Ислам: характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

События, связанные с арестом  Исы описываются выдающимся толкователем Корана Ибн Касиром. Он писал: «Когда Аллах послал Ису ибн Марьям к иудеям с ясными знамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил его Аллах. Тому, как он с соизволения Аллаха исцелял слепых и прокаженных, оживлял мертвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в нее жизнь: она превратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это они сочли его лжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха Иса не перестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своей матерью. Но они не удовольствовались этим и оклеветали его перед тогдашним правителем Дамаска - греком-язычником, который поклонялся планетам. Иудеи представили правителю это дело так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда Иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверили этому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем его вознесения».

Некоторые группы ранних христиан также, как и современные мусульмане, видели в Иисусе не Бога, а человека и пророка Божьего. Даже в поздний  период, уже в Римской империи  некоторые группы христиан не отождествляли  понятия «Бог» и «Иисус». «В одной из деревенских надписей Бог и Иисус Христос упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший это надгробие, воспринимал Иисуса как Мессию, посланного Богом, т. е. так, как воспринимали его многие первые христианские группы».  В одном раннем христианском апокрифе под названием «Дидахе», восходящим к началу II века, о распятии и воскресении Христа нет ни слова. Этот документ является кратким руководством по религиозному воспитанию и отправлению богослужения. Более того. Иисус в "Дидахе" назван не Богом и не "сыном Божьим", а "рабом Господним". "В греческом тексте здесь употреблено слово "пайс", которое обозначает  и "дитя", и "раб", т. е. человек, подчиненный кому-то".  

Далее, необходимо отметить, что Коран  не признаёт учение Иисуса вселенским (Коран, 3: 48). В Евангелии от Матфея, (15: 24) также есть сведения о локальном  значении миссии Иисуса: «Павла  «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». То есть миссия Иисуса была ограничена рамками одного народа.

 Превращение христианства в  мировую религию связано с  деятельностью поздних проповедников.  Особую роль в этом сыграл  Павел, усилиями которого была  своеобразно интерпретирована и  пересмотрена ветхозаветная традиция.  

В Коране признаётся эсхатологическая миссия Иисуса (Коран 43: 61). Здесь он также, как и в Библии называется Мессией (Масихом).

 Наконец, по мнению мусульман,  Иса в Коране предсказал пришествие  последнего пророка ко всему  человечеству - Мухаммада. Иисус  подтвердил правдивость Писания,  данного Моисею, и принес благую  весть о том, кто придет после  него. “И сказал Иисус, сын  Марии: “О сыны Израилевы! Я  Посланник к вам от Бога, подтверждающий  истинность того, что было ниспослано  до меня в Торе и благовествующий  вам о Посланнике, который придет  после меня, имя которого Ахмад” (Св. Коран, 61:6).

 Это является ещё одним  подтверждением того, что Исламская  религия появилась не на пустом  месте, а является естественным  продолжением идей и традиций  древнего монотеизма. Преемственность  веры является одной из главных  идей Ислама. Пророчество Мухаммада,  согласно мусульманским первоисточникам,  явилось логическим завершением  цепи пророчеств в истории человечества начиная с Адама4. Мусульманские ученые утверждают, что именно в это время, человеческая мысль достигла определённого прогресса, необходимого для осмысления и принятия пророчества и божественного откровения вселенской и глобальной направленности, в отличие от старых пророчеств к отдельным народам и племенам земли.  

Последние дни земной жизни Иисуса описываются по-разному. Однако в  Коране, переданном через Пророка  Мухаммада спустя шесть столетий после описываемых событий, Бог  раскрывает нам мистерию “смерти  Иисуса на кресте”, ставшую причиной многих теологических разногласий  и религиозных расколов среди  христиан. “И сказал Господь: “О Иисус, поистине, Я заберу тебя и вознесу  к Себе, удалю тебя от тех, кто  не уверовал, и возвеличу твоих  последователей над теми, кто не верует в Судный День. Потом ко Мне  будет ваше возвращение. Я рассужу  вас относительно того, в чем расходились  вы” (Коран, 3:55).

Иисус не был распят, а был живым  вознесен к Господу. Вот что говорится  об этом в авторитетном комментарии Ибн Кясира5 к Корану: “Когда Иисусу стало известно о намерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Господу, он вышел к апостолам и сказал: “Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятым вместо меня? Тот получит в Раю степень, равную моей”. Встал самый молодой из них и сказал: “Я!” Иисус отказал ему. Затем он еще раз встал и сказал: “Я!” Ему снова было отказано. Тот в третий раз встал и сказал: “Я!” Иисус ответил: “Хорошо, это будешь именно ты!” По воле Всевышнего, этому юноше был придан облик Иисуса, после чего сам Иисус был вознесен к Господу. Юноша же был распят вместо него”. Христианские хроники первых веков нашей эры даже называют имя того, кто добровольно согласился заменить Иисуса на кресте – Симон Киренеянин.*

Иудеи думали, что распяли Посланника Божьего. Однако это им лишь привиделось, и навлекли они гнев Божий на себя за то, “что не уверовали в Бога и  изрекли в адрес Марии великую  клевету, и за слова их: “Поистине, мы убили Мессию – Иисуса, сына Марии”. Они не убили его и не распяли, это лишь показалось им. И кто  заводит спор о нем, в сомнениях  пребывает. У них нет никакого знания об этом, и следуют они  лишь своим предположениям. Ведь, истинно, он не был убит. Напротив, вознес его  Господь к Себе, ведь Он Велик  и Мудр! Каждый из людей Писания  истинно уверует в него до смерти его. И в Судный День он будет свидетелем против них” (Коран, 4:156-159).

Последние слова о том, что все  люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Иисуса как Посланника Бога до смерти его, имеют эсхатологическую перспективу: не уверовавшие уверуют  в Иисуса во время его Второго  Пришествия до окончания его миссии и естественной смерти. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго  Пришествия Иисуса Христа, ибо он не умер и пребывает живым у Господа  своего, и вернется на землю до Конца  Света и Дня Воскресения.

“Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Израиля. И он, поистине, – знамение Часа” (Коран, 43:59, 61).

В этих коранических словах – свидетельство  того, что Второе Пришествие Иисуса станет знамением Часа – наступления  Дня Воскресения и Страшного  Суда. Именно Иисусу, великому Пророку  и Посланнику Бога по воле Господа  предстоит сыграть особую роль в  событиях грядущего Апокалипсиса6.

 

    1. Шариат

 

«Мусульманский образ жизни», «законы  веры», «правильный путь»- таков  смысл понятия шариат (буквально- «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат- это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина. Шариат не только регулирует внешнее поведение верующего, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного выполнения Божьего завета. Шариат является религиозно-этической основой фикха - мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения.

 

Правосудие, преступление и наказание.

В исламе все люди равны перед  законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.

Когда правосудие вершит истинный ислам - судья должен быть выше коррупции  и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более  того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения  дела, если он зол, голоден, беспокоен  или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками  до полного завершения дела и признания  их виновными. Никто не можно быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным  судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению  свободы по чужой вине или в  целях устрашения и усмирения  остальных граждан.

Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми. Многие европейцы считают исламское правосудие жестоким и варварским, обрекающим мусульман на бесчисленные смертные казни, порки и увечья. Такие события, как обезглавливание и отсечение рук, всегда попадают на страницы газет и приводят в ужас читателей, привыкших к тому, что в их стране с преступниками обращаются очень мягко. Следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующими этому состоянию преступлениями; не существует воровства; не существует супружеских измен; не существует жестокого избиения детей и стариков; не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствие преступности и беззакония.

Отсечение руки за воровство - это исламское наказание за воровство, но Ближний Восток отнюдь не переполнен однорукими людьми. В истинно исламском обществе абсолютно немыслимо само понятие воровства, и первым, наиглавнейшим сдерживающим фактором является то, что Аллах может видеть все деяния человека - и хорошие, и плохие, которые последовательно записываются в Книгу Судеб каждого правоверного и за которые всем впоследствии предстоит держать ответ в Судный день. Стыд- второй сдерживающий фактор, ибо весть о воровстве очень быстро становится общим достоянием, особенно в малых общинах.

Смертная казнь. В исламе существуют три категории преступлений, которые наказываются смер

тной казнью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и явная, откровенна хула ислама, грозящая подорвать основные устои веры.

В случае убийства ислам руководствуется  справедливым принципом - жизнь за жизнь, хотя это не означает, что отдельным  гражданам дозволяется самолично вершить суд в исступленной жажде мести. Наказание в виде смертной казни выносится только по приговору законного суда, после полной проверки умственного состояния убийцы, мотивов, обстоятельств и т.д. Пророк также даровал родственникам убитого право простить убийцу или принять денежную компенсацию и всячески поощрял людей к обретению в своих сердцах милосердия и взаимопрощения.

Говоря о смертной казни за хулу ислама, следует заметить, что мусульман  не приговаривают к смерти за измену вере. Никого нельзя обязать верой. И хотя многие религиозные группировки совершают подобный грех, стремясь насильно склонить других людей к вере, однако действуют они вопреки заповеди Аллаха, провозгласившего: « В религии нет принуждения».

Права женщин. Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям.

Мусульманские женщины не рассматривают  домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно  уверенными, в её жизненной необходимости  и значимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в  интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться - святая обязанность каждого мусульманина.

Мужское превосходство. Ислам предоставляет мужчинам право «превосходства» над женщинами только лишь в определённых, весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоинства», когда речь идёт, например, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую очередь тем, что в основном на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за её благосостояние.

Бракоразводные соглашения и законы о наследовании имущества во многих исламских странах приняты с  учётом финансовой, материальной ответственности  мужчин. Тем не менее, именно ислам  впервые и весьма недвусмысленно объявил не только о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых  прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в  замужестве.

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации  женщин - хиджаб, или головное покрывало. Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой". При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

Информация о работе Ислам: характеристика