Я-концепция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Цель реферата: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 5
1.1. Структура «Я-концепции» 9
1.2. Когнитивная составляющая «Я-концепции» 11
1.3. Оценочная составляющая «Я-концепции» 12
1.4. Поведенческая составляющая «Я-концепции» 15
1.5. Другие подходы к структуре «Я»-концепции 17
ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ «Я»-КОНЦЕПЦИИ 20
2.1. Развитие Я-образа 24
2.2. Факторы, влияющие на «Я»-концепцию 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

я-концепция.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

 

Анализ  «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Уже эти  два содержательных тезиса о строении «Я-образа», т.е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах «Я-концепции» и тезис о её осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания.

Можно ли вообще выявить, что о себе человек  знает? На первый взгляд вопрос этот риторический: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его «Я-концепции». Однако если человек говорит о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но и дает оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, а вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативна, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний?

Эти вопросы  и ряд других не раз служили  предметом методологического анализа (Wylie R., 1974; Burns R., 1979). Так, среди иррелевантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора - самой «Я-концепции»), рассматриваются социальная желательность описываемых черт, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифицируемость или анонимность ответов, тактика соглашаться или не соглашаться с утверждениями, характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы, контекст всей процедуры диагностики, установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические процедуры.

Помимо  этого, свою роль играют уровень интеллектуального  развития, кооперативная установка  в отношении к диагносту или  исследователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.

Прогресс  в решении этих методологических проблем психодиагностики оказался связанным с продвижением в понимании  психологической сути самого процесса самосознания и его итогового  продукта - «Я-концепции».

В литературе представлен разнообразный набор  методик для изучения «Я»-концепции (образа «Я») или его компонентов.

Различные опросники:

Методика  исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал:

  1. Внутренняя честность;
  2. Самоуверенность;
  3. Саморуководство;
  4. Отраженное самоотношение;
  5. Самоценность;
  6. Самопринятие;
  7. Самопривязанность;
  8. Снутренняя конфликтность;
  9. Самообвинение.

Методика  диагностики социально-психологической  адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

И. С. Кон  поднимает вопрос о том, может  ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с  проблемой соотношения главных  функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Проективные техники

Практически все проективные техники направлены на исследование личностной сферы в  различных её аспектах — уровень  притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т.п. Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.

2.1. Развитие Я-образа

Несмотря  на устойчивость, «Я»-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование «Я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.     Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «Я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной «Я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Младенцы  поначалу не разграничивают себя и  окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более  отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность  тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики  знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек  первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет  им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким  ему следует быть.

Можно сказать, что заложено в «Я»-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в «Я»-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).

На протяжении всего взрослого периода жизни  «Я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения «Я»-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа «Я» нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «Я»-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «Я»-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

2.2. Факторы, влияющие на «Я»-концепцию

Все исследователи  отмечают сложность и неоднозначность  становления и развития образа «Я». Образ «Я» — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования «Я»-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, «Я» идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе «Я».

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

Согласованность внешней оценки и «Я»-концепции.

Значимость  представлений, которые затрагивает  оценка.

Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий  оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).

Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.

Модальность оценки. Принятие или игнорирование  внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу «Я»-концепции в случаях, когда:

оценка не совпадает с представлениями  индивида о самом себе и является негативной;

оценка затрагивает  функционально значимые понятия, которые  индивид использует для самоопределения;

эксперт, выносящий  оценку, пользуется значительным кредитом доверия;

индивид подвергается систематическому воздействию одной  и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Рефлективное  «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.

Г. Е. Залесский  выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:

Значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;

осуществляется  деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;

различные «компоненты» «Я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);

Значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - Психология и педагогика
  2. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание
  3. Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. — МГУ, 1996.
  4. Макарова И. - Психология: конспект лекций
  5. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций
  6. Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции //http://www.psfine.ru/fnows-695-1.html
  7. Когнитивная составляющая «Я-концепции» //http://makeself.ru/a_govori/imidzhelogiya__kak_nravitmzsya_lyudyam/
  8. Я-концепция

//http://ru.wikipedia.org/

  1. Психодиагностика самосознания. Шкалы измерения Я-концепции. //http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/
  2. «Я-концепция» личности. Общие представления о «Я-концепции»

//http://pro-psixology.ru/index.php?newsid=1029&news_page=1


Информация о работе Я-концепция человека