История развития иконописи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
«образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
История развития иконописи в России………………………………………..5
Творчество Феофана Грека……………………………………………….......13
Творчество Андрея Рублева…………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список Литературы………………………………………………………...…21

Вложенные файлы: 1 файл

История развития иконописи в России.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В «Успении» есть деталь, которая как будто концентрирует  в себе драматизм происходящей сцены. Это свеча, горящая у ложа богоматери. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, свеча в иконе Грека кажется исполненной особого смысла. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у иконописца это больше, чем отвлеченный символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутить холодность, недвижность мертвого тела Марии. Мертвое тело - как сгоревший, остывший воск, из которого навсегда улетучился огонь - душа человека. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией.

В мировом искусстве  не много произведений, которые с  такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу.

Феофан владел также  искусством украшения книг.

Для произведений Грека  характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и четким конструктивным рисунком. Творчество и личность художника были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом».

Впоследствии Грек работал  в Москве, где создал мастерскую. Она стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.

Феофан Грек был, видимо, одним из учителей Андрея Рублева.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Творчество Андрея Рублева

Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.

Творчество Рублева3 сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

Иконописец продолжил  лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное  воздействие на него, несомненно, оказало  творчество Феофана Грека. Он наследует не только высокое техническое мастерство - для него, так же как для Феофана, иконопись - это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».

Однако в творчестве московского художника живописная концепция ХIV века подверглась коренной переработке. Феофановское «индивидуалистическое» начало - свободный, широкий мазок, эскизность исполнения - несвойственно живописи Рублева.

На формирование мировоззрения  иконописца большое влияние оказала  атмосфера национального подъема второй половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: жил в  Москве, воспитывался в светской среде. До 1390-х годов он учился и работал  в дружине московских художников. В зрелом возрасте (до 1405 года) принял монашеский постриг с именем Андрей в Троицкой Лавре, а впоследствии перешел в московский Спасо-Андроников монастырь. В 1405 году он совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля; в 1408 - вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.

Из фресок иконописца в Успенском соборе наиболее значительна  композиция «Страшный суд», где традиционно  грозная сцена превратилась в  светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Около 1408 года Рублев написал  иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Между 1422 и 1427 годом - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда художник и написал икону «Троица».

Сохранились и другие иконы - они выполнены в различных  манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

За 1427-1430 года Андрей создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова  монастыря. А 29 января 1430 года он скончался  во время морового поветрия и был  погребен возле колокольни в Спасо-Андроникове  монастыре.

Творчество Рублева  является одной из вершин русской и мировой культуры. О нем не забывают все последующее время:

1551 год - постановление  русского церковного собора («Стоглав»)  об объявлении иконы Андрея  образцом для художников;

1647 год - первое печатное  упоминание имени Рублева;

конец XVII века - глава в рукописном «Сказании о святых иконописцах», посвященная этому художнику;

1947 год - в Спасо-Андроникове  монастыре открыт Центральный  музей древнерусской культуры  и искусства имени А. Рублева.  Перед главным входом в него  находится памятник преподобному Андрею;

1960 год - всемирное  празднование 600-летнего юбилея иконописца  по решению ЮНЕСКО;

1988 год - канонизация  Собором Русской Православной  Церкви преподобного Андрея Рублева  «на основании святости жизни  и подвига иконописания» и  установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю;

также в честь Рублева  назван кратер на Меркурии.

Наивысшее творческое достижение Рублева - икона «Троица». Ныне ее знают  все - даже те, кто имеет самое  приблизительное представление  о русском искусстве. Ею гордится Третьяковская галерея как одной из своих драгоценностей. Художник создал эту икону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XV века, незадолго до смерти, а расчищена она была только в 1904 году.

Историческая канва  Рублевского шедевра - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.

В иконе поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой  воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее.

В основе философского замысла  «Троицы» - мысль о могущественной4 всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону «Троица» в ряд бессмертных творений мирового искусства.

Отойдя от канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью.

Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки  зрения, каждая из которых по-разному  раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.

Гармония всех элементов  формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования  как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

Художник воплотил в  «Троице» свой идеал, представление  о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

Духовная и художественная значимость русской  иконописи общепризнанна, и слава  её давно перешагнула границы  нашей страны.

 

 

      Было  бы неверно сводить значение иконы  лишь к функции историко – напоминательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность указывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологической устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человеческой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.

 

 

 Можно сказать, что активно провозглашаемое  понятие о светлых духовных началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской  иконы  на  всём  протяжении  её  существования.

 
 На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и  спады ярко отразились в русской  иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть  из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Ведь икона - это не только предмет культуры, определенной исторической эпохи, символ веры и религиозного поклонения, но и прочно вошедшая в  обиход русских людей традиция, которая  стала частью русской души. Да, это прошлое, но такое прошлое, без которого нет будущее. Икона сегодня просто есть, и будет - для каждого имея свою ценность - для кого-то художественную, для кого-то духовную, для кого-то – связь.

Список  литературы

1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

2.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.

3.Вздорнов Г.И. «Троица»  Андрея Рублева. Антология. - М.: Искусство, 1981.

4.Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств. Вып.1: От древнейших  времен по XVI век. Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985.

5.Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности древней Руси. Л., 1953.

6.Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993.

7.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

8.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начла XVI века. М., 2000.

9.Малицкий Н.В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. Л., 1932.

10.Малков Ю.Г. К изучению "Троицы" Андрея Рублева. М., 1987.

11.Языкова И.К. Богословие иконы. М., 2007.

 

 

1 . Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М.: МИРОС, РОСТ, 1997.

2 Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

3 Малков Ю.Г. К изучению "Троицы" Андрея Рублева. М., 1987.

4 Вздорнов Г.И. «Троица» Андрея Рублева. Антология. - М.: Искусство, 1981.




Информация о работе История развития иконописи в России