Моделирование и анализ бизнес-процессов на примере гостиницы «Баргузин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Структурный подход основан на использовании, как правило, иерархической организационной структуры. При этом управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через соответствующих должностных лиц. Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются:
разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры;
отсутствие конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над технологией;
отсутствие цельного описания технологий выполнения работы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
Понятие и классификация бизнес-процессов..…….………...…….5
Сущность процессного подхода……………………………...…...10
Методы и методики моделирования бизнес-процессов….……...11
Анализ предметной области «Гостиница «Баргузин»
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Баргузин»………….…….23
2.2. Анализ организационной структуры……………………….........24
2.3. Анализ документооборота гостиницы…………………………...25
2.4. Описание основных бизнес-процессов предприятия.…………..28
3. Моделирование бизнес-процессов гостиницы «Баргузин»………..………29
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

моделирование.docx

— 3.00 Мб (Скачать файл)

 

Рис.4. Метамодель категорий бизнес-модели

Наличие механизмов расширения принципиально отличает UML от таких средств моделирования, как IDEF0, IDEF1X, IDEF3, DFD и др. Перечисленные языки моделирования можно определить как сильно типизированные (по аналогии с языками программирования), поскольку они не допускают произвольной интерпретации семантики элементов моделей. UML, допуская такую интерпретацию (в основном за счет стереотипов), является слабо типизированным языком. К его механизмам расширения относятся:

• стереотипы;

• тегированные (именованные) значения;

• ограничения.

Стереотип – это новый тип элемента модели, который определяется на основе уже существующего элемента. Стереотипы расширяют нотацию модели, могут применяться к любым элементам модели и представляются в виде текстовой метки или пиктограммы.

Именованное значение – это пара строк «тег = значение» или «имя = содержимое», в которых хранится дополнительная информация о каком-либо элементе системы, например, время создания, статус разработки или тестирования, время окончания работы над ним и т.п.

Ограничение – это семантическое ограничение, имеющее вид текстового выражения на естественном или формальном языке (OCL – Object Constraint Language), которое невозможно выразить с помощью графической нотации UML.

Авторы метода Ericsson-Penker создали свой профиль UML для моделирования бизнес-процессов под названием Ericsson-Penker Business Extensions, введя набор стереотипов, описывающих процессы, ресурсы, правила и цели деятельности организации.

Метод использует четыре основные категории бизнес-модели:

• Ресурсы – различные объекты, используемые или участвующие в бизнес-процессах (люди, материалы, информация или продукты). Ресурсы структурированы, взаимосвязаны и подразделяются на физические, абстрактные, информационные и человеческие.

• Процессы – виды деятельности, изменяющие состояние ресурсов в соответствии с бизнес-правилами.

• Цели – назначение бизнес-процессов. Цели могут быть разбиты на подцели и соотнесены с отдельными процессами. Цели достигаются в процессах и выражают требуемое состояние ресурсов. Цели могут быть выражены в виде одного или более правил.

• Бизнес-правила – условия или ограничения выполнения процессов (функциональные, поведенческие или структурные). Правила могут диктоваться внешней средой (инструкциями или законами) или могут быть определены в пределах бизнес-процессов. Правила могут быть определены с использованием языка OCL, который является частью стандарта UML.

Все эти категории связаны между собой: правило может определять способ структурирования ресурсов, ресурс назначается конкретному процессу, цель связана с выполнением конкретного процесса.

Основной диаграммой UML, используемой в данном методе, является диаграмма деятельности. Основным элементом диаграммы является деятельность (activity). Деятельность изображается в виде закругленного прямоугольника с текстовым описанием. Любая диаграмма деятельности должна иметь начальную точку, определяющую начало потока событий. Конечная точка необязательна. На диаграмме может быть несколько конечных точек, но только одна начальная.

6. Метод моделирования, используемый в технологии Rational Unified Process

Язык UML используется также в методе моделирования бизнес-процессов, являющемся частью технологии Rational Unified Process компании IBM Rational Software. Этот метод, направленный прежде всего на создание основы для формирования требований к ПО, предусматривает построение двух базовых моделей:

• модели бизнес-процессов (Business Use Case Model);

• модели бизнес-анализа (Business Analysis Model).

Модель бизнес-процессов – модель, описывающая бизнес-процессы организации в терминах ролей и их потребностей. Она представляет собой расширение модели вариантов использования (use case) UML за счет введения набора стереотипов – Business Actor (стереотип действующего лица) и Business Use Case (стереотип варианта использования).

Business Actor (действующее лицо бизнес-процессов) – это некоторая роль, внешняя по отношению к бизнес-процессам организации. Потенциальными кандидатами в действующие лица бизнес-процессов являются: акционеры, заказчики, поставщики, партнеры, потенциальные клиенты, местные органы власти, сотрудники подразделений организации, деятельность которых не охвачена моделью, внешние системы.

Список действующих лиц составляется путем ответа на следующие вопросы:

• Кто извлекает пользу из существования организации?

• Кто помогает организации осуществлять свою деятельность?

• Кому организация передает информацию и от кого получает?

Business Use Case (вариант использования с точки зрения бизнес-процессов) определяется как описание последовательности действий (потока событий) в рамках некоторого бизнес-процесса, приносящей ощутимый результат конкретному действующему лицу. Это определение подобно общему определению бизнес-процесса, но имеет более точный смысл. В терминах объектной модели Business Use Case представляет собой класс, объектами которого являются конкретные потоки событий в рамках описываемого бизнес-процесса.

Данный метод концентрирует внимание в первую очередь на элементарных бизнес-процессах. Такой процесс можно определить как задачу, выполняемую одним человеком в одном месте в одно время в ответ на некоторое событие, приносящую конкретный результат и переводящую данные в некоторое устойчивое состояние (например, подтверждение платежа по кредитной карточке). Выполнение такой задачи обычно включает от пяти до десяти шагов и может занимать от нескольких минут до нескольких дней, но рассматривается как один сеанс взаимодействия действующего лица с исполнителями.

Каждый Business Use Case отражает цель или потребность некоторого действующего лица.

Описание Business Use Case представляет собой спецификацию (текстовый документ), которая, подобно обычному варианту использования, состоит из следующих пунктов:

• наименование;

• краткое описание;

• цели и результаты (с точки зрения действующего лица);

• описание сценариев (основного и альтернативных);

• специальные требования (ограничения по времени выполнения или другим ресурсам);

• расширения (исключительные ситуации);

• связи с другими Business Use Case;

• диаграммы деятельности (для наглядного описания сценариев – при необходимости).

Описание Business Use Case может сопровождаться целью процесса, которая так же, как и в методе ErikssonPenker, моделируется с помощью класса со стереотипом «goal», а дерево целей изображается в виде диаграммы классов.

Для каждого Business Use Case строится модель бизнес-анализа – объектная модель, описывающая реализацию бизнес-процесса в терминах взаимодействующих объектов (бизнес-объектов – Business Object), принадлежащих к двум классам – Business Worker и Business Entity.

Business Worker (исполнитель) – активный класс, представляющий собой абстракцию исполнителя, выполняющего некоторые действия в рамках бизнес-процесса. Исполнители взаимодействуют между собой и манипулируют различными сущностями, участвуя в реализациях сценариев Business Use Case. На диаграмме классов UML исполнитель представляется в виде класса со стереотипом «business worker».

Понятие Business Entity аналогично понятию сущности в модели «сущность-связь», за исключением того, что в данной модели не определяется поведение сущности, а в объектной модели сущность может иметь набор обязанностей. На диаграмме классов UML сущность представляется в виде класса со стереотипом «business entity».

 

2. Анализ предметной области «Гостиница «Баргузин»

2.1. Краткая характеристика предприятия

В данной курсовой работе в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница «Баргузин», которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.

Адрес: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 28

По своей организационно-правовой форме гостиница «Баргузин» является обществом с ограниченной ответственностью.

Гостиница оказывает следующие услуги: предоставление номеров, их обслуживание, администрирование телефонных переговоров.

Туристская гостиница "Баргузин" - 5-этажная гостиница эконом-класса расположена в самом центре города Улан-Удэ, недалеко от главной площади города, автовокзала, рядом расположены крупные торговые центры, театры, развлекательные центры. От аэропорта - 15 км, от железнодорожного вокзала - не более 2 км. Здесь всегда тепло, уютно и гостеприимно встречают гостей. 
Гостиница располагает 67 номерами (1,2,3-местные и номера "люкс").

1,2,3-хместные стандартные  номера: стандартные кровати, телевизор, маленький холодильник, санузел с ванной или душевой кабиной, телефон.

Номера "Люкс" двухкомнатные: включают спальню и зал. В каждом «люксе» - мягкая мебель, холодильник, телевизор, телефон, кондиционер, новая сантехника, зеркало для бритья, душ. 

категория номера

Стоимость за 1 место

Стоимость за номер

Люкс

1320

2640

1местный номер 

1060

1060

2местный номер 

790

1580

3местный номер

600

1800





Среди дополнительных услуг: салон красоты, конференц-зал на 50 мест, бильярд,  парковка, камера хранения, бронирование билетов на авиа - и железнодорожные билеты, кафе.

 

    1. Анализ организационной структуры предприятия

На предприятии четко распределены полномочия и меры ответственности по каждой должности. Каждый понимает, что от него ждут, и кто на него опирается. Структура управления на предприятии – линейно-функциональная. Линейное управление подкреплено вспомогательными службами. Можно выделить следующие уровни управления:

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура гостиницы «Баргузин»

Согласно штатному расписанию в настоящее время в гостинице работает 13 сотрудников.

Таблица 2.1.Штатное расписание сотрудников гостиницы

Наименование сотрудников

Количество сотрудников

Количество ставок

1. Директор

1

1

2. Бухгалтер

1

0,5

3. Менеджер 

1

1

4. Администраторы

2

1

5. Горничные

8

4


Распределение должностных полномочий сотрудников представлено в следующей таблице 2.2.

Таблица 2.2. Распределение должностных полномочий сотрудников

Должность

Функции

1.Директор

Текущее управление предприятием, формирование стратегических планов деятельности

2.Главный бухгалтер

Ведение годовой и квартальной отчетности, делопроизводство, ведение кадровой документации

4.Заведующая гостиницей

Координация работы гостиницы: распределение заданий между подчиненными, текущий и итоговый контроль выполнения поручений, контроль соблюдения трудовой дисциплины, ведение клиентских баз данных

5.Администраторы

Прием и распределение входящих звонков, выполнение заданий руководителей, обработка заказов, бронирование номеров, встреча, регистрация, размещение и проводы клиентов, оформление текущей документации по бронированию

6.Уборщицы

Уборка номеров, холла гостиницы.


Анализируя распределение должностных полномочий сотрудников гостиницы при организации процесса предоставления гостиничных услуг, можно сделать вывод о том, что процесс работы организации не достаточно структурирован. Администраторы перегружены различными должностными обязанностями.

    1. Анализ документооборота гостиницы

 Основной перечень документов:

Информация о работе Моделирование и анализ бизнес-процессов на примере гостиницы «Баргузин»