Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение этнических стереотипов городских и сельских старшеклассников.
Задачи:
Рассмотреть:
- теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии;
- понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии;
- понятие этнических стереотипов в современной науке;
- этнические стереотипы старшеклассников;
- этнические стереотипы городских и сельских школьников.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1 Теоретические подходы к проблеме этнического в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2 Понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии 17
1.3 Понятие этнических стереотипов в современной науке 25
1.4 Этнические стереотипы старшеклассников 31
1.5 Этнические стереотипы городских и сельских школьников 35
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

направленность — то, что показывает, каким образом воспринимается объект стереотипа: положительно или отрицательно. Это измерение определяют по соотношению положительных и отрицательных черт, которые входят в состав стереотипа;

интенсивность - уровень предубежденности по отношению к этнической группе. Эту особенность стереотипа определяют путем ранжировки тех черт, которые приписываются этой группе

Эта концепция также с  достаточной ясностью показывает, что  стереотип не что иное, как разновидность социальной установки. Здесь фактически описывается сходная с социальной установкой структура. Если так, то существует возможность широкого применения в этнической психологии всех тех результатов, которые получены в теории социальной установки.

Социальные психологи  считают, что эти четыре «измерения»  стереотипа взаимосвязаны. И это  понятно, так как каждый стереотип  является психологической структурой.

Выделяются следующие  разновидности этнических стереотипов:

Гетеростереотипы являются стереотипными представлениями о другой этнической группе или нации.

Автостереотипы — стереотипные представления народа о самом себе. В то время как гетеростереотипы очень часто (но не обязательно) являются отрицательными, в группе автостереотипов каждого этноса обычно преобладают положительные стереотипные представления о себе.

В стереотипах, как мы уже  знаем, имеются не только образы и  суждения о том или ином этносе, но и оценочные суждения. Эти оценки могут быть положительными (позитивными) или отрицательными (негативными). Причем подобные оценки, всегда вызывают в психике людей соответствующие эмоции — положительные или отрицательные.

Исходя из критерия эмоциональной  оценки, выделяют еще два вида (типа) этнических стереотипов: положительные и отрицательные.

Положительные стереотипы —  это утверждающие, положительные суждения и оценки тех или иных черт этнической группы или этноса в целом.

Отрицательные стереотипы, наоборот, утверждают, что определенная этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные, вредные действия.

По предмету или объему содержания выделяют самые различные разновидности стереотипов. В принципе мы можем иметь столько социальных стереотипов, сколько групп людей знаем. Существуют стереотипные суждения о женщинах и мужчинах (как социальных группах или категориях), о шоферах, бухгалтерах, ученых, пенсионерах, чиновниках и других группах.

Модальные этнические стереотипы, по-видимому, выделяются исходя из предположения, что существует модальная личность этноса. Стереотипы, касающиеся черт модальной (или базисной) личности, называют модальными этническими стереотипами. Можно было бы назвать их также ведущими чертами этнического (национального) характера и, соответственно, ведущими этническими стереотипами.

Нетрудно догадаться, что  модальные этнические стереотипы подразделяются на две подгруппы:

модальные этнические автостереотипы;

модальные этнические гетеростереотипы.

Сильная отрицательная установка  способствует порождению главным образом  отрицательных модальных гетеростереотипов.

Можно выделить следующие  основные функции этнических стереотипов:

Функция экономии мышления - стереотипы, упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.

Функция сохранения существующего общественного строя - поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.

Функция выражения протеста – когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.

Функция искажения реальности - как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией.

Следует знать те специфические  условия, которые требуют появления  стереотипов и способствуют возникновению  этих социально-психологических явлений. В литературе обращается внимание на следующие из этих условий:

дифференциация «мы» и  «они» и приписывание «им» отрицательных  черт. Такие проекции и атрибуции  приводят к дегуманизации представителей других этносов в глазах членов своего этноса;

восприятие других этносов  в качестве соперников, что вызывает к жизни этнозащитные механизмы  и процессы. Формируются комплексные  этнозащитные механизмы в виде этнических предубеждений;

необходимость самооправдания, оправдания совершенных или планируемых  прагматических действий тоже вызывает необходимость создания этнических стереотипов.

Адаптация личности и социальных групп к проблемным ситуациям  осуществляется с помощью целого ряда защитных и других механизмов. Поэтому когда речь идет о защитных функциях этнических стереотипов, проблему эту можно рассматривать на двух уровнях:

каким образом стереотипы участвуют в процессах адаптации  личностей или групп?

какие психозащитные функции  имеют стереотипы в жизни индивидов и групп?

В настоящее время на все  эти и другие вопросы, число которых  велико, невозможно дать однозначные  и удовлетворительные ответы.

Стереотипы как коллективные социально-психологические образования  действуют автоматически и весьма эффективно. Данное означает, что одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам индивид создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Эго уже готовые определения и характеристики, даваемые различным расовым и этническим группам. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден переадаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов и убеждений.

Групповое согласие, пусть молчаливое и «само собой подразумевающееся», в том, что следует думать об определенной социальной или этнической группе и как следует действовать при встрече с ней, — мощная психическая сила, эффективный мотив человеческих действий. Правда, с течением времени эти групповые представления, предписания и ожидания тоже меняются.

Известно, что каждая этническая общность состоит из многочисленных социальных групп, которые отличаются, друг от друга по возрасту своих  членов, по полу, профессии, классовой  принадлежности и т.п.

Чтобы понять соотношение  социальных установок и стереотипов  нужно знать современные представления  о структуре социальных установок. Нас здесь интересуют именно социальные установки, так как речь идет о  таких социальных объектах, как этнические группы и их члены — этнофоры: они являются социальными объектами установок.

В социальных установках анализ вскрывает три основных компонента, или «блока»:

когнитивный блок содержит образ предмета установки, мысли о нем и его оценки; все эти познавательные компоненты частично выражаются словами (вербализованы), частично же (иногда — преимущественно) подсознательны и невербальны (бессловесны);

эмоциональный блок включает положительные, отрицательные или амбивалентные эмоции и чувства, которые вызываются в личности (носителе установки) предметом установки; эмоциональный блок установки может состоять из нескольких эмоций и быть амбивалентным или даже многозначным;

так называемый конативный блок содержит тенденцию к действиям, а может быть, даже программу тех действий, которые совершила бы личность при встрече с этим объектом (человеком или группой).

Если теперь мы сравним  вышеизложенное с описанием структуры  социального стереотипа, то без труда  убедимся, что стереотип почти  всегда содержит первые два блока: когнитивный  и эмоциональный, тогда как третий блок присутствует не всегда.

Стереотипы оказывают  влияние на восприятие, память, мышление и обучение людей, на межличностные  отношения. Они, как и следовало  ожидать, влияют и на поведение людей. Они содержат в себе программы  действий людей. Всему этому человек  учится не только на своем ограниченном личном опыте, но и в процессе социализации.

После того как возникает  дифференциация «мы — они» и формируются  различные установки и мнения об этих группах, эти психические  образования начинают оказывать  влияние на поведение людей. С  членами своей группы люди более  общительны, готовы помочь им и т.п. Достаточно знать, что какие-то люди «из наших», и названные просоциальные действия нередко запускаются без особого труда. В то же время поведение по отношению к членам другой, «не своей» группы не отличается сопереживанием и готовностью оказать помощь, а если чужая группа считается враждебной, человек может совершать агрессивные действия.

Как известно из теории ролей, в структуру социальной роли входят:

предписываемые обществом  или референтной группой правила  поведения (ожидания);

ожидания самого исполнителя, т. е. его представления о том, как он будет исполнять роль;

само исполнение, т. е. поведенческий  аспект роли.

Нетрудно увидеть, что  социальный стереотип имеет сходство с социальной ролью, как в структурном, так и в функциональном аспектах. Поэтому иногда говорят, что стереотип  — это роль, исполнения которой  от человека требуют уже потому, что он является членом определенной группы.

Этнический стереотип  при таком подходе тоже является разновидностью роли, но это уже  этническая роль человека, которую  ему предписывает его этнос. Во всяком случае, как в ролях, так и в  стереотипах есть ожидания, которые предъявляются к исполнителю, и в этом отношении эти явления сходны.

Есть стереотипы, носителем  которых является вся нация, но есть и такие, которые имеют более  поверхностный и текущий, временный  характер. Носителями последних являются отдельные социальные, например профессиональные, группы. Однако могут наблюдаться  переходы из одной группы стереотипов  в другую. 8

 

 

 

1.3 Понятие этнических  стереотипов в современной науке

 

В понимании явлений «языковая картина мира» и «ценностная картина мира» немаловажную роль играет понятие «стереотип». Большинство словарей отмечает, что слово «стереотип» имеет негативное значение. В качестве примера можно привести определение стереотипа, которое дает словарь-справочник по психологии, составленный Майком Кордуэллом: «Стереотип – жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей. Поскольку мы вообще склонны к упрощениям, то формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений».9

В Кратком словаре когнитивных  терминов находим следующее определение: «Стереотип – это стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Стереотип обладает логической формой суждения в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающего отдельному классу лиц определенные свойства или установки, или, наоборот, отказывающего им в этих свойствах или установках. Выражается в виде предложения типа: итальянцы музыкальны, южане вспыльчивы, профессора рассеяны и т.д.».10

Феномен «стереотип» рассматривается не только в работах психологов, но и лингвистов, социологов, этнографов, когнитологов, этнопсихолингвистов (У. Липпман, Ю.Д. Апресян, Ю.А. Сорокин, Ю.Е. Прохоров, Е.Бартминский и др.)

Представители каждой из названных  наук выделяют в стереотипе те его  свойства, которые они замечают с  позиций своей области исследования, а потому выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т.д. Например, социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы – это обобщённое представление  о типичных чертах, характеризующих  какой-либо народ.

Информация о работе Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников