!!!.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Когда Она присоединяется К Шиве в высшей стране,в более  высоких чакрах, Она известна как  Богиня Парвати. Они вечно едины. Они только кажутся различными в  проявлении. Nagas вокруг шеи Шивы указывают на Его обладание исконной энергией Кундалини Шакти и то, что Он поднял Ее от сна в гунах к Ее полному выражению внутри и вне чакр.

  • Сияющее Солнце

Солнце - символ Самопознания, совершенное понимание  Я как Атмана, высшая действительность, Атман скрытый во внешних проявлениях эго, сознания чувств, самосознание и т.д. Сияющее солнце позади головы Шивы показывает, что Он живет в полном и постоянном понимании Высшей Действительности как Самого Себя.

  • Шкура Тигра

Шкура тигра представляет ум. Шива, сидящий на шкуре тигра указывает, что Он покорил ум и превзошел его.

  • Тришула (трезубец)

Трезубец Шивы, тришула, символизирует Его правление  над всем проявлением, которое вечно  разделяется Его трезубцем на троицы:

Три вида времени- прошлое, настоящее, будущее;

Три части космического цикла - создание, охрана, разрушение;

Три исконных качества - чистота, деятельность, инерция;

Три мира - физический, астральный, причинный;

Три состояния  сознания - бодрствование, сон, глубокий сон без сновидений;

Три состояния  ума - сознательный, подсознательный, бессознательный;

Три цепи неволи - привязанность, отвращение, невежество;

Три принципиальных канала энергии в тонком теле: ида, пингала, сушумна;

Три психологических  состояния: удовольствие (счастье), боль, (несчастье), скука,

Три аспекта  сознания - чувство, знание, действие и  сила уничтожить наше невежество тройной  силой Сат, Чит, Ананда: абсолютный существование, чистота или чистое, необусловленное  сознание, и счастье.

      С культом Шивы связан и культ его жены Дурги - Кали .Эта богиня имеет две ипостаси: она может быть и Дургой и Кали. Богиня Дурга - грозная, десятирукая, часто изображаемая со львом, олицетворяет собою Великую мать - женское начало природы. В Индии в честь нее построено много храмов, которые всегда, особенно осенью, полны верующих. Дурге посвящается праздник, длящийся десять дней. На берег Ганга приносятся тысячи скульптурных изображений богини, который в день окончания религиозного праздника опускаются на плотах в Ганг.

      Другая  ипостась - Кали является олицетворением зла. Кали изображают в виде чудовища с четырьмя глазами, оскаленными  зубами и высунутым языком с серьгами в виде тел младенцев и ожерельем  из черепов. Индусы боятся Кали и в  честь нее устраиваются красочные  праздники с кровавыми жертвами из козлят. Считается, что Кали является покровительницей преступников, грабителей и убийц. В Индии существовала секта душителей - тхагов, убивающий людей в честь богини Кали.

Индусы поклоняющиеся  Дурге - Кали и Шиве называют себя шиваитами. Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц – «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка, так как, самому Шиве от мистического созерцания ничего не стоит перейти к неистовому танцу. Одно из его имён - Натараджа (Владыка танца). В этой ипостаси он особенно популярен на юге Индии, в Тамилнаде. Шива танцует и в своём небесном дворце на горе Кайласа, и в южноиндийском храме Чидамбарам - одной из самых известных шиваистских святынь. Считается, что он изобрёл 108 танцев. Среди них есть спокойные, медленные, пластичные, но есть и необузданные, стремительные, устрашающие. Один из самых знаменитых его танцев - тандава. Шива мечется в неистовом ритме и своей магической силой порождает видимость всех вещей в мире, а в конце космического цикла разрушает его. Он - бог смерти и времени, которое всё разрушает. Гибель, смерть и разрушение - важная форма существования, хотя это кажется странным на первый взгляд. Ведь гибель неизбежно предшествует созиданию, а новое рождается лишь после смерти старого. Шиваиты нисколько не сомневаются, что дело разрушения - самое священное, и потому в столкновениях с другими великими богами - Брахмой и Вишну - Шива неизменно побеждает.    В начале каждого мирового периода Шива исполняет свой танец, пробуждающий миры к жизни и устанавливающий ритм вселенной. А в конце мирового периода он уничтожает миры танцем разрушения. Образ танцующего Шивы завораживает и богов, и людей. Одна из самых знаменитых индуистских скульптур - Шива Натараджа, Владыка танца.

      Характеристики  Шивы и легенды о нем отражены в его именах, к главным из которых, помимо названных Пашупати и Натараджи, следует отнести Махадэва («Великий Бог», Махешвара («Великий владыка»), Шанкара («Благовторный»), Хара («Похищающий»), Вишванатха («Защитник мира»), Лингараджа («Царь лингама»), Тьягараджа («Царь аскезы»), Капалималин («Носящий гирлянду из черепов»), Триямбика («Трехглазый»), Нилакантха («Синегорлый»), Трипурантака («Разрушитель трех городов») и ряд других.

      В первые века христианской эры почитание  Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма — дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом — покровителем городского населения. Правящие династии юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей, расцвету шиваитской скульптуры. Индийский юг справедливо стал считаться «землей Шивы», но позиции шиваизма сильны и в других регионах Индии, только в каждом из них он имеет свои особенности, свои культовые формы, обряды и праздники, зависящие от местного религиозного субстрата, с которым шиваизм продолжает сохранять прочные связи. Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну, посвящены сотни больших и малых храмов. Самые знаменитые: храм танцующего Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др.

      Численность последователей шиваизма – 198 млн. человек (25% всех индуистов). Шиваизм особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов штата Джамму и Кашмир. 

      3.Культ Лингама и сила шакти

      Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и  ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

      Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения.

      Семя  Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться  лингаму) получил столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).Столбовидные каменные изваяния-лингамы в храмах и домашних алтарях индийцев символизируют мощь и животворящие потенции Шивы. В поздневедической и всей последующей индусской литературе и иконографии Шива предстает главным образом в форме фаллоса – «шивалингама», и его постоянно именуют «хирьаньярета» - обладатель золотого семени». Члены шиваитской секты лингаянов носят на теле (на шее или у пояса) маленький шивалингам. К Шиве, к символизирующему его лингаму обращаются (как, впрочем, и к Вишну) жаждущие потомства, в его храм стекаются бездетные женщины, ожидающие от его мощи, подчас считающейся воплощенной в жрецах храма, реального содействия. Этот культ лингама-Шивы приобрел и философское толкование. В Линга-пуране сказано, что лингам - высший объект познания, что он отождествляется с Брахманом, являет собой «удивительное выражение величия» божества.

Вплоть до сегодняшнего дня по всей Индии Шиве поклоняются  главным образом именно в форме  шивалингама.

      Однако, нужно отметить, что понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

      Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой  энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек  скорей и проще всего может  достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них - Дурга и Кали. 

      4. Основные школы

4.1 Шайва-сиддханта

      Шайва-сиддханта  — самая древняя, самая энергичная и широко практикуемая сегодня школа  шиваитского индуизма, охватывающая миллионы приверженцев, тысячи действующих храмов и десятки живых монашеских и аскетических традиций. Несмотря на популярность сиддханты, ее славное прошлое как всеиндийской религии относительно мало известно людям, а сегодняшняя сиддханта отождествляется в основном с ее южноиндийской, тамильской формой. Термин шайва-сиддханта означает "последние или признанные выводы шиваизма". Это формализованная теология божественных откровений, содержащаяся в двадцати восьми Шайва-агамах. Первым известным нам гуру "чистой" (шуддха) традиции шайва-сиддханты был Ма-харши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н. э.), упомянутый в книге по грамматике Панини как учитель риши Патанджали, Вьягхрапады и Васиштхи. Из письменных работ Махарши Нандинатхи до нас дошли только двадцать четыре санскритских стиха, озаглавленных "Нандикешвара-кашика", в которых он изложил древние учения. Из-за его монистического подхода ученые часто причисляют Нандинатху к представителям школы адвайта.

      Риши  Тирумулар, как и его садгуру  Махарши Нандинатха, проповедует  монистический теизм,в котором  Шива является одновременно материальной и действенной причиной, имманентным  и трансцендентным.Шива создаёт ду ши и мир посредством эманации из Себя и в конце концов поглощает их в Свое океаническое Бытие — так вода течет к воде, огонь стремится к огню, эфир — к эфиру.

      В своем труде "Тирумантирам" он показывает сиддханту как последовательный четверичный путь, составляющими которого являются чаръя, добродетельная и высокоморальная жизнь; крия, храмовое богослужение; и йога — внутреннее поклонение и союз с Парашивой благодаря милости живого садгуру — которые приводят к состоянию джняны и освобождению. После освобождения духовное тело продолжает развиваться, пока полностью не сольется с Богом — джива станет Шивой.

      Шайва-сиддханта  расцвела в южной Индии как  мощное движение бхакти с элементами сиддха-йоги. В течение седьмого-девятого столетий святые Самбандар, Аппар и Сундарар странствовали от храма к храму, воспевая величие Шивы. Они успешно защищали шиваизм от опасности буддизма и джайнизма. Вскоре царский главный министр Маниккавасагар отказался от мира богатства и славы, чтобы искать Бога и служить Ему. Его проникновенные стихи, названные "Тирувачагам", полны визионерских переживаний, божественной любви и пламенного стремления к Истине. Песни этих четырех святых являются частью свода писаний, известного как "Тирумурай", который вместе с Ведами и Шайва-агамами образует письменную основу шайва-сиддханты в Тамилнаде.

      Шайва-сиддханта  с готовностью принималась повсюду  в Индии и продолжала расцветать вплоть до исламского вторжения, которое  практически уничтожило все следы  шайва-сиддханты в северной и  центральной Индии и ограничило ее открытое практикование южными областями субконтинента.

      Шайва-сиддханта  богата храмовыми традициями, религиозными праздниками, священными искусствами, духовной культурой; в ней много  кланов священнослужителей, монашеских орденов и учительских линий преемственности. Все это процветает до сих пор. Сегодня шайва-сиддханта наи­более широко распространена среди шестидесяти миллионов тамильских шиваитов, которые живут в основном в южной Индии и з Шри-Ланке. Здесь особенно много значительных обществ, храмов и монастырей сиддханты.

4.2 Пашупата-шиваизм

      Пашупаты (от Пашутти, имени Шивы, означающего "Владыка душ") — это древнейшая известная секта шиваитских монахов-аскетов. Пашупаты были бхактами и добрыми  магами Шивы, отстранившимися от ведического общества, в котором господствовали жрецы.

Информация о работе Основные школы Шиваизма