Брачно-семейные отношения в мусульманском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я поставила цель –показать какую роль семья играет в исламе, раскрыть особенности заключение и расторжения брака у мусульман, отношения между супругами, между родителями и детьми. Одним словом, я попытаюсь описать те основные моменты, на которых основываются брачно-семейные отношения, а также выделить характерные особенности, которые присущи мусульманскому праву и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика семейного права мусульман…………………………...5

2. Понятие и условия заключения брака. Временный брак ………………………8

3. Расторжение брака и его виды…………………………………………………12

4. Права и обязанности супругов ………………………………………………..15

5. Отношения между родителями и детьми………………………………………19

6. Наследование ……………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

     Наследование  между мужем и  женой :

     В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них. Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж.

     Если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

       Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

  Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

     Немалое место в шариате принадлежит  вопросам наследования по завещанию (васийат). Шариатский закон определяет два  основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам  и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство  прежде всего интересуется опекунами  и доверенными лицами, которые  должны быть, как этого требует  закон, набожными и справедливыми  в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся  к тому, чтобы опекунами и доверенными  лицами становились в первую очередь  мусульманские священнослужители.

     По  правилам шариата о завещании  наследники не только получают имущество  и другую собственность. На их плечи  сваливаются также долги и  невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить  обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии.  Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги .

  Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства - Касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев. Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества. Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов. В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

  Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

  Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

 

Заключение

      В заключении я хотела бы сделать вывод  о проделанной работе. Во время  написания курсовой работы основная моя задача заключалась в том, чтобы как можно более полно  раскрыть семейные и наследственные институты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили  мусульманскому праву ( по мнению же многих людей – немусульман институту  патриархальному и не имеющему право  на жизнь ) со временем приобрести мировое  значение.

      Мусульманская семья, по нашим наблюдениям, существенно отличается от понятия семья нашего, европейского общества. Она окружена предрассудками, отжившими свой век традициями, так например, право отца – и только отца – принудить дочь выйти замуж. Мусульманская семья – пожизненное родовое объединение, возглавляемое одним отцом.

      Мы  пришли к выводу, что существенно  отличается от европейской и структура  мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.

     Чем же объясняется наличие особых прав и привилегий главы мусульманской  семьи? По нашему мнению, его социальной значимостью в среде, где царит неуверенность, свойственная примитивным обществам. Лицо, назначением является обеспечивать одновременно внутренний порядок в социальной группе и защиту ее от внешний посягательств, достойно того, чтобы обладать правовыми полномочиями, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим лицом, подчиняются его праву. Замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы обуславливают применение иногда чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана.

     Мусульманское право, в том числе и гражданское  право мусульманских стран представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных  черт, оно доказало свою жизнестойкость в течении длительного времени  и заслуживает всестороннего, глубокого  дальнейшего изучения.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Из  Корана // Хрестоматия по истории  государства и права: История  государства и права зарубежных  стран / сост. Ю. А. Иванов, А.  В. Кирнос,

В. А. Колесников, В. Н. Чернышев. – Воронеж, 1999. – Т. 1: Древний Восток. Античный мир. Средние  века. – С. 560

2. Ахильгова  Эйза Салимовна .  Автореферат  «Семейно-правовое положение женщины  в мусульманских странах».  Москва, 2003. С.  21

3. Барковская  Е. Ю. Семейное право и законодательство  на мусульманском Востоке.  Восток, 2006. - №4. С. 140

4. Керимов Г.  М. Шариат – закон жизни  мусульман.  Москва, 2009. С. 512

5. Сюкияйнен  Л. Р. Мусульманское право : Вопросы теории и практики.

 Москва, 1986. С. 255

6. Шарль  Р.  Мусульманское право.  Москва, 1959 ( под редакцией Беляева)      С. 142 
 

Информация о работе Брачно-семейные отношения в мусульманском праве