Брачно-семейные отношения в мусульманском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я поставила цель –показать какую роль семья играет в исламе, раскрыть особенности заключение и расторжения брака у мусульман, отношения между супругами, между родителями и детьми. Одним словом, я попытаюсь описать те основные моменты, на которых основываются брачно-семейные отношения, а также выделить характерные особенности, которые присущи мусульманскому праву и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика семейного права мусульман…………………………...5

2. Понятие и условия заключения брака. Временный брак ………………………8

3. Расторжение брака и его виды…………………………………………………12

4. Права и обязанности супругов ………………………………………………..15

5. Отношения между родителями и детьми………………………………………19

6. Наследование ……………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

     Коран предписывает мужу воздерживаться от дурного обращения с женой  и от чрезмерной жестокости в отношении  ее, допуская в тоже время физические методы воздействия в качестве исправительного  наказания, поскольку жена обязана  подчиняться мужу. Коран гласит: « Тех ( жен ), непокорности которых  вы боитесь, увещевайте и покидайте  их на ложах, и ударяйте их…». 9

     Обязанности жены перед мужем:

     Согласно  исламской традиции, после заключения брака жена поселяется в доме своего мужа и с этих пор она обязана  повиноваться ему и воздерживаться от всего, что ему не нравится. Ослушаться мужа можно только в том случае, если он велит совершить грех и  богопротивный поступок.

     Ислам ставит повиновение мужу в один ряд  с повиновением Аллаху и выполнением  обязательных религиозных обрядов. Добропорядочная жена-мусульманка  являет собой образец благонравия  и покорности мужу. Она избегает любых поступков, вредящих общественным интересам мужа или его репутации, бережливо относится к его  имуществу, не раскрывает другим его  секретов. 

     Особое  внимание ислам уделяет поведению  жены в присутствии супруга. Благовоспитанной жене не подобает дерзить мужу, хмуриться  при виде его, встречать его в  неопрятном виде. 

     К обязанностям жён также относится  ведение домашнего хозяйства. Согласно исламу, рождение и воспитание детей, уход за мужем и ведение хозяйства  составляют основу социальной деятельности женщины. В соответствии с существующими  обычаями мусульманка может выходить из дома без разрешения мужа, чтобы  проведать родителей и поухаживать  за ними. С разрешения супруга она может работать при условии, что тем самым она не наносит вреда интересам семьи и общества. Посещение женщиной мечетей и образовательных учреждений также считается дозволенным. 
 
 
 
 
 
 

    5. Отношения между  родителями и детьми

   Дети  для мусульман чрезвычайно желанны  и любимы, они считаются драгоценным  даром и доверием Бога. Многие пары имеют много детей, поскольку  они искренне любят их и хотят  иметь несколько, а о таких  парах, которые сознательно остаются бездетными, среди мусульман неизвестно. Рождение детей считается желательным  и поощряемым. Для мусульманина или  мусульманки их ребенок – это  бесценное сокровище, Божий дар. Нежность к детям мусульман всего  мира общеизвестна.

   Так, материнская роль мусульманской  женщины признается невероятно важной, наиболее серьезной и ответственной  ее обязанностью. Материнство –  не только достаточно благодарная роль для того, чтобы ухаживать за женщиной и давать ей огромное удовлетворение, оно также обеспечивает ей высокий статус и положение в обществе. Ислам признает величие долга человека перед своими родителями, особенно перед матерью, его первой жизненной школой. 

  Рождение ребенка – это событие, вызывающее огромную радость и благодарность, разделяемую родственниками и друзьями. Родители и их дети как правило весьма близки друг другу эмоционально и физически. Наилучшим питанием для ребенка считается грудное вскармливание, которое при желании или возможности может длиться до двух лет. Матери (как и отцы) часто спят вместе со своими маленькими детьми для того, чтобы обеспечить им наилучший уход и наибольшую безопасность, понимая, что ребенок нуждается в своей матери как в пище и воздухе ночью не менее чем днем. Таким образом, мусульманские дети в большинстве случаев растут в атмосфере величайшей любви среди широкого круга родственников.

     Воспитание  и обучение начинаются очень рано. Их цель – вырастить ребенка здоровой исламской личностью, обладающей хорошим  характером и высокой нравственностью, прочными исламскими принципами и познаниями, должным исламским поведением и  всеми качествами, необходимыми для  зрелого и ответственного выполнения всех требований жизни. Такое обучение предполагает не просто некий набор требований, но, что гораздо более важно, живой пример неуклонного подчинения Богу посредством искреннего и сознательного следования исламским учениям, подаваемый родителями. Неотъемлемой частью такого воспитания, начинающегося с самых юных лет, является покорность, уважение и предупредительность по отношению к самим родителям и воплощение в жизнь известной мусульманской пословицы «Что угодно родителям – угодно Богу».

       В детях очень рано воспитываются совесть, порядочность и ответственность, и с юного возраста он уже может следить за своими собственными поступками. Поэтому, когда родители-мусульмане дают наставления своему ребенку, он сразу понимает, что те правила, следование которым от него требуют, – это не просто их собственные пожелания, а Божьи законы, которым его родители повинуются точно так же, как и он. Родители (при наличии у них выбора) отдают ребенка в такую школу, которая лучше всего отвечает задаче его полного обучения, следят за тем, с кем он дружит и что делает, в то же время поощряя с его стороны всяческую активность и заинтересованность. Исламское воспитание цельно: оно охватывает исламские концепции, принципы, отношения, ценности, моральные нормы, манеры и поведение. Одна из причин того, почему мусульмане придают такую важность «семье», в частности, в вопросе выбора супруга, заключается в том, что воспитание человека прежде всего зависит от семьи, и поэтому на семью, живущую высоким стандартом и имеющую хорошую репутацию, как правило, можно положиться в том, что касается воспитания добропорядочных молодых людей, как юношей, так и девушек.

     Как уже упоминалось, молодые мусульмане считаются Исламом ответственными перед Богом за свои поступки со времени достижения ими половой  зрелости. Таким образом, в том  возрасте, когда многие молодые люди на Западе заняты приятным времяпровождением, своей внешностью, сексом, наркотиками или алкоголем, сознательная мусульманская молодежь уже обладает высокой ответственностью, страхом перед Богом во всех своих поступках и всячески старается отстраниться от всего, что известно им как вредное и запретное. Начиная с подросткового возраста юноша хорошо сознает свою будущую роль мужчины в семье и постепенно морально готовится к ней, хотя еще в течение нескольких лет он не может жениться, а девушка готовит себя к роли жены, матери и домашней хозяйки, пусть даже до замужества она в течение какого-то времени будет продолжать учиться. В наше время великих стрессов родители являются для молодых мусульман величайшим источником поддержки, понимания и наставления на путь истинный, демонстрируя им на собственном примере, как нужно стремиться к поставленной цели, пусть трудной, но достижимой. Они даруют им любовь и тепло, то есть прочнейшую защиту от всех опасностей.  

     По  мере того, как молодой мусульманин  набирается опыта и знания жизни, работает, женится и заводит детей, любовь и преданность между родителями и детьми никоим образом не ослабевает. Теперь, обладая собственным опытом, он понимает, что пришлось пережить и чем пожертвовать его родителям  для того, чтобы привести его в  этот мир и воспитать, особенно если он был воспитан убежденным мусульманином, и теперь симпатия и понимание  между ним и родителями существуют уже на взрослом уровне. И хотя их пути естественным образом расходятся, когда молодой человек начинает жить в собственном доме со своей  женой или девушка уходит в  дом своего мужа, новые родственники не занимают места родителей в  привязанностях молодых людей. Для  мусульманских сына и дочери любого возраста любовь к родителям –  это не подарки или открытки ко дню рождения матери или отца, преподносимые  раз в год, а постоянное и непрерывное  чувство, длящееся всю жизнь. Несмотря на то, что они могут жить в  разных домах или местностях, а  то и в разных уголках земли, родители и дети остаются членами одной семьи, объединенной прочнейшими узами долга и привязанности.

     То, что родители стареют и их жизненные  силы угасают, не расценивается детьми как повод удалить их куда-нибудь, где они перестанут докучать и  чего-то требовать. В мусульманских  странах, фактически, нет таких заведений, как дома престарелых; о стариках обязательно заботятся их дети или, если они бездетны, другие родственники. Мусульманин не считает это бременем, даже если такая забота потребует  от него массы времени, сил или  средств; наоборот, он считает ее исламской  обязанностью, долгом перед родителями.  Сама мысль о том, чтобы поместить  старых людей в «дом», на деле являющийся подобием тюрьмы, где они вынуждены  будут вести ограниченный образ  жизни и умрут в одиночестве  и отчаянии, чтобы не быть обремененным заботой о них, представляется мусульманину совершенно варварской и бесчеловечной, эгоистической, неблагодарной расплатой  за все то, что они для него сделали, когда он был еще более  беспомощен, чем они сейчас. Он и  подумать не осмелится, что попадет  в Рай, так поступив с ними, или  со своими тестем и тещей, или с  другими пожилыми родственниками, которые  для него почти то же, что и  родители. Совершенно очевидно и понятно, что когда родители достигают  этой жизненной стадии, наступает  очередь детей заботиться о них.

     Таким образом, взаимная любовь, сочувствие и симпатия между родителями и  детьми продолжаются всю жизнь. Когда  к родителям приходит смерть, пусть  даже они были стары и немощны  и все со дня на день ждали этого  часа, дети с глубокой болью и  жалостью оплакивают их. Такой пример вдохновляет их собственных детей  и внуков в будущем. Поистине, обязанности  детей не заканчиваются со смертью  родителей, поскольку дети всю свою жизнь будут поминать их в своих  молитвах и просить у Бога милости  для них. 
 

6. Наследование

     Основы  мусульманского наследственного права  исходят из Корана. Мусульманское  наследственное право весьма сложно и очень характерно для системы  права, гораздо легче разрешающей  казуистические вопросы, чем устанавливающего абстрактно-синтетические положения.

     Наследственное  право находится в центре внимания мусульманского законодательства. Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.

  Что касается групп наследников, то характерной чертой мусульманского права о наследовании является отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников - в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.

     Наследники  покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников - это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д. Рассмотрим отдельно каждую группу наследников:

     Первая  группа наследников:

     Если  наследник первой группы у покойного  всего один (отец или мать, или  единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком. Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын и одну - дочь. Если же у покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т. е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери. Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть – мать.

     Вторая  группа наследников:

     К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети. Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники - несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии. Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают.  

     Третья  группа наследников:

     Эта последняя, «резервная» группа наследников  состоит из дядьев и теток покойного  по отцовской и материнской линиям и их детей. Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй групп, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участвуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет наследников и третьей группы.

Если  наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного  по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного  несколько дядьев и несколько  теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два  раза больше чем теткины. Наследство между дядьями и тетками покойного  по материнской линии делится  поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается  и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей. Наследники покойного по отцовской  линии получают больше, чем наследники по линии материнской, что еще  раз подтверждает неравенство полов  в наследственном праве мусульман.

Информация о работе Брачно-семейные отношения в мусульманском праве