История развития иконописи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
«образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
История развития иконописи в России………………………………………..5
Творчество Феофана Грека……………………………………………….......13
Творчество Андрея Рублева…………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список Литературы………………………………………………………...…21

Вложенные файлы: 1 файл

История развития иконописи в России.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3

История развития иконописи  в России………………………………………..5

Творчество Феофана  Грека……………………………………………….......13

Творчество Андрея Рублева…………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….20

Список Литературы………………………………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Древнерусская иконопись  - выдающееся явление  мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие  же древние корни имеет искусство  иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего 
«образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на 
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой 
Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное  искусство античная гармония и чувство  меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности  слово «Икона» употребляется  для отдельных изображений, как  правило, написанных на доске. Причина  этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. 
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

 

В последующие столетия эта иконография оставалась в  древнерусском церковном искусстве  практически неизменной, хотя на большинстве  произведений изображалась еще и  процессия дев со свечами в  руках. Особым, отточенным совершенством  кристаллически ясных композиций, пропорций фигур, гармонией движения и цвета отличались иконы в праздничных рядах иконостасов- обязательных для каждого храма циклах икон главных православных праздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития иконописи в России

Первые  художники в России это были безусловно иконописцы, которые заимствовали технику иконописи от греческих мастеров иконы. Первые известные иконы- это несомненно каппонийские иконы, написанные такими мастерами древней иконописи как Андрей Ильин, Сергей Васильев, Никита Иванов. Первый иконописец1 информация о биографии которого дошла до наших дней- это монах Киево-Печерской лавры Алипий, причисленный к лику святых, живший в 12 веке и учившийся иконописи у греческих мастеров. Многие его работы были выполнены при сопровождении небесных знамений. Имена многих иконописцев не дошли до нашего времени и это вполне понятно. В отличие от западных художников Русские иконописцы часто не стремились указывать свое имя при написании икон, ибо пишет икону не художник, а бог его рукой, а указание своего авторства таким образом есть лишь проявление гордыни, которая является грехом. Но тем не менее слава некоторых мастеров иконописцев сохранила их имена ввиду того, что сам процесс написания икон сопровождался чудесными явлениями как у Алипия, либо их иконы были настолько удачно выразительными, что прориси с этих икон используются иконописцами и в наше время. К таким мастерам иконописи следует отнести Феофана Грека, жившего в 14 веке и Андрея Рублева жившего в начале 15 века. Андрей Рублев стал известен своими росписями церкви Благовещения на великокняжеском дворе во Владимире-на-Клязьме  и Благовещенского собора в Московском кремле. Прориси с его знаменитой троицы до сих пор используются иконописцами и честно говоря другой композиции этой иконы трудно себе представить. Школ обучения иконописи тогда не было и обучение строилось на передачи опыта от мастера к ученику, причем первыми такими мастерами были греческие художники. В 16 веке при Иване Грозном наряду с зодчими, скульпторами из-за рубежа выписывались и художники. В исторических документах упоминается о том, что и в царствование Федора Иоанновича, в России отмечалось наличие как живописных икон прекрасного качества, так и мозаик, выполненных русскими мастерами. Таким образом вплоть до царствования Алексея Михайловича иконопись являлась основным видом изобразительного искусства в России.

 

  Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к «оригиналу» (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

 

  Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой и в редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живописью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона.

 

  На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до принятия христианства. Об этом, в частности, свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны.

  При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX—XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.

  Из рукописных наставлений для художников-иконописцев более позднего времени (XVII—XIX веков) нам известно, что в выдержанном масле, сильно нагретом (250—325°), распускали (плавили) янтарь и получали янтарную олифу, создающую твердую, трудноразмягчаемую пленку. Подтверждение древности янтарной олифы дали археологические раскопки. Обломки изделий из янтаря и его кусочки обнаружены в Новгороде в 1973—1977 годах, когда там была открыта и изучена богатая усадьба, в которой в конце XII века находилась мастерская художника Олисея Гречина. В мастерской найдены деревянные дощечки с ковчегами, приготовленные для писания икон, фрагменты окладов, в большом количестве керамические чашечки для красок, маленькие стеклянные сосуды, кусочки разноцветных красок, золотая, серебряная и бронзовая фольга, смальта, воск.

  Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов.

  Первый слой — основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска бывает без паволоки. Очень редко основу под произведения желтковой темперы изготовляли только из холста.

  Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.

  Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение.

  Четвертый — защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время нередко используют смоляные лаки.

  Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже — почти всю ее поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.

  На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины «яичная темпера», или просто «темпера».

  Темпера (от итальянского «temperare» — смешивать краски) — живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.

  Техника желтковой темперы пришла в Россию из Византии в конце Х века вместе с искусством иконописи.

  Русские художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение «тереть краски», или «растворять краски». А сами краски именовались «твореными». С начала XX века твореными стали называть только краски из порошков золота или серебра, смешанных со связующим (твореное золото, твореное серебро). Остальные краски называли просто темперными.

 В каждом древнерусском храме иконам были отведены определенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы предназначались для иконостаса, другие — для помещения у нижних частей столбов и стен, третьи — для временного размещения в центре храма (на подставке — аналое) в определенные праздничные дни. Размеры икон, их тематика обусловлены их культовой функцией. Изготовляли иконы и для жилища, их помещали обычно в переднем или красном (то есть самом красивом) углу дома. Домовые иконы, как правило, имеют меньшие размеры, чем иконостасные и киотные (то есть иконы, которые ставили или подвешивали в храмах в специальных больших коробах — киотах). Аналойные иконы по сюжетам и размерам чаще всего совпадают с домовыми иконами.

  Большинство икон, хранящихся в музеях, происходят из храмовых иконостасов.

  Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке и закрепленных на специальном каркасе; глухая стена иконостаса отделяет алтарное пространство от основной части храма. С художественной точки зрения иконостас представляет собой одновременно и малую архитектурную форму в интерьере церкви, и целостный ансамбль станковых произведений живописи, объединенных на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы. В каждый ряд иконостаса входит значительное количество икон (до 12—15, иногда даже больше). В XVIII—XIX веках иконостасы нередко перестраивали, при этом некоторые старые иконы заменяли новыми. Поэтому в дошедших до нас иконостасах, как правило, находятся разновременные произведения живописи.

  Высокие иконостасы — это типично русское явление. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор.

«В домонгольское время  еще не существовало высоких иконостасов, которые появились не ранее XV века. Их заменяли мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находившимися между ними низкими парапетами и покоившегося на колонках архитрава. В центре помещался дверной проем, ведший в алтарь (так называемые царские врата, или двери). Если основываться на византийских параллелях, то иконы в это раннее время еще не размещались между колонками на парапетах. Их либо ставили вдоль стен (настенные иконы), либо укрепляли на восточных подкупольных столбах (настолпные иконы), либо помещали в отдельно стоящие киоты (тогда они нередко были двусторонними), либо водружали на архитраве (деисус). Несколько рядов икон, как в позднейших иконостасах, в это время еще не существовало. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настольными образами»

Информация о работе История развития иконописи в России