Основные школы Шиваизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра, бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас.

Содержание

1. Содержание 2

2. Истоки культа Шивы 3

3. Культ Шивы 5

4. Культ Лингама и сила шакти 13

5. Основные школы Шиваизма 15

5.1 Шайва-сиддханта 15

5.2 Пашупата-шиваизм 17

5.3 Вира-шиваизм 19

5.4. Кашмирский шиваизм 21

5.5 Сиддха-сиддханта 23

5.6 Шива-адвайта 25

6. Заключение 27

7. Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПОПЫТКА РЕФЕРИРОВАНИЙ!!!!!!!!.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Содержание            2 

2. Истоки культа  Шивы        3

3. Культ Шивы            5

4. Культ Лингама и сила шакти       13

5. Основные школы  Шиваизма       15

      5.1 Шайва-сиддханта        15

      5.2 Пашупата-шиваизм        17

      5.3 Вира-шиваизм        19

      5.4. Кашмирский шиваизм       21

      5.5 Сиддха-сиддханта        23

      5.6 Шива-адвайта         25

6. Заключение          27

7. Список литературы         28  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Истоки культа Шивы

      На  мой взгляд для подробного рассмотрения Шиваизма как направления Индуизма, необходимо сказать несколько слов о самой этой религии. Индуи́зм (санскр. हिन्दु धर्म, hindu dharma; так же – санскр. सनातन् धर्म, sanātana dharma; так же – санскр. वैदिक धर्म, vaidika dharma) – одна из самых древних и влиятельных религий в мире.

      Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма. Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

      Сложнейшая  религиозная система индуизма гибко  и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, как бы возрождаться из самого себя.

      Индуизм не имел, и по сих пор, не имеет  единой организации (наподобие христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе.

      Традиционный  индуизм признает существование великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, – Брахма, Вишну и Шива. Обычно отмечают, что эти трое в системе индуизма как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции - созидательную, разрушительную и охранительную. Брахма был создателем мира, Вишну - его хранителем, а Шива - разрушителем, но он же восстанавливал его заново. Все три бога нередко изображались вместе: они или стояли рядом, или их тела словно вырастали одно из другого. Тем не менее каждый из этой троицы имел свое лицо, характер, свою сферу действия.

        В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

      Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству – Шиве. Его имя иногда возводят к древнему дравидскому корню "сива" - "красный", "краснота". Он имеет древнюю родословную, истоки которой теряются в глубинах протоиндийской истории (хараппской) цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.).  В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы.

      Культ Шивы содержит элементы, восходящие к  доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра, бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас. Это был гневный, неистовый и капризный бог, насылавший на людей порчу, болезни и прочие несчастья. В поклонении ему доминировали мольбы о милости, просьбы о непричинении зла. Одним из его эпитетов был Шива («Благосклонный»), употреблявшийся с целью его задабривания. Рудра — арийский бог, но его культ тесно переплелся с аборигенными верованиями, отчего его фигура выглядит в «Ригведе» отстраненной и одинокой. В целом Рудра мог пониматься древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости.

      Несмотря  на страшный и странный облик Рудры, арии, видимо, чувствовали в нем  силу, на которую можно было опереться  и к которой можно было прибегнуть для защиты (недаром он считался не только насылающим болезни, но и их целителем). В период брахманизма начинается постепенное возвышение этого бога. В «Шатапахта-брахмане» он вместе с несколькими другими богами причисляется к кшатре (то есть к правителям), а в «Шветашватара-упанишаде» его называют не только повелителем и всеобщим владыкой, но и творцом богов, создателем Золотого зародыша вселенной. Тем не менее, процесс выдвижения Рудры на первый план индуистского пантеона шел трудно, о чем свидетельствуют мифологические истории о его конфликтах с другими богами, в частности с Праджапати и Брахмой.

      2. Культ Шивы

      Шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во 2-1 вв. до н. э. К этому  времени относятся сведения о  древних шиваитских сектах — пашупатах (от Пашупати, «Повелитель скота» — один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликах, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. Вообще тяготение к необычным, порой страшным формам богопочитания, к изощренной культовой технике, тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.

      Самая яркая черта Шивы - кажущаяся двойственность, проявляющаяся во всём. Боги хотели, чтобы Шива родил сына-воителя, но он предавался аскетическому созерцанию, из которого его невозможно было вывести. Когда же в сердце его удалось пробудить любовь, то она приняла такие необузданные формы, что под угрозой оказалось существование мира. Он - гневное божество, грозный Бхайрава, впадающий в неистовую ярость. Но он же милостивый, благожелательный и прощающий Шанкара.

      Обитает Шива в самых зловещих местах: на полях сражений, в местах сожжения трупов, на перекрёстках дорог, которые  в Индии считаются небезопасными. На шее он носит ожерелье из черепов, на лбу - месяц, в рках - трезубец, а сопровождают его злые духи и демоны. Змеи кольцами обвивают его руки и шею: Шива считается их покровителем. Горло его посинело от проглоченного яда (Синегорлый - один из эпитетов Шивы). Когда боги и асуры пахтали океан, из его глубин поднялся смертельный яд, несущий гибель всему живому. Спасая мир от гибели, Шива проглотил этот яд и остановил его у себя в горле.

      Во 2 в. до н. э. появляются скульптурные изображения  Шивы, завершается формирование его иконографического облика — развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, — топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными). Вообще, изображается Шива по-разному – иногда в образе аскета, тело которого натерто белым пеплом, сидящим на в Гималаях на тигровой шкуре в постоянной медитации. Иногда же он – Натарадж («Владыка танца») в грациозном кружении, поддерживающий Вселенную своим нескончаемым танцем. Шиву часто изображают вместе с его супругой Парвати и быком Нанди, который служит ему средством передвижения.

      В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой  яблони. Подносят ему также «пять  даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел, который  считается священным.

      Самый значительный праздник шиваитского  цикла – Шиваратри (ночь Шивы).  Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно – в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь – февраль). Главный ритуал праздника – осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими плясками и оргиями.

      Характерной деталью шиваитского культа является белый пепел (бхасман, вибхути), который  адепты шиваизма наносят на тело чаще всего в виде трех горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Аскеты и паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Пепел — символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня. Можно выделить несколько основных символов, присущих шиваитскому культу:

  • Бык

Транспортное  средство Шивы - бык, nandi, что означает " дающий радость. " Нанди полoн  радости. Он символизирует управляемое  мужество и преданность. Также он - символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырех ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине.

  • Барабан

Барабан Шивы символизирует  изначальный звук или первоначальную вибрацию, из которой получены все другие вибрации, которые составляют творение. Некоторые традиции используют религиозный символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук "дама дама дама дама". Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение.

  • Три линии на лбу (Трипундра)

Они представляют три гуны, исконные качества, которые  лежат в основе всего проявления. Они - чистота или чистое сознание; энергия или деятельность; и инерция. Все в творении сделано из смеси этих трех первоначальных качеств. Эти три линии на лбу указывают, что Он покорил эти три гуны и таким образом является Хозяином всего творения, которое является ничем иным, как смесью этих гун. Трипундра находится в центре лба, где встречаются три принципиальных канала энергии или нади. Когда энергия и сознание (сознающая энергия) сосредоточены, здесь можно превзойти гуны.

  • Четки

Четки используются в религиозном повторении имен божеств. Они таким образом представляют преданность, без которой невозможно превзойти эго. Это - не сентиментальная или эмоциональная преданность, а внутренняя и сосредоточенная религиозная экзальтация, которая прибывает от непрерывного омовения божественными именами пока человек не будет в вечном блаженстве.

  • Луна

Луна - сосуд  сомы, нектар счастья, нектар бессмертия. Это - сома-чакра, которая у Шивы вечно  открыта, давая Ему бессмертное  счастье.

  • Правая рука

Правая рука Шивы поднята в жесте благословения, предоставляющего бесстрашие. Нужно принять бесстрашие, если идете по пути, бессмертия к обители истины.

  • Река Ганга, текущая из Его волос

Река Ганга  здесь - чистые причинные воды очищающего знания, которые чистят от невежества и приносят просветление. Поскольку  она течет из причинного мира, ее очищающая сила настолько велика, что немедленно удаляет все препятствия к самореализации, уничтожая даже саму землю. Шива Своей безграничной милостью ловит реку Сознания Истины в Свои волосы, мягко опуская ее на землю, так что она развивает сознание своим очищающим действием.

  • Змеи

Змеи, nagas, представляют змеиную энергию, Кундалини Шакти , Которая проявляет творение в  конце каждой ночи Брахмана, и Которая  свернута кольцами и спит в гунах  в основе спинного хребта у неразбуженных  людяей. Пробуждение Ее от сна Ее собственных гун (исконных качеств, которые лежат в основе всего проявления) возбуждает спинномозговые чакры, тонкие трансформаторы, которые проявляют весь человеческий опыт.

Когда чакры  достаточно очищены, Кундалини Шакти, женский аспект Шивы, может благополучно оставить Свой сон в основе спинного хребта и начать танцевать Свой путь через тонкие чакры спинного хребта к Ее божественному консорту, Шиве. Целая вселенная, от самого низкого и самого темного к наиболее великолепному, скрыта в этих внутренних церквях или местах встреч или дверях между проявлением и различными аспектами дама дама дама дама - исконного барабана Шивы.

Эта дама дама дама - первоначальная вибрация, которая  структурирует и проявляет все  образцы вибрации. На одной стороне чакры, сторона проявления, - то, что мы называем миром чувств, мир внешнего опыта. С другой стороны чакры - образцы энергии мысли от барабана Шивы, которые лежат в основе и структурируют внешнюю вселенную. Путь Кундалини Шакти от основы спинного хребта через эти чакры к обители Шивы на Кайласе вершины головы - это дорога через всю вселенную.

Информация о работе Основные школы Шиваизма