Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:12, реферат

Краткое описание

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу.

Содержание

Введение
Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России
2. Правовые пробелы в религиозной сфере
3. Религиозная ситуация в современной России изменения, тенденции, противоречия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 

  1. Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России

2. Правовые пробелы в религиозной  сфере

3. Религиозная ситуация в современной  России изменения, тенденции, противоречия

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Говорить о взаимоотношении  политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений  личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного  общества, государственного строя, его  способность обеспечить демократические  права своих граждан, исключить  всякое - правовое и практическое - насилие  над их убеждениями, ущемление интересов  личности, народных масс, любое использование  личных убеждений и взглядов в  ущерб их носителям, в ущерб социальному  прогрессу. Уже сказанное позволяет  понять, что тут речь идёт о важнейшем  показателе демократичности и гуманности общества.

Упомянутые вопросы тем более  требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному  толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения  религии и политики. Именно поэтому  лишь тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны  эти различные трактовки и  действия, насколько они на деле демократичны и гуманны, наконец, в  чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку  ряда политических действий, наблюдаемых  сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически возникают  острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных  действий (Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на поверхности событий) фигурируют религиозные мотивы. Цель реферата: показать степень взаимодействия религии и права в формирующемся гражданском обществе и проанализировать сложившуюся религиозно-правовую ситуацию в России.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических  общественных отношений. В связи  с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми, придерживающийся различных мировоззренческих ориентаций, в том числе между верующими  и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями друг с другом и их отношений с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчётливо проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах “религии большинства”, “господствующей в данном регионе религии”, попытка создания политических объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России религиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т.д.

Определённые проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место “воинствующего атеизма” приходят элементы “воинствующего клерикализма”, которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так в частности, предпринимаются попытки поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как “Закон Божий”, “Основы религии”, изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентаций неверующие, представители различных вероисповеданий - ислам, иудаизма, православия и т.д.

 

1. Законодательное обеспечение  свободы совести и вероисповедания в России

 

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть - это категория этики, характеризующая  способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых  поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный  выбор своих убеждений и возможность  их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести  означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности  существования для индивида такой  области духовной жизни, куда не в  праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободы совести  означает признание необходимости  установления в социальном взаимодействии в межличностных взаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости).

Международные акты - документы ООН: “Всеобщая декларация прав человека” (10 декабря 1949 г.); “Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений” (25 ноября 1981 г.); “Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе” (15 января 1989 г.); “Парижская хартия для Новой Европы” (21 ноября 1980 г.) утверждает право каждого человека “на свободу мысли, совести, религии и убеждений”. Они послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон “О свободе вероисповеданий”, который гарантировал осуществление свободы совести в нашей республике. 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условия деятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равноправие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Равенство религиозных организаций перед законом; 3) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения; 4) Светский характер системы государственного образования.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий  как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические  убеждения, исповедовать любую религию  или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных  объединений от государства предусматривает  невмешательство государства, его  органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого закона доступ к  образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное  образование не преследует цели формирования определённого отношения к религии. Это означает, что в государственных  учебных заведениях не допускается  религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение  основ вероучения), хотя не исключается  изложение истории религии, её функции  в жизни общества и человека. В  равной мере недопустима и атеистическая  пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и  получение религиозного образования  возможно только на вне государственной  основе. С этой целью региональные организации имеют возможность  создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т.д. Аналогичные права  подразумеваются и для атеистических  организаций, хотя они не прописаны  в законе. В общеобразовательных  программах должно быть выражено отношение  взаимной терпимости и уважения между  гражданами, исповедующими религию  и не исповедующими её, между последователями  различных религий.

Все религии и религиозные объединения  равны перед законом, ни одна из них  не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями.

Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право  на религиозные убеждения и религиозную  деятельность. Статья 7 закона предусматривает  право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать  и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать  религиозные обряды, добровольно  вступить в религиозные объединения  и выходить из них. Статья 8 определяет религиозные объединения как  добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного  осуществления права граждан  на свободу вероисповедания. Они  имеют право образовывать региональные или централизованные структуры со своими органами управления и подразделениями. В статье 11 указывается, что религиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юстиции или его органах на местах. Статья 14 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.

Религиозные объединения могут  осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют  определённым вероучения и предусмотрены  уставом (положением) данного объединения. Раздел третий этого закона регулирует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

В новом законе “О свободе совести  и о религиозных организациях”  есть, на мой взгляд, и отрицательная  сторона. По этому закону религиозной организацией признаётся религиозная организация, у которой имеется подтверждение её существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное местными органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (статья 9 (2)). На сегодняшний день не все религиозные организации могут доказать своё существование на протяжении последних пятнадцати лет, здесь необходимо также учитывать и то, что примерно до 1991 года у нас в стране велась атеистическая политика и следовательно многие религиозные организации появились совсем недавно. Всё это наводит на размышления о том, что на отдельных местах могут быть созданы трудности для регистрации религиозной организации, то есть в очередной раз проявление бюрократизма. Можно даже сделать вывод, что в этом законе лоббируется православие, так как оно многие годы было единственной разрешённой религией. Может сложиться ситуация при которой органы местной администрации не признавая другие религиозные направления могут их попросту запрещать ссылаясь на существующий в законе пункт. Складывается монопольная влияние православной церкви на общество, что ограничивает свободу вероисповедания и является по сути отступлением от провозглашённой в Конституции права каждого человека на защиту своих прав и свобод.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе “О свободе совести и  о религиозных объединениях”, нашли  своё конституционное закрепление  в основном законе страны - Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское государство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статья 28 (2) гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Статья 29 (2) . Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

Статья 19 (2). Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин  Российской Федерации несёт военную  службу в соответствии с Федеральным  законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает  правовую норму, согласно которой гражданин  Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию  противоречит несение военной службы, а также в иных установленных  Федеральным законом случаях  имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. Пока не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма  Основного закона не действует.

 

2. Правовые пробелы в религиозной сфере

 

В настоящее время Конституция  РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР “О свободе совести и религиозных организациях” и “О свободе вероисповеданий” религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г. государство не только декларирует свободу совести, но и содействует защите вероисповедных свобод. С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате Уполномоченного по правам человека работает отдел по религиозным вопросам и культурным правам. В субъектах Федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями.

Информация о работе Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России