Реинжиниринг бизнес-процессов ОАО «Альфа-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение инжиниринга бизнес-процессов.
Для достижения цели в работе были поставлены задачи:
изучить понятие реинжиниринга, рассмотреть свойства и ключевые характеристики реинжиниринга бизнес-процессов;
провести сравнительную характеристику совершенствования и реинжиниринга бизнеса;
исследовать процесс проведения реинжиниринга бизнес – процессов;
рассмотреть на конкретном предприятии процесс реинжиниринга бизнес-процессов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.1. Сущность реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.2. Процесс проведения реинжиниринга бизнес – процессов 8
2. Реинжиниринг бизнес-процессов на примере ОАО «Альфа-Банк» 11
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 11
2.2. Процесс реинжиниринга ИТ-архитектуры хранилища данных в ОАО «Альфа-Банк» 14
Заключение 17
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реинжиниринг бизнес-процессов.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим структуру активов ОАО «Альфа-Банк» (таблица 3):

За 2009 год совокупные активы группы снизились на 20,0%  по сравнению с 2008 годом, причиной чего стали последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры в прошедшем году. В то же время совокупный капитал вырос на 25,6% благодаря увеличению акционерного капитала на и положительному финансовому результату. Совокупная прибыль значительно увеличилась с 42 млн. долларов США на конец 2008 г. до 216 млн. долларов США на конец 2009 г., основной причиной роста стали хорошие результаты инвестиционного бизнеса, которые были частично скорректированы снижением чистого процентного дохода в связи со снижением кредитного портфеля вместе с консервативной политикой резервирования Банковской группы «Альфа-Банк». В 2009 г. доля провизий на возможные потери по ссудам значительно выросла и составила 10,1%  от суммы совокупного кредитного портфеля, на конец 2008 г. она составляла 6,2%. Начиная с четвертого квартала 2009 г. кредитный портфель Банковской группы «Альфа-Банк» начал восстановление благодаря наращиванию объемов кредитования высококлассных заемщиков.

 

Таблица 3 – Структура активов  ОАО «Альфа-Банк»

Активы

2009г.,

тыс. руб.

2008г,

тыс. руб.

1  Денежные средства

17 832 988

23 000 593

2    Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации

18 398 712

59 193 056

2.1   Обязательные резервы

3 207 472

725 347

3  Средства в кредитных организациях

2 976 103

1 794 770

4  Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

40 911 826

28 095 356

5    Чистая ссудная задолженность

444 873 039

513 852 254

6   Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

45 730 786

26 284 858

6.1  Инвестиции в дочерние и зависимые организации

10 467 085

10 202 078

7  Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения

0

0

8 Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

3 913 162

4 163 871

9   Прочие активы

10 349 521

8 326 390

10 Всего активов

584 986 137

664 711 148


 

В структуре пассивов Банковской группы «Альфа-Банк» текущие счета и депозиты клиентов выросли на 8,8%  с 12,6 млрд долларов США на конец 2008 г. до 13,7 млрд долларов США на конец 2009 г., что позволило погасить все необеспеченное финансирование от Банка России. Общий объем средств, полученный от Банка России, снизился с 5,0 млрд долларов США в 2008 г. до 0,3 млрд долларов США в 2009 г.

В январе 2009 г. Банковская группа «Альфа-Банк» первым из частных банков получила необеспеченный субординированный заем от Внешэкономбанка на сумму 10,2 млрд руб. В октябре Банковская группа «Альфа-Банк» получила второй субординированный заем на сумму 29,4 млрд руб. Субординированные займы, а также кредит на сумму 320 млн. долларов США, полученный от акционеров в июне 2009 г. увеличили коэффициент достаточности капитала на конец 2009 г. до 20,0%  по сравнению с 9,2%  на конец 2008 г.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, Банковская группа «Альфа-Банк» сохранила положение крупнейшего российского частного банка, преодолев международный финансовый кризис, уделяя особое внимание рискам ликвидности, кредитным и валютным рискам. Банковская группа «Альфа-Банк» поддерживает значительный запас ликвидных средств, имеет доступ к дополнительным источникам финансирования, предоставляемым государственными организациями, и имеет в наличии портфель высоколиквидных облигаций, доступных для продажи и операций РЕПО.

Банковская группа «Альфа-Банк» одной из первых вышла на международный рынок капитала, выпустив в марте 2010 года среднесрочные еврооблигации на сумму 600 млн. долларов США с погашением в 2015 году со ставкой купона 8% годовых. В 2009 году банковская группа «Альфа-Банк» погасила два синдицированных займа в общей сумме 705 млн. долларов США, среднесрочные еврооблигации на сумму 400 млн. долларов США, а также все выпуски Еврокоммерческих бумаг в размере 219 млн. долларов США. В настоящее время совокупные обязательства Банковской группы «Альфа-Банк» на международных рынках капитала, оставшиеся к выплате в течение 2010 г., составляют 389 млн. долларов США и 208 млн. долларов США — в течение 2011 г. Погашение данных обязательств будет осуществлено из текущего денежного потока.

В 2009 году произошли существенные внутренние изменения — были объединены корпоративный и инвестиционный бизнесы в единый блок с целью повышения эффективности и возможности предложить клиентам полный спектр корпоративных и инвестиционных продуктов. В 2009 году был также завершен ребрендинг отделений Банка «Северная Казна» и интеграция продуктовой линейки и клиентской базы с Альфа-Банком. Стратегическими приоритетами Банковской группы «Альфа-Банк» в текущих условиях являются: улучшение качества активов, эффективная реструктуризация и возврат проблемных кредитов, консервативный рост кредитного портфеля с учетом качества заемщиков, увеличение доходности бизнеса за счет диверсификации источников доходов с упором на комиссионную прибыль и расширение линейки продуктов.

Поддержка национального искусства — одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки.

Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

 

2.2. Процесс реинжиниринга ИТ-архитектуры хранилища данных в ОАО «Альфа-Банк»

 

Для любого банка корпоративное хранилище данных является одной из важнейших ИТ-систем. От его качества и соответствия современным стандартам зависит уровень оказываемых услуг, аналитические возможности и потенциал для поддержки развития бизнеса. «Альфа-Банк» начал миграцию хранилища данных на новую платформу в 4-м квартале 2008 года, а партнером проекта выступила группа компаний АТ Consulting. В качестве СУБД была выбрана Oracle, для аппаратной части — программный комплекс HP-UX.

 «Альфа-Банк» — один  из крупнейших частных банков  в России. У него более ста  подразделений и филиалов, в том  числе и за границей — на  Украине, в Белоруссии, Казахстане, Нидерландах и в других странах. Такая крупная структура не  может функционировать без надежного  корпоративного хранилища данных. Первый проект такого рода  был реализован в банке еще  в 2005 году. К 2008 году руководство  пришло с пониманием, что существующая  система перестала удовлетворять  потребностям банка. Не устраивало, в первую очередь, отсутствие  возможности делать нерегламентированные  запросы, позволяющие быстро получать  информацию в нестандартном виде, а также резкое падение производительности. Используемая ранее в банке  платформа исчерпала возможности  для масштабирования системы, а  ее дальнейшая эксплуатация несла  существенные риски потери работоспособности  хранилища данных «Альфа-Банка» уже в ближайшем будущем.

В результате было принято решение о реинжиниринге ИТ-архитектуры хранилища данных и, как следствие, миграции на новую систему управления базами данных. Предварительно банк выбрал компанию, основанную в США — одного из лидеров в области разработки и внедрения инновационных технологий баз данных, — продукты которой и ранее использовались в «Альфа-Банке». Затем для проведения тестовых испытаний было решено пригласить и Oracle, признанного лидера на рынке СУБД как в мире, так и в России.

Чтобы принять окончательное решение, в банке был инициирован и проведен пилотный проект. Для обеих систем было подготовлено одинаковое задание, на выходе измерялась производительность загрузки, возможность работы с данными в разных режимах. Спустя несколько месяцев, после оценки результатов, выбор был сделан в пользу СУБД Oracle, пилотный проект не только подтвердил лидерство и инновационность продуктов компании, но также продемонстрировал более слаженную работу проектной команды и потенциал для выполнения высокотехнологичных проектов. В результате тендера был выбран интегратор — AT Consulting.

Миграция на новую ИТ-платформу проходила в несколько этапов. Подготовительные шаги заключались в определении данных, которые необходимо перенести. Изначально существовали ETL-процессы по выгрузке/загрузке данных из ODS в DWH. Все это находилось на одной платформе. Затем ХД было перенесено на сервер под управлением HP Superdome, где использовалась СУБД Oracle. И наконец, подошла очередь реинжиниринга процессов загрузки данных.

Изначальный срок проекта составлял около пяти месяцев. Но для решения более приоритетных задач срок окончания проекта был перенесен на два месяца. При этом, с одной стороны, была внедрена новая функциональность на базе старого ХД, что дало бизнесу новые возможности по анализу данных, а с другой — более тщательно проработан процесс перевода ХД на новую платформу. Это позволило предоставлять необходимые аналитические данные и отчеты без нарушения SLA.

Сам процесс физического переключения занял два дня.

Процесс внедрения сопровождался рядом трудностей, как организационных, так и технических. Одновременно с переходом на новое хранилище данных старое продолжало развиваться, подстраиваясь под нужды бизнеса. Соответственно, возник целый ряд трудностей: необходима была постоянная координация как внутри ИТ-отдела, так и с командой интегратора. Для четкой работы необходимо было ясное понимание, что внедряется в старую систему, а что будет переноситься в новую, чтобы не терять функциональность. Для решения этих проблем было введено понятие «заморозки». Она касалась как внедрения, так и полной остановки загрузки данных в старое хранилище, докачки данных с него, актуализации и собственно переключения. Возникла проблема и с кросс-платформенным взаимодействием. В решении задач участвовала слаженная команда, состоящая из специалистов «Альфа-Банка», AT Consulting, Informatica и Hewlett Packard.

Специалисты ИТ-службы банка и команды внедрения тщательно следили за артефактами, появляющимися в системе. Необходимо отметить, что в процессе осуществления проекта впервые в России была применена технология динамического распределения пула процессоров на HP Superdome совместно с компанией Oracle. Эта технология позволяет при переключении с основного сервера на резервный автоматически управлять процессорами, которые активируются на резервном сервере.

ИТ-служба банка в процессе работы над проектом отвечала за задачи, связанные с производительностью, тестированием, поддержкой. Все остальное находилось в ведении интегратора AT Consulting.

Внедрение технологий Oracle позволило банку снять системное ограничение по масштабированию, повысить производительность сервисов хранилища данных и оптимизировать структуру хранения данных, сократить время загрузки и создать оптимальную инфраструктуру для дальнейшего развития системы как с точки зрения надежной поддержки основных бизнес-процессов, так и создания конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг.

В результате реинжиниринга банк получил инструмент, позволяющий предоставлять актуальные данные вовремя. Например, новое хранилище данных позволяет автоматически приводить данные российского бухучета к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Построенная система дает возможность детализировать учет с точностью до сделки. Многие подразделения теперь имеют возможность ежедневного анализа ликвидности. Кроме того, хранилище служит источником данных для продукта, позволяющего прогнозировать состояние ликвидности банка в целом. Коммерческий отдел анализирует в новой системе данные по клиентам и доходности. В данный момент хранилище имеет размер около 12 терабайт. Используются сервера HP Superdome и технология загрузки ETL от компании Informatica. Конечно, есть возможность резервирования информации. В настоящий момент продолжается развитие управления качеством данных.

Установленная платформа позволит в дальнейшем внедрить версии банковского программного обеспечения, предоставляющие непрерывную поддержку операций — работающие 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Благодаря новым системам Банк сможет развиваться без каких-либо ограничений, как с точки зрения объемов операций, так и с точки зрения спектра продуктов, конструктивно управлять отношениями с клиентами. Новая система позволит централизованно поддерживать новые каналы продаж — таких, как интернет, предоставление банковских услуг через каналы голосовой связи, мобильные телефоны, доступ через WAP и Call center. Новая система будет обладать лучшими рычагами управления и гораздо более совершенной информационной системой управления, что позволит Банку повысить эффективность своей деятельности за счет снижения цены на единицу продукции и сокращения избыточного персонала.

Новые системы и принципы позволят провести реинжиниринг многих бизнес-процессов для рационализации работы и оптимального использования бизнесом новых технологий. 
Заключение

 

Если обобщить все вышесказанное о реинжиниринге, то можно сделать следующие выводы:

Необходимость в реинжиниринге связана с высокой динамичностью современного делового мира. Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность.

Информация о работе Реинжиниринг бизнес-процессов ОАО «Альфа-Банк»