Брачно-семейные отношения в мусульманском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я поставила цель –показать какую роль семья играет в исламе, раскрыть особенности заключение и расторжения брака у мусульман, отношения между супругами, между родителями и детьми. Одним словом, я попытаюсь описать те основные моменты, на которых основываются брачно-семейные отношения, а также выделить характерные особенности, которые присущи мусульманскому праву и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика семейного права мусульман…………………………...5

2. Понятие и условия заключения брака. Временный брак ………………………8

3. Расторжение брака и его виды…………………………………………………12

4. Права и обязанности супругов ………………………………………………..15

5. Отношения между родителями и детьми………………………………………19

6. Наследование ……………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика  семейного права мусульман…………………………...5

2. Понятие и  условия заключения брака. Временный  брак ………………………8

3. Расторжение брака и его виды…………………………………………………12

4. Права и обязанности супругов ………………………………………………..15

5. Отношения между родителями и детьми………………………………………19

6. Наследование ……………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Современная наука глубоко и всесторонне  изучает проблемы   семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время  находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается  как основная ячейка, в которой  формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья – необходимый  элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и  духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психологическое состояние  членов общества зависит главным  образом от семьи. Семья большое  благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной  степени предопределяет семейный образ  жизни ребенка в будущем.

     Абсолютно бесспорным является утверждение, что  брак занимает центральное место  в институте семьи, поскольку  имеет основополагающее значение для  возникновения не только отношений  супружества, но и иных отношений, складывающихся между членами семьи (родительство, свойство). Институт брака без преувеличения  можно назвать ключевым в науке  семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его  основой. Безусловно, во все времена  институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства  и церкви, но и со стороны общества.

     Тема  « брачно-семейные отношения» - одна из основных тем в международном  праве. Так ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек. Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата, его гражданско– правовых норм в этой системе – играют первостепенное значение. Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных отношений. Вместе с тем, следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих отношений.

   Выбирая тему своей курсовой работы,  я  прежде всего руководствовалась  её актуальностью, которая обусловлена  следующими обстоятельствами:

  1. Культура арабских стран, в том числе семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации.
  2. Начиная со второй половины прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс, наблюдаемый в ряде стран Среднего и Ближнего Востока.
  3. Процесс исламизации накладывает свой отпечаток и на брачно-семейные отношения в мусульманских странах.
  4. Интерес к сравнительно-правовым исследованиям брачно-семейных отношений в различных странах не только не ослабевает, а усиливается,              

    охватывая широкий круг ранее не изучаемых  вопросов названной сферы.

          В своей курсовой работе я поставила цель –показать  какую роль семья играет в исламе, раскрыть особенности заключение и  расторжения брака у мусульман, отношения между супругами, между  родителями и детьми.  Одним словом, я попытаюсь описать те основные моменты, на которых основываются брачно-семейные отношения, а также выделить характерные  особенности, которые присущи мусульманскому праву и нигде в такой степени  больше не проявляются.            
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика семейного права мусульман

     В исламе основным субъектом права  является не индивидуум, а семья. Воля отдельной личности должна склоняться перед волей главы семьи, и  хотя глава мусульманской семьи  не властен над жизнью и смертью  детей и жены, как это предусматривалось  римским правом, он, однако, облачен  большими полномочиями. Исламское построение семьи таково, что она является пожизненным родственным объединением, возглавляемым одним отцом: когда  отец умирает, наступает время нового харема (гарема), не являющегося преемником предыдущего. При такой системе  фамильное имя не имеет никакого значения: каждый носит лишь своё имя, к которому присоединяют имя его  отца ( Мухаммед ибн Брахим, то есть Мухаммед сын Брахима ). Этого достаточно, чтобы отличать одного человека от другого на время существования  данной семейной группы.1

     Основными источниками мусульманского семейного  права, как и мусульманского права  в целом, являются: Коран, сунна ( изречения  и деяния Мухаммеда), кияс ( умозаключение  по аналогии ), иджма ( согласованное  мнение крупных правоведов и богословов ), фетвы ( юридические заключения высших духовных лиц ), адаты ( традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам ). 

     Семейные  отношения регулируются рядом институтов « права личного статута». Известно, что эта отрасль наиболее тесно  связана с религиозными и нравственными  нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями широких  масс населения мусульманских стран.2 «Традиционно-исламское отношение к семье основывается на священных истоках. Вторгнуться в сферу шариатского регулирования семейных отношений – значит посягнуть на устои, освещаемые многовековой традицией, скрепляемые шариатским судопроизводством, ревностно поддерживаемые сословием мусульманских духовных лиц.»3

     Моральные  и этические нормы шариата  запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. От мусульманок требуется закрывать  тело и волосы от посторонних мужчин. Находиться в безлюдном месте  вдвоем посторонним женщине и  мужчине запрещено, даже если они  находятся там для молитвы.

     Брак  в исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. Их естественное влечение друг к другу  – не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах  супружеской пары, как великое  напоминание о Себе. С самых  истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это  источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к  женам. Мусульманская религия рассматривают  безбрачие как нежелательное  состояние, а брак как религиозную  обязанность мусульманина. Так как  согласно преданию, Мухаммед женился  на Айше, когда ей исполнилась десять лет, этот возраст был признан  как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин  не имел права вступать в брак с  неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этого условия, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку  предполагалось, что муж обратит  свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено  выходить замуж за иноверца.

     Коран признавал за мусульманином право  иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали  его положению. На практике содержать  несколько жен, а тем более  специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки общества.

     Мусульманская религия обосновывала приниженное  и зависимое положение женщины  в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указание в Коране: « Мужья стоят над женами за то,  что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества .»4 Она не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Её право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и условия заключения брака. Временный брак

     «Законный брак» является объектом подробной  регламентации, в которой характерно переплетаются юридические идеи и мусульманские обычаи.

    Вообще, понятие «брак» ( акд ) шариатом определяется следующим образом: брак – это  заключение договора, по которому женщина  перестает быть посторонней, «запретной»  для мужчины, с которым она  вступила в брачный союз. Брак в  своем истинном смысле – неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха. Цель брака состоит в создании семьи и продолжении рода.

    Однако, согласия мужчины и женщины недостаточно для бракосочетания. Как для постоянного, так и для временного брака  требуется прочитать формулу  бракосочетания и заключить брачный  договор.

    Формулу бракосочетания читают жених и невеста  или их доверенные лица, которыми могут  быть как мужчины, так и женщины. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме: первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха.

    Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих четырех  условий:

    1. Формула бракосочетания должна  быть произнесена на правильном  арабском языке. Лишь в виде  исключения (если арабского языка  не знают ни жених и невеста,  ни их доверенные лица) допускается  прочтение ее на другом языке.

    2. Читающие формулу (жених, невеста  или их доверенные лица) должны  быть совершеннолетними и в  здравом уме.

    3. При произнесении формулы необходимо  упомянуть имена невесты и  жениха. Например, если отец невесты,  читающий формулу бракосочетания  за дочь, обращается к жениху  со словами: «Я считаю одну  из моих дочерей твоей женой», брачный договор считается неверным, ибо неясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском Востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

    4. Жених и невеста должны быть  согласны на брак, а не принуждены  к нему. Однако если невеста  внешне и проявляет отвращение, но «в душе согласна», брачный договор признается верным .

    Следует отметить, однако, что последнее  положение нередко не соблюдается  и этому способствуют законы шариата. Этические и моральные нормы  ислама создают психологический  барьер для молодых девушек. Довольно часто и родители выдают своих  дочерей замуж насильно, не спрашивая  их мнения, чему также способствует шариатский закон, допускающий чтение формулы бракосочетания родителями жениха и невесты. И часто они  обходят мнение жениха и невесты, особенно когда последние очень  молоды, а на мусульманском Востоке  детей женят очень рано. В шариате  есть прямое указание на возможность  заключения брачного договора без согласия жениха и невесты. Для этого нужно  лишь, чтобы они согласились на брак после его заключения. И тогда  брачный договор также считается  действительным.5

   Действительность  брака  по мусульманскому праву обусловлена  сочетанием следующих  условий:

  • Отсутствием прямых препятствий
  • Согласим конкретных лиц
  • Определение выкупа
  • Соблюдение определенных формальностей

   Большинство препятствий, делающих брак невозможным  или требующих его отсрочки, основаны на запрещении кровосмешения в случае кровного родства, к которому мусульманское право приравнивает и “родство по молоку”, запрещая брак между молочными братьями и сестрами ( если они были хоть раз допущены к груди одной и той же кормилицы ).

     Что касается возраста новобрачных, то достаточно, чтобы будущие супруги достигли половой зрелости (в противном случае их согласие явится недействительным). Но это физиологическое условие не является необходимым, когда речь идет о браке на основании джебра, то есть принуждения вступить в брак. По мусульманскому закону согласие на брак должно исходить лишь от жениха и невесты, которые при этом могут, ( а невеста обязана ) выразить свою волю через  опекунов или доверенных лиц.   Во многих мусульманских странах, как того требуют мусульманские традиции, значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты ( в отдельных случаях и жениха ) функции которого выполняют ее отец или другие ближайшие родственники. Как правило, требуется, чтобы опекуном было лицо, находящиеся в здравом рассудке совершеннолетнее лицо.

Информация о работе Брачно-семейные отношения в мусульманском праве