Дорелигиозные формы верований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:54, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следовательно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Предпосылки возникновения религии……………………………….. 3
2. Тотемизм…………………………………………………………………5
3. Фетишизм………………………………………………………………...7
4. Анимизм………………………………………………………………….9
5. Магия……………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

РЕЛИГОВЕДЕНИЕ.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

К ранним формам религии относится также и магия (в буквальном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.п.).

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.

Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам.

Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:

  1. материальный предмет (вещество), то есть инструмент;
  2. словесное заклинание — просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;
  3. определенные действия и движения без слов — обряд.

Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий.

Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. 

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Но важное значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».

 

 

 

 

 

                                 Заключение

Несомненно, что первобытные верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.

Вера в духов, нечистую силу, бессмертную силу – все эти модификации анимистических представлений первобытной эпохи.

Сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования легли в основу культовой практики всех религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому нельзя сказать, какая из вышеуказанных форм произошла раньше. Речь скорее должна идти о комплексе верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии преобладал тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большой склонностью к фетишизму.

Таким образом, если вопрос о времени возникновении религии до сих пор остается открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас форм  религиозных верований были достаточно хорошо изучены археологами, этнографами и религиоведами. Кроме того, анализ верований показал, что истоки следует искать в условие жизни наших отдаленных предков и в особенностях их сознания. Эволюция же религиозных верований и воззрений тесно связана с изменениями в общественной жизни, что подтверждается не только рассмотрением рудиментарных форм религии, но и всей истории.

 

Литература

1. Борунков Ю.Ф., И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др./ Основы религиоведения./ учеб.пособие; под редакцией Ю.Ф.Борунков;/ .- М.: Высш. шк.,  1994.- 368 с.

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

3. Миронов А.В., Бабинов Ю.А./ Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента;/ 328с.

4. Яблоков И.Н./ Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.

   

 

1. Покровская церковь. Религоведение  http://www.pokrovskaya-cerkov.ru/Pervobytnye_verovanij_i_ih_yvolyucij-10.html

           

 

 

1 Борунков Я. Н. Основы религиоведения _1994. С.73

2 Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

3 Покровская церковь. Религоведение  http://www.pokrovskaya-cerkov.ru/Pervobytnye_verovanij_i_ih_yvolyucij-10.html

 

 


Информация о работе Дорелигиозные формы верований