Система обеспечения прав пациента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – права и обязанности пациентов и медицинских работников и механизмы их защиты.
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов защиты прав пациентов в России, а также системы взаимоотношений медицинский работник-общество и медицинский работник-пациент и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание

Введение
1.Система обеспечения прав пациента в России
2. Система взаимоотношений медицинский работник-общество
3. Система взаимоотношений медицинский работник-пациент
Заключение
Список использованных источников
19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

система обеспечения прав пациента в России.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1. Система обеспечения прав пациента в России

    1.1. Понятие и виды прав пациента…………………………………………...4

    1.2. Нормативно-правовая база в области защиты прав пациентов………...6

    1.3. Виды нарушений и механизмы защиты прав пациентов……………….8

2. Система взаимоотношений  медицинский работник-общество……..11

3. Система взаимоотношений  медицинский работник-пациент………....13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы. Конституцией России установлено, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. В течение последнего десятилетия происходит процесс активной интеграции России в мировое сообщество. Наша страна признает готовность соблюдения мировых стандартов в сфере прав человека, из чего вытекает необходимость гармонизации законодательства и общественного устройства в соответствие с принципами современной цивилизации.

     В части 2 статьи 30 Основ Законодательства об охране здоровья граждан, указано: 'В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, либо - в суд'.

     Следовательно, законодательством предусмотрены  общий (обращение в суд) и специальный (обращение к должностным лицам  лечебно-профилактического учреждения и в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации) способы защиты прав пациента.

     Признавая значение судебной защиты прав пациента, вместе с тем не следует забывать и специальные способы защиты. К сожалению на сегодняшний день приходится констатировать, что указанные в законодательстве специальные способы защиты прав пациента не получили должного распространения. Во многом это связано с тем, что должностные лица лечебно-профилактических учреждений и профессиональные медицинские ассоциации не уделяют должного внимания разработке и апробации эффективных механизмов реализации их важной функции - защиты прав пациента.

     В этой связи представляется актуальным оценить механизм действующей системы защиты прав пациентов в России и предложить мероприятия по его совершенствованию.

     Объектом  данного исследования является область медицинского права РФ.

     Предмет исследования – права и обязанности пациентов и медицинских работников и механизмы их защиты.

     Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов защиты прав пациентов в России, а также системы взаимоотношений медицинский работник-общество и медицинский работник-пациент и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

     В соответствии с поставленной целью  в ходе работы решаются следующие  задачи:

- определяются  понятие и виды прав пациентов;

- рассматривается  нормативно-правовая база защиты  прав пациентов в России;

- определяются  виды нарушений прав пациентов  и изучаются механизмы их защиты;

- рассматривается  система взаимоотношений медицинский  работник-общество;

- изучается система взаимоотношений медицинский работник-пациент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Система обеспечения  прав пациента  в России

     1.1. Понятие и виды  прав пациента

     Практика  реформирования современного здравоохранения, функционирования страховой медицины и развития соответствующей законодательной базы идет по пути возрастания ответственности субъектов оказания медицинской помощи и страховой медицины за качество предоставляемой медицинской помощи, за нарушение установленных законодательством прав пациентов. Это определяет наличие большого круга лиц, заинтересованных в разработке универсального механизма обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи, позволяющего надлежащим образом разрешать конфликты, возникающие в связи с некачественным оказанием медицинской услуги.

     Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

     Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

     Говоря  о правах пациента, следует отдельно выделять права социальные и индивидуальные.

     Социальные  права в области охраны здоровья связаны с социальными обязательствами, возложенными на правительство, общественные или частные организации по разумному обеспечению всего населения медицинской помощью. Что является разумным в терминах объема и номенклатуры доступных услуг, степени совершенства и специализации медицинских технологий, определяют политические, социальные, культурные и экономические факторы. Социальные права также связаны с равной доступностью медицинской помощи для всех жителей страны или географического региона и устранением финансовых, географических, культурных, социальных, психологических и иных дискриминирующих барьеров.

     Социальные права – достояние всего общества. Они определяются уровнем развития общества в целом и, в какой-то мере, политической ориентацией на приоритеты в развитии общества.

     В отличие от социальных, индивидуальные права пациента легче определить и легче проверить их исполнение.

     Под индивидуальными подразумевают такие права, которые неотделимы от личности пациента. На сегодняшний день международная практика выработала оптимальный объем индивидуальных прав пациента, который адекватно проецируется при формировании или реформировании законодательства внутригосударственного уровня. Основными индивидуальными правами пациента являются:

     • право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи;

     • право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения;

     • право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства;

     • право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью;

     • право выбора и замены врача и лечебного учреждения;

     • право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента;

     • право на облегчение страданий и достойную смерть.

     Осуществление прав пациента предполагает наличие  механизмов их реализации и защиты.

     Реализация  прав пациента – это комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан.

     Выделяют  четыре формы реализации права –  соблюдение (воздержание от совершения запрещенных не правовых действий), исполнение (активное исполнение предусмотренных в праве обязанностей путем совершения положительных действий), использование (осуществление участниками регулируемых правом общественных отношений, своих прав, предусмотренных в нормах), применение (организация государством осуществления конкретными субъектами адресованных им правовых требований).

     Защита  прав пациента – комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается без соответствующей правоприменительной деятельности со стороны полномочных государственных и общественных организаций.

     Таким образом, обеспечение прав пациентов  – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов.

     В настоящее время наиболее заметной тенденцией практически во всех государствах является преобладание различных средств  внесудебной защиты интересов и прав пациентов над традиционно существующими судебными. При этом отмечается расширение участия различных организаций в обеспечении защиты прав пациентов и развитие эффективных механизмов и средств, защищающих права пациентов как потребителей медицинских услуг.

     1.2. Нормативно-правовая  база в области защиты прав пациентов

     Права и обязанности граждан при  получении медицинской помощи, ответственность, права и обязанности медицинских  работников при ее оказании в Российской Федерации регламентируются: Конституцией РФ. Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ. Федеральными законами РФ, Постановлениями Правительства РФ. Указами Президента РФ, нормативными документами Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также гражданским и уголовным законодательством РФ. Верховенство в данном перечне имеет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы. Уголовный и гражданский кодексы РФ в определенной мере служат средством защиты прав пациента. 
В отношении приказов и инструкций МЗ РФ следует отметить, что ведомство может участвовать в создании правил поведения участников правоотношений в соответствующей сфере, однако правом регулирования этих отношений оно не наделено, равно как и правом разрешения споров, возникающих при реализации таких правоотношений, ибо это прерогатива суда. 
         В комитете Государственной думы обсуждается и находится на доработке проект Закона "О правах пациента". В некоторых субъектах Федерации подобный закон уже принят, например, Закон Саратовской области "О правах пациента " от 20.03 1997 г.

     Далее перечислим основные нормативно правовые акты регулирующие правоотношения при оказании медицинской помощи.

Российское  законодательство

1) Конституция  РФ (от 12 декабря 1993 года); 
2) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. № 5487- 1); 
3) Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (от 28 июня 1991 года); Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О медицинском страховании граждан РСФСР" (№ 4741 от 2 апреля 1993 года); 
4) Закон РФ "О защите прав потребителя" (ст. 8 "О праве на информацию о товарах и услугах" от 1992 г.; с изменениями и дополнениями от 1996 г.); 
5) Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"' (от 2 июля 1992 года); 
6) Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (от 22 декабря 1992 г.); 
7) Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" (от 9 июня 1993 г.); 
8) Закон РФ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)'" (от 30 марта 95 г. № 38-ФЗ); 
9) Закон РФ "О лекарственных средствах" (от 22 июля. 1998 г. № 86-ФЗ); 
10) Закон РФ "О погребении и похоронном деле" (от 12 января 1996 г.); 
И) Закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" (от 17 сентября 1998 г). 
Международные правовые акты 
1) 1948 г. - ООН "'Всемирная декларация прав человека (ст. 25 Право на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание); 
2) 1966г. - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека"; 
3) 1976 г. - "Рекомендации Совета Европы по правам больного и умирающего"; 
4) 1979 г. -"Хартия по правам больничных пациентов" (разработана Комитетом ЕЭС); 
5) 1981 г, - "Декларация Всемирной медицинской ассоциации по правам пациентов" (г. Лиссабон). В 1995 г. на 47 - ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в нее были внесены поправки 
6) 1994 г. - "Декларация о развитии прав пациента в Европе" (г. Амстердам).

1.3. Виды нарушений и механизмы защиты прав пациентов

       Наиболее часто встречающимися нарушениями прав пациента являются:

  • необоснованный отказ от оказания медицинской помощи (отказ от госпитализации в стационар, отказ в оказании амбулаторной помощи, отказ от перевода из одного лечебного учреждения в другое, неоказание медицинской помощи в экстренных ситуациях, в частности, связанных с дорожно-транспортной, производственной, бытовой травмой);
  • оказание медицинской помощи низкого качества;
  • причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
  • нарушение условий и режима лечения;
  •   предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании;
  •   разглашение врачебной тайны;
  • необоснованное взимание или требование платы за лечение;
  • профессиональные и должностные злоупотребления со стороны медицинских работников;
  •   дефекты в оформлении медицинской документации.  
    Учреждениями, обязанными защищать права пациента являются:
  • администрация ЛПУ;
  •   министерство здравоохранения области;
  •   страховая медицинская компания, при условии, что пациент является обладателем страхового полиса, выданного данной компанией;
  •   территориальный фонд ОМС (если он выполняет функции страховщика);
  • прокуратура города или района;
  • суд (районный или городской).

Информация о работе Система обеспечения прав пациента в России