Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:12, реферат

Краткое описание

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу.

Содержание

Введение
Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России
2. Правовые пробелы в религиозной сфере
3. Религиозная ситуация в современной России изменения, тенденции, противоречия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

 

3. Религиозная ситуация  в современной России: изменения, тенденции, противоречия

 

Россия стала страной поликонфессиональной, религиозного плюрализма. Вот как  выглядит поликонфессионализм, или  религиозный плюрализм, на таблице, подготовленной (российским отделением МАРС — проф. Красиковым А. А.) на основе официальных данных Министерства

юстиции РФ о государственной регистрации  централизованных и местных религиозных  объединений России по состоянию  в 2002 г. (по федеральным округам):

 

Конфессии

Конфессии

Федеральные округа

РПЦ

Старообрядцы

Католики

Протестанты

Мусульмане

Иудеи

Буддисты

Прочие

Всего

Центральный

4030

74

30

1056

54

82

26

433

5785

Северо-западный

1026

18

39

561

15

24

8

111

1802

Южный

1154

27

42

673

860

30

47

166

2999

Приволжский

2570

83

28

642

1755

34

11

146

5269

Уральский

584

17

12

282

254

23

3

78

1253

Сибирский

834

29

90

557

89

31

90

156

1876

Дальневосточный

317

13

21

409

11

19

10

108

908

Итого

10515

261

262

4180

3038

243

195

1198

19892


 

В характеристике поликонфессионализма надо отметить его присутствие во всех субъектах федерации, на региональном уровне. Подтвердим это некоторыми конкретными данными, касающимися  той или иной региональной религиозной  ситуации. Возьмем хотя бы один из субъектов  федерации с преобладающим русским  населением и где всегда преобладало  православное население. К настоящему времени в Костромской области, кроме 170 организаций РПЦ, зарегистрированы 5 старообрядческих организаций, 2 иудейские, 1 мусульманская, 5 евангельских христиан-баптистов, 1 евангельских христиан, 5 христиан-адвентистов  седьмого дня, 12 христиан веры евангельской (пятидесятников), 2 Свидетелей Иеговы, 1 религиозная группа Новоапостольской церкви. Без регистрации действуют группы “Сахаджа-йоги”, “Хранители пламени” или “Наука изреченного слова”, религиозно-экологические общества “Единение”, и “Анастасия”. В Костроме также имеются представители Церкви сайентологии, Общества сознания Кришны, Веры Бахаи, католицизма и Церкви Объединения (Муна). По нашим наблюдениям за развитием религиозной ситуации такое многообразие существует во многих регионах России.

В России действует сильное правозащитное  движение. Немало общественных организаций  занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных  организаций, пожалуй, является Евразийское  отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Российская хельсинская группа, общественная организация "Мемориал” и др.

По мнению многих представителей правозащитного движения, ряда религиозных объединений, закон РФ 1997г. далек от совершенства. Более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона. Однако закон функционирует, на его основе регулируются государственно-конфессиональные отношения. В правительстве Российской Федерации создана и в течение нескольких лет работает группа по анализу и обобщению поступающих из регионов России предложений по совершенствованию закона. Предложения самые различные, есть над которыми следует задуматься законодателям, есть те, что вряд ли будут учтены, а есть и вовсе противоречащие конституционным принципам свободы совести. К примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России и приданию им особого статуса, предоставлением им отдельных льгот. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс. По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование.

Одна из благоприятных тенденций  в развитии религиозной ситуации — это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.

Необходимо указать на благоприятную  тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав. В доперестроечное  время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению  этих прав. К настоящему времени, начиная  с рубежа 80-90гг. ХХ века, уже рассмотрено  немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный  закон 1997 года поправки через Конституционный  суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и  выносил соответствующие решения.

В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно  на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.). В этот период во многих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии…(в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения по разным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения прав верующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения и соответствующей литературы. Только за последние несколько лет произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви “Слово Жизни”; в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети получили психологические и физические травмы; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви.

Существует несколько причин упомянутых рецидивов, самое главное из них  — это отсутствие должной толерантности  или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим  религиозным объединениям, но именно к тем, кому власти отдают предпочтение.

 

Заключение

 

Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своей  стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые  тенденции. Законодательство РФ о свободе  совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования. Поступают просьбы отдельных  верующих и правозащитных организаций  о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых  представителей госорганов и религиозно-общественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный  принцип о недопустимости в РФ какой-либо официально признанной религии  или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители духовенства (Московской патриархии) уже определяют православие как "господствующее в российском государстве”, обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных, учреждениях.

В государственно-конфессиональных отношениях наблюдается тенденция особого подхода со стороны государства к реализации принципа равенства всех религиозных объединений перед законом, предполагающего равное отношение к ним государственных структур. Уже выстраивается некая иерархическая модель предпочтений государственных организаций в отношении к религиозным объединениям (церквям и общинам) даже в содействии им в деле благотворительности и социального служения.

В Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки осуществления каждой личностью права на свободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы создания правовых гарантий для полного выражения каждым человеком собственного мировоззрения как фактора личной духовной свободы существуют, и их разрешение есть важнейшая задача государства и общества на ближайшие годы.

 

Список литературы

1. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

2. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 415.

3. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 1999. № 1. С. 9.

4. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореф. дис. … канд юрид. наук. М., 2000.

5. Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советское государство и право. 1989. № 2.

6. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство и право. 1989. № 6.

7. Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002. № 2.

8. Себенцов А.Е, Ковалев А.А., Калинин В.Н. Свобода религии для человека // Международная жизнь. 1990. № 12.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1996.

10. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

11. Кудрявцев А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века: конституционно-правовой аспект. Дис. канд. ист. наук. М.: РАГС, 1999.

12. См.: Колосова Н.М. Конституционно-правовой статус человека и гражданина // Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.

13. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. СПб., 2002.

14. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002.

15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

16. Ловинюков А.С. Свобода совести: анализ, практика, выводы // Государство и право. 1995. № 1.

17. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996.

18. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002.

19. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002.


Информация о работе Законодательное обеспечение свободы совести и вероисповедания в России