Метрология, стандартизация и сертефикация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг.
В последние годы подтверждение соответствия продукции, работ, услуг производится не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастают роль, и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………………………………...5
2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции………………………………………………………………11
3. Закон РФ «О стандартизации»……………………………………18
4. Схемы сертификации………………………………………………20
5. Международная сертификация. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК/МЭКСЭ/……24
6. Техника и технология проведения сертификации и аттестации производства…………………………………………………………...28
7. Физические величины как объект измерений………………….35
8. Роль измерений в обеспечении качества продукции…………..39
9. Измерение толщины слоя покрытия…………………………….43
10. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»…………….46
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы………………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

метрология.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

В состав указанной серии  входят следующие стандарты: 

– ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению".

На ИСО 9000-1 должна делать ссылку любая организация, занимающаяся разработкой и внедрением систем качества.

Чтобы быть конкурентоспособными и поддерживать хорошие экономические  показатели, организации-поставщики нуждаются  в применении все более эффективных  систем.

– ИСО 9000-2-93 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003".

Стандарт содержит методические указания по применению разделов стандартов, посвященных обеспечению качества, и особенно полезен в процессе первоначального применения.

– ИСО 9000-3-91 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения".

(ИСО 9000-3 имеет отношение исключительно к программному обеспечению ЭВМ).

– ИСО 9000-4-93 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 4. Руководство по управлению программной надежности".

ИСО 9000-4 следует использовать при необходимости обеспечения надежности (т.е. безотказности, ремонтопригодности и готовности) характеристик продукции.

– ИСО 9001-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9001 следует применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к управлению процессами при проектировании, а также при производстве соответствующей продукции. Установленные требования направлены, главным образом, на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения несоответствий продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.

– ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9002 следует применять при необходимости подтверждения способности компании-поставщика к управлению процессами при производстве соответствующей продукции.

– ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

ИСО 9003 следует применять, когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля и испытаний.

– ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания".

На ИСО 9004-1 должна делать ссылку любая организация, собирающаяся разрабатывать и внедрять систему качества.

ИСО 9004-1 дает описание обширного перечня элементов системы качества, относящихся ко всем этапам и видам деятельности жизненного цикла продукции, с тем, чтобы оказать помощь организации в выборе и применении элементов, соответствующих ее потребностям.

– ИСО 9004-2-91 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам".

На ИСО 9004-2 должны делать ссылки организации, предоставляющие услуги или организации, чья продукция включает элемент услуги.

ИСО 9004-2 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции в сфере услуг, описывает концепции, принципы и элементы системы качества, применяемые ко всем формам предоставляемых услуг.

–  ИСО 9004-3-93 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по перерабатываемым материалам".

На ИСО 9004-3 должны делать ссылки организации, чья продукция (конечная или промежуточная) производится путем переработки и состоит из твердых веществ, жидкости, газов или комбинаций из них.

ИСО 9004-3 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции из разряда перерабатываемых материалов.

– ИСО 9004-4-93 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества".

На ИСО 9004-4 должна делать ссылку любая организация, желающая повысить свою эффективность (независимо от внедрения официальной системы качества). ИСО 9004-4 описывает основные концепции и принципы, административные руководящие указания и методологию (средства и методы) улучшения качества.

– ИСО 10011-1-90 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка".

ИСО 10011-1 следует использовать при организации, планировании, проведении и оформлении проверок систем качества. Стандарт содержит руководящие указания по проверке существующих и внедряемых элементов системы качества, а также по проверке способности системы достичь определенных целей в области качества.

– ИСО 10011-2-91 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества".

ИСО 10011-2 следует использовать при отборе персонала и подготовке экспертов-аудиторов для проведения проверок систем качества.

Стандарт содержит методические указания по квалификационным критериям  для экспертов-аудиторов по проверке систем качества. Они касаются образования, подготовки, опыта, личных качеств и  способности к руководству, требуемых  для осуществления проверки.

– ИСО 10011-3-91 "Руководящие указания систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок".

ИСО 10011-3 следует применять при планировании руководства программой проверки. Он содержит основные руководящие указания по управлению программой проверок систем качества. Стандарт согласуется с другими частями ИСО 10011.

– ИСО 10012-1-92 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. Часть 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования".

ИСО 10012-1 следует использовать, когда качество продукции или процесса в значительной степени зависит от способности точного измерения. Он устанавливает основные показатели системы подтверждения пригодности измерительного оборудования, которое будет использоваться компанией-поставщиком. Стандарт содержит требования к обеспечению качества измерительного оборудования компании-поставщика, гарантирующие, что измерения выполнены с преднамеренной точностью и последовательностью. Он также содержит более подробные требования по сравнению с приведенными в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 и предоставляет методические указания по применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Закон РФ «О стандартизации».

     Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. 

 

Закон «О стандартизации»  определяет меры гос. защиты интересов  потребителей и гос-ва через требования, правила и нормы, вносимые в гос. стандарты при их разработке,  госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. 
     Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность порции, ее техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество в соответствии с достижениями НТП. 

Закон «О стандартизации» регламентирует: 
– организацию работ по стандартизации; 
– содержание и применение нормативных документов по стандартизации; 
– информационное обеспечение работ по стандартизации; 
– организацию и правила проведения госконтроля и надзора за соблюдением обязательных требований государством; 
– финансирование работ по гос. стандартизации, госконтролю и надзору; 
– стимулирование применения государством; 
– ответственность за нарушение положений закона.



     Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

    Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной), стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное неустановлено международными договорами Российской Федерации. Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоящим Законом.

    Госстандарт России  в соответствии с настоящим  Законом устанавливает в государственных  стандартах государственной системы  стандартизации общие организационно-технические  правила проведения работ по  стандартизации, формы и методы  взаимодействия субъектов хозяйственной  деятельности друг с другом, с  государственными органами управления.

 

4.Схемы сертификации.

   Сертификация – это способ контроля товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок, гарантирующий качество.

   Сертификация делится  на международную и национальную. Для России границы здесь весьма условны, поскольку она стремится к гармонизации своих стандартов с мировыми.

Сертификация бывает добровольной и обязательной. Принять решение о том, что какой-то стандарт будет обязательным, могут только власти конкретного государства. По собственной воле они могут делать таковыми также стандарты межгосударственных наднациональных структур или международных организаций по стандартизации.

Существуют два типа органов по сертификации  – одни только оказывают услуги по подтверждению соответствия, другие помимо этого еще и выступают в качестве центров по сертификации. Центры – это системообразующие элементы, которые вырабатывают методы и правила работы в системе сертификации. Кроме центра в такой системе может работать много органов по сертификации. Таким центром является, например, Центр добровольной сертификации «Единый стандарт».

  Сертификация – процедура  подтверждения соответствия объектов  требованиям технических регламентов,  положениям стандартов или условиям  договоров, проводимая третьей  независимой стороной.

  Сертификация подтверждает  заявленное качество товара. В  России постоянно идет процесс  гармонизации отечественных стандартов  с европейскими и международными.

Существует 16 схемы сертификации:

1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 7, 8, 9, 9а, 10, 10а.

Схемы сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям. Рассмотрим содержание схем сертификации. 

Схема 1 ограничивается лишь испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Она применяется для изделий сложной конструкции. 

Схема 1 предназначена для  ограниченного объема выпуска отечественной  продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой. Схема 1а включает дополнение к схеме 1 – анализ состояния производства. 

Схема 2 несколько усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель уже получит сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль над сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образец (образцы) отбирается в торговых организациях, реализующих данный товар, и подвергается испытаниям в аккредитованной лаборатории. Схема 2 рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течение длительного времени. В этом случае инспекционный контроль проводится по образцам, отобранным из поставленных в РФ партий. 

Схема 2а включает дополнение к схеме 2 – анализ состояния производства до выдачи сертификата. 

Схема 3 предусматривает испытания образца, а после выдачи сертификата - инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия - изготовителя перед отправкой потребителю. Образец испытывается в аккредитованной лаборатории.

 Схема 3 подходит для  продукции, стабильность качества  которой соблюдается в течение  большого периода времени, предшествующего  сертификации. 

Схема 3а предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль в такой же форме, как по схеме 3. 

Схема 4 заключается в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с несколько усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию. Используют в случаях, когда нецелесообразно не проводить инспекционный контроль. 

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертефикация