История развития эргономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:00, реферат

Краткое описание

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств).
Человек, машина, среда рассматривается в эргономике как сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно научной и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создание новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

История развития эргономики 2.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств).

Человек, машина, среда рассматривается в эргономике как сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно научной и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создание новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).

Предметом эргономики является конкретная деятельность человека (группы людей), использующего машины (технические средства), а объектом исследования система "человек (группа людей)-машина (техническое средство)-среда".

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Стремление раскрыть закономерности этого синтеза характеризует эргономику как науку особого типа. Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования: повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем и охраны здоровья людей, участвующих в трудовом процессе.

Методической базой эргономики является системный подход. На его основании возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем "человек-машина". При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методических приемов исследования. В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, физиологии и гигиене труда, в функциональной анатомии, кибернетике, системотехнике.

Объект исследования – новая научная дисциплина эргономика, предмет исследования – хронологические  периоды развития эргономики.

Целью данной контрольной работы является изучение истории развития эргономике в России.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы эргономики;

- описать периоды становления эргономики в России;

- проанализировать современное состояние эргономики в России и направления развития данной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития эргономики в России

 

1.1 Понятие, цели и методы эргономики

 

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда, возникшая и развивающаяся на стыке технических и естественно-научных дисциплин - психологии, антропологии, биофизики, физиологии, акустики, цветоведения, экологии [1]. Взаимодействие эргономики с другими науками представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимодействие эргономики с другими науками

 

Слово «эргономика» произошло от греческих слов ergon (работа) и nomos (закон), т.е. наука о трудовом процессе. Эргономика участвует в процессе проектирования и занимается оценкой задач, работы, продукции, окружающей среды и систем для того, чтобы гармонизировать их с потребностями, способностями и физическими возможностями людей (определение Международной эргономической ассоциации International Ergonomics Association) [2].

Впервые термин «эргономика» был предложен в 1857 году польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, который опубликовал статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе". Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда было организовано Эргономическое Исследовательское Общество. До этого в разных странах эта наука называлась по разному: «эргология» (СССР), «исследование человеческих факторов» (США), антропотехника (Германия), «технопсихология» (Франция).

Эргономика, в частности, изучает:

- скорость освоения новой техники;

- затраты энергии человека на  различную работу;

- производительность при различной  деятельности;

- интенсивность работы;

- взаимодействие людей на работе;

- планирование офисных помещений;

- создание оптимальной офисной  мебели;

- проектирование структуры компании;

- оптимизация графика работ, расписания  занятий;

- безопасность труда;

- гигиену труда;

- обеспечение комфортности рабочего  процесса;

- улучшение состояния водителя  за рулем автомобиля.

Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

Ми́кроэргономика (иногда её неверно упоминают как миниэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.

Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.

Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работа всей системы и всех элементов системы.

Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Таким образом, эргономика в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.

Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

Рассуждая о методах эргономического анализа, Е.Б.Моргунов выделяет следующие критерии для их типологии:

С точки зрения целей методы могут быть:

- аналитическими;

- проектировочными.

При этом аналитические методы должны применяться раньше проектировочных, так как в начале проводится выявление структуры деятельности, а уж потом разрабатываются мероприятия, делающие деятельность пользователя более эффективной.

С точки зрения «разрешающей способности» методов выделяются:

- производственные методы (используются, когда деятельность  «берется в полном объеме», в  процессе «ее реального выполнения»);

- лабораторные методы (если  анализируются отдельные составляющие деятельности).

Недостаток лабораторного подхода в том, что «частными характеристиками деятельности не видно самой деятельности». Поэтому лучше использовать два данных подхода в сочетании и разумном чередовании.

С точки зрения способа получения данных выделяются:

- объективные;

- субъективные методы.

Субъективные методы, используемые «непосредственно от людей», существенно дополняют данные, полученные «с помощью исследовательского оборудования» (объективные).

Выделяются также:

- эмпирические;

- экспериментальные методы  [3].

В эмпирических методах исследователь лишь тем или иным способом наблюдает и регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают активное воздействие на нее с помощью комбинаций тех или иных условий, признанных имеющими определенное значение.

 

1.2 Этапы развития эргономики в России

Развитие и становление эргономики в 20-е годы XX в. в СССР связано с возникновением научной организации труда (НОТ), видными деятелями которой были: А.К. Гастев (который в дальнейшем организовал Центральный Институт Труда (ЦИТ)), А.А. Богданов, О.А. Ерманский и другие.

В 1921 году состоялась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда где было предложено создать научную дисциплину – эргологию.  В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев на основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе.

В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но, прежде всего, общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.

В эти же годы был разработан проект Эргонологического института и начинают проводиться первые эргономические исследования.

Перспективные подходы к изучению и управлению трудовой деятельностью развивал Н.А. Бернштейн, который в 20-е гг. заведовал лабораторией биомеханики Центрального института труда. В 1926 г. ученый разработал и передал в Управление московских городских железных дорог проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая. Проект был принят и осуществлен.

Предпосылки комплексного подхода к изучению трудовой деятельности формировались в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений исследований. Так, Н.М. Добротворский в 1930 г. опубликовал анализ кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора, который не утратил своей актуальности и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы по изучению машин, применявшихся на различных заводах; завершилось данное исследование разработкой предложений по совершенствованию подъемно-транспортных механизмов.

Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.

Научно-техническая революция и последующий научно-технический прогресс привели к механизации и автоматизации производства и обусловили необходимость дальнейшего развития новой отрасли знания - эргономики.

Развитие эргономики во многом связано с модернизацией и усовершенствованием военной техники.

Эргономические исследования получают развитие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инженерия", "инженерная психология", "исследования личного состава". В это же время начались исследования по выявлению оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анатомы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

В послевоенные годы также проводятся различные исследования для рационализации изделий в авиапромышленности и судостроении. Последующие десятилетия эргономические исследования в нашей стране были приостановлены по ряду причин.

Начиная с 1960-х годов под флагом ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики) начинается новый этап развития эргономики в нашей стране. Под их началом создан первый отдел эргономики в России. Следует отметить, что наиболее востребованными и приоритетными на тот момент были исследования в производственной сфере. Производились исследования в области эргономики бытовой техники и мебели. Параллельно начинаются различные исследования в области эргономики в МГУ им. Ломоносова, в научно-исследовательских центрах космической медицины, НИИ гигиены труда. Среди российских ученых в области эргономики и инженерной психологии огромный вклад в развитие науки внесли В.Ф. Венда, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов, Д.А. Ошанин и ряд других специалистов.

 

1.3 Российское эргономическое общество

 

Российское общество эргономистов известное как Межрегиональная эргономическая ассоциация (МРЭА) произошло из Советской эргономической ассоциации (СЭА), образованной в 1986. Основателем и первым президентом СЭА был профессор А.И. Губинский. Членами СЭА были более 100 практиков и исследователей в области эргономики из всех советских республик (ныне независимых государств). СЭА проводила ежегодные всесоюзные конференции, в области проектирования, оценки и оптимизации функционирования систем, межрегиональные семинары по эргономики и эффективности ЧМС, симпозиумы по эффективности, качеству и надежности HMS. СЭА стала федеративным обществом, зарегистрированным IEA. В 1993 СЭА организовала первую между-народную конференцию ‘Эргономика в России, СНГ и мире’.

Межрегиональная эргономическая ассоциация была основана 7 августа 1995 года как правопреемник СЭА. МРЭА является некоммерческой общественной организацией, способствующей взаимодействию и сотрудничеству между всеми специалистами по эргономике, работающими в различных регионах России. Деятельность МРЭА включает в себя следующие основные направления:

способствовать развитию эргономики в России, взаимодействию с правительственными органами и министерствами;

поддерживать и отслеживать научно-исследовательскую деятельность и диссертации по эргономике;

распространять и обеспечивать обмен положительным опытом и стандартами по эргономике;

выполнять любые проекты, связанные с эргономикой;

организовывать конференции, научные мероприятия, способствовать коммуникации между российскими эргономистами (сайт, журнал);

популяризировать эргономику среди населения и лиц, принимающих решения в России;

поддерживать деятельность по обучению, подготовке и сертификации эргономистов;

развивать кооперацию с международными организациями (IEA, FEE) и националь-ными эргономическими обществами;

Информация о работе История развития эргономики в России