Католицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Согласно Данным (обычно преувеличенным) западной печати, в середине 80-х годов число верующих католиков составляло около 800 млн. человек - приблизительно 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, — Ватикан, крохотное город-государство в центре Рима. Государство Ватикан (площадь - 44 гектара, протяженность границ - 2600 метров, население - около 1 тыс. человек) имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти, вплоть до небольшой гвардии и жандармерии.

Вложенные файлы: 1 файл

католицизм.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Напомним, что  античные христиане сформулировали девять основных положений вероучения. Восемь из девяти как бы по наследству перешли в католицизм : 1/ о Библии, 2/ о сверхъестественных существах (о  Троице, об ангелах, о бесах), 3/ о душе, 4/ о почитании пророков, апостолов и евангелистов, 5/ о природе Иисуса Христа, 6/ о первом пришествии Иисуса Христа, 7/ о втором пришествии Иисуса Христа, 8/ об искуплении. Не перешло только учение о загробной жизни, ибо в католицизме о загробной жизни сложилось другое представление.

Напомним далее, что в православно-католический слой как в православии, так и  в католицизме вошло шесть  основных учений: 1/ о посредничестве духовенства, 2/ об основных факторах спасения, 3/ об источниках вероучения, 4/ об отношении верующих к Библии, 5/ о почитании святых, 6/ о почитании икон.

Здесь следует  сказать, что в 1999 году католическая церковь внесла в учение о факторах спасения одно важное дополнение. Но чтобы  понять содержание и сущность этого  дополнения, надо знать вероучение лютеранства. Дело в том, что учение о факторах спасения - один из вероучительных барьеров, который разделяет католическую и лютеранскую конфессии. И дополнение 1999 года субъективно (т.е. в желаниях, стремлениях служителей культа) преследует цель преодолеть данный вероучительный барьер. Но удастся ли это сделать объективно? В реальной действительности? На этот вопрос может ответить только время. Это всё, что можно сказать об этом дополнении в данной главе. Более подробно читайте о нём в следующей главе.

В специфически-католическом слое можно выделить восемь основных положений. Первые пять отвечают точно  на те же вопросы, на какие отвечает вероучение православия. Но католицизм даёт другие ответы на эти вопросы. Это учения: 1/ об исхождении Бога - Духа Святого, 2/ о загробной жизни, 3/ об отношении духовенства к браку, 4/ о составе Священного Предания, 5/ о вкушении хлеба и вина (о причащении). Три других, которые имеются только в католицизме, можно назвать следующим образом: 6/ о верховной власти папы, 7/ о непогрешимости папы, 8/ о непорочном зачатии Марии.

 

Глава 2 Организационная структура и пропагандистский аппарат католицизма.

Сочетание светской и религиозной власти - редчайший  случай в истории новейшего времени. Светская власть папы в ее настоящей форме была установлена Латеранскими договорами 1929 г. между фашистским правительством Муссолини и папой Пием XI. По этому договору было создано государство Ватикан, признан его международный суверенитет, церковь получила ряд привилегий в стране и солидную финансовую субсидию.

В 1984 г. соглашением  между Италией и Ватиканом  ряд положений Латеранских договоров  подверглись изменению (отменены господствующее положение католицизма как "единственной государственной религии", обязательное преподавание религиозных предметов в школе и т. д.).

Папа через  посредство римской курии (центральный  административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит  всей церковью и ее многочисленными  организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира.

Главных католических иерархов -кардиналов и епископов - папа назначает из представителей духовенства  различных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей  среды папу, который, являясь, по католическому вероучению, "викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан", венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма.

Как суверенное государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями  с другими государствами. Во многих международных организациях (ООН, ЮНЕСКО и др.), в более чем ста странах аккредитованы папские дипломаты различных рангов и статусов (нунции, пронунции, интернунции, апостолические легаты), при папском престоле соответственно представлены правительства этих стран. Интересно, что Италия и Ватикан также обмениваются послами. Наличие суверенного города-государства облегчает пропаганду церкви о "независимости" папского престола от буржуазных государств, от капиталистического строя, а также создает благоприятные условия для активной деятельности папской дипломатии. В частности, во время войн, когда дипломатические связи между воюющими странами прерывались, Ватикан был удобным местом для закулисных сговоров и политических комбинаций. Так, во время второй мировой войны папская дипломагия добивалась заключения сепаратного мира между фашистскими странами и США и Англией в ущерб и против СССР.

Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая, идеологическая организация, оказывающая  большое влияние не только на мировоззрение  своих последователей - верующих, но и на социально-философские и этические теории буржуазных и реформистских деятелей. Играть активную роль в идейной и политической жизни современных буржуазных государств католицизму помогают особенности его структуры, исторические традиции и опыт, наличие разветвленной сети массовых организаций. Весь церковный аппарат с его огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, с многочисленными монашескими орденами (наиболее крупные объединения монахов, иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы -10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.), миссионерскими организациями, с его благотворительными и другими учреждениями используется для религиозного воздействия на народные массы. Всего католическая церковь имеет свыше 1,5 млн. монахов и монахинь, в том числе около 400 тыс. священников

Наряду с  разветвленным церковным аппаратом  католицизм в своей социальной практике использует и такие мощные средства пропаганды, как кино, радио, телевидение, печать, католические университеты и другие церковные учебные заведения и т. п. Общее же число принадлежащих католической церкви во всем мире периодических изданий (журналы, газеты) составляло в начале 80-х годов 4469 названий с годовым тиражом 1858197000 экземпляров.

Особое внимание уделяется идеологической обработке  детей. Так, в Италии непосредственно  церкви принадлежит около 25% всех детских  садов, а во всех частных и государственных  детских садах кадры состоят  на 70% из монахинь. Всего в Италии в ведении католической церкви находится около 4,5 тыс. учебных заведений. А во всем мире имеется свыше 28 тыс. католических учебных заведений всех рангов.

Важно отметить, что даже в тех буржуазных странах, где школа отделена от церкви и  религия не преподается в государственных школах (Франция, США), католицизм тем не менее имеет большое влияние в системе народного образования. Так, во Франции около 75% всех детей изучают катехизис. В этой стране каждый шестой ученик посещает католическую начальную школу, почти каждый шестой - католическую техническую школу.

Для деятельности католической церкви характерно привлечение  к выполнению задач социально-политического  характера наряду с духовенством также католиков-мирян. Мирские организации, действующие под контролем и руководством церкви, широко используются для вмешательства в общественную жизнь, для того, чтобы как-то влиять на внутреннюю и внешнюю политику государств. Католицизм располагает крупными политическими партиями (в Италии - Христианско-демократиче-ская партия, в Федеративной Республике Германии — Христианско-демо-кратический союз и Христианско-социальный союз, в Австрии - Народная партия, в Голландии — Народная католическая партия и т. д.), стоящими у власти в ряде капиталистических стран, профсоюзными, сельскими, молодежными, женскими и многими другими организациями. Эти организации под видом защиты общности интересов людей одного вероисповедания препятствуют объединению трудящихся в классовые организации, раскалывают ряды трудящихся, ряды рабочего класса.

Большинство мирских  католических организаций объединены в систему так называемого  Католического действия. Существуют организации Католического действия для мужчин, для женщин, для девушек, для юношей, для журналистов, для  учителей, для лиц с университетским образованием, для врачей, для санитаров и сиделок, для спортсменов и т. д. Секции Католического действия создаются по возможности при каждом приходе, при каждой епархии. Различные католические организации объединяются в масштабе всей страны в национальные, последние, в свою очередь, — в международные объединения. В общей сложности католические организации насчитывают десятки миллионов человек и действуют на всех континентах.

В. И. Ленин в  свое время указывал на "связь  классовых интересов и классовых  организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды" (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 28). Эту связь наглядно можно проследить на примере деятельности католических организаций в буржуазных государствах. При этом следует учесть, что и сама церковь является крупнейшим капиталистическим собственником. Она располагает огромными богатствами в виде банковского капитала, акций, земель (например, в Италии ей принадлежит около 500 тыс. гектаров, в ФРГ -около 250 тыс. гектаров земли); ее капиталы вложены в предприятия самых различных отраслей хозяйства многих стран - Италии, Франции, Португалии, Испании, Боливии, Перу и т. д. Только валютный и золотой фонд Ватикана составляет, по некоторым зарубежным подсчетам, примерно 12 млрд. долларов; крупными капиталистами являются и отдельные национальные католические церкви в буржуазных странах.

  • Глава 3 Особенности католического вероучения

  • По сравнению  с православием католицизм имеет  ряд особенностей в вероучении и  культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, "исхождение" духа святого не только от бога-отца, как учит православная церковь, но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося якобы наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Источником своего вероучения католики считают не только "священное писание" (Библию), но и "предание", церковную традицию, в которую они, в отличие от православных, включают не только решения первых Вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толковать Библию пользуется только церковь. Духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением о запасе добрых дел - божественной благодати, которую распределяют священники. Это обусловливает его привилегированное положение среди верующих католиков.

    Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или  погружения в воду, тогда как в  православии - только погружением в  воду. Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (у православных же - вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных - на квасном), при этом до недавнего времени только духовенство могло причащаться хлебом и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

    Широкое экзальтированное почитание богородицы и учение о  ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства  для воздействия на чувства и сознание верующих (активно используется, в частности, изобразительное искусство - фрески, статуи); чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных (процессы канонизации и беатификации проводятся и сегодня); строго централизованная иерархическая организация во главе с "непогрешимым" папой римским — таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Католицизм  как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.

    Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного  главу - папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.

    Католическая  церковь сегодня располагает  огромными финансовыми средствами, широкой сетью информационных систем, она финансирует и организационно поддерживает множество католических школ, колледжей, институтов и университетов, а также исследовательских центров в системе папской Академии наук. Она продолжает оказывать заметное влияние на духовное состояние народов всего мира.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список  использованной литературы

    Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1999.

    Католицизм. Словарь. М., 1991.

    Ковальский Я.В. Папы и папство. М.,1986 .

    Красиков А.А. Ватикан: история современности. М.,1991.

    Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988.

    Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1974.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Информация о работе Католицизм