Ислам: характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

 

2.9 РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ

 

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей  на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение  в разных течениях в мусульманской  религии, в расколах и сектах.

Шиизм

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда (с.г.в.). Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма — вера в  то, что законными преемниками  пророка Мухаммеда (с.г.в.) — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке (с.г.в.). Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта  исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из до мусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась  секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" — убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного  предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор  известны как друзы (в Ливане).

Суннизм

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство  мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

Суфизм

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".

Движение тариката

С суфизмом было исторически связано  движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

Ваххабизм

В новейшее время усложнение социально-экономических  и политических условий вызвали  появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабизм сделался господствующей религией.

Бабтисткое движение

Религиозную оболочку приняло и  массовое недовольство городской бедноты  и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мухаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабтистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабтистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабтистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Махдисткое движение

Под знаком ислама происходили и  некоторые массовые освободительные  движения в колониальных странах. Самое  известное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.

 

 

2.10 Мекка и Медина

 

Мекка — священный город мусульман. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились.

В центре Мекки находится  главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба.

В долине рядом с Меккой устроен крупнейший в мире палаточный городок паломников Мина.

В Мекке в периоды наибольшей численности паломников нередко  происходят давка, пожары и прочие инциденты  с ранеными и погибшими. Так, в 1990 году в пешеходном тоннеле между Меккой и Миной погибло около 1,5 тысяч паломников.

Дата основания города точно неизвестна. Впервые упоминается  у Птолемея как Макораба. До зарождения ислама играла важную роль в торговле между Востоком и странами бассейна Средиземного моря, была религиозным  центром языческих племён Аравийского  полуострова. Здесь родился пророк Аллаха Мухаммед. Вскоре он завоевал Мекку и завещал мусульманам совершать паломничество к Каабе.

Османские султаны приняли  титул охранителей священных  городов Мекки и Медины, но влияние  их было ограниченным. Египетский паша, Мухаммед Али подчинил ее своему владычеству; в 1840 г. она перешла к Турции.

Находиться в городе не мусульманам строго запрещено законодательством Саудовской Аравии[1]. Однако в истории были некоторые исключения. Первым известным не мусульманином, посетившим Мекку, считается итальянский путешественник из Болоньи Людовико де Вертема (итал. Ludovico de Verhema), побывавший в Мекке в 1503 году. Одним из самых знаменитых не мусульман, посетивших Мекку, является сэр Ричард Фрэнсис Бёртон, совершивший хадж из Афганистана под вымышленным именем в середине XIX века. Также не мусульманами (в основном) были французские спецназовцы, которые по просьбе правительства Саудовской Аравии в 1979-м году освобождали захваченную террористами мечеть с заложниками.

Медина — второй священный город ислама, после Мекки. Её религиозное значение велико из-за присутствия в ней святыни пророка Мухаммеда у мечети пророка, известной как купол пророка или «зелёный купол», построенного рядом с домом пророка Мухаммада . Его дом позднее стал частью мечети, когда её надстроил халиф из династии Омейядов Абд аль-Малик.

В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Первая мечеть ислама также  находится неподалёку от Медины и  называется Мечеть Аль-Куба.

Многочисленные мечети в  обоих городах являются целью  паломничества большого количества мусульман. Не мусульманам запрещено находиться в городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСЛАМ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

Отношения пророка Мухаммада  с представителями других религий  наиболее удачно описывает аят из Священного Корана:

«Вам ваша вера, мне – своя»

О веротерпимости Ислама писали многие исследователи. К примеру, швейцарский востоковед Адам Мец (1869-1917г.г.) отмечает, что «наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства,…и жизнь покровительствуемых (т.е. христиан и иудеев) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина…», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». «Больше всего поражает в мусульманской империи огромное количество чиновников-не мусульман». «Покровительствуемые получали медицинскую помощь на равных правах с правоверными мусульманами». Говоря о веротерпимости в арабском Халифате, Адам Мец также отмечает, что она «…некая неизвестная в средневековой Европе».

Действительно, основополагающими  источниками Ислама – Священным  Кораном и Сунной (действия и высказывания Пророка (мир ему благословение) – декларирована веротерпимость.

В Священном Коране говорится (смысл): «Вы скажите, уверовавшие, что мы уверовали в Аллаха, в Коран, который ниспослан к нам, верим в Ибрахима, Исмаила, Исхака, в то, что ниспослано Якубу и его детям, и Тору, ниспосланной Мусе, Евангелие, ниспосланное Исе, и во все книги, ниспосланные другим пророкам от Аллаха Всевышнего, и все аяты. Мы не делаем различия между этими пророками (уверовав в одних, и отвергая других) и повинуемся Аллаху».

Об уважении и почитании  предыдущих пророков и их писаний  мусульманами красноречиво свидетельствует  и другой аят Священного Корана, смысл которого сводится к следующему: «Я дал Мусе Книгу закона и повелел через других посланников ей следовать. Я дал Исе, сыну Марьям, явные знамения (его посланничества) и укрепил Его духом святости».

Информация о работе Ислам: характеристика